Фото к тексту_www.zhkrasivo-travel.ru

Член Совета по правам человека при Президенте России, председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов раскритиковал Дагестан, потому что тот последние 15 лет превращается «из гостеприимного региона нашей страны с реальными традициями многонациональной дружбы, взаимоуважения и лояльности в оплот чуждого и враждебного нам радикализма, псевдорелигиозной и культурной нетерпимости».

Заур Газиев

Конечно, очень хотелось бы с ним поспорить и сказать, что это всё не так, как он пишет. Но вы просто загляните в социальные сети и почитайте что пишут люди, какие комментарии они оставляют. И это по самым разным поводам. Много лет работая над проектом «Глобальная сеть» я читаю, что пишут люди по любому поводу, и это просто кровь из глаз! Понимаю, что шквал маразматического потока сознания не может быть основой для социологических исследований, эта выборка просто нерелевантна, но то, что огромное количество людей всё больше относится к туристическому потоку отрицательно – это чистая правда. И дело здесь не в идеологических разногласиях – дело в банальной разнице в оплате труда. Извините, если инфляция съела всю прошлогоднюю прибавку к зарплате – то ничего кроме злости это вызвать не может. А у нас на РГВК предыдущее поднятие оплаты за труд было аж в 2009 году, и вот в 2024 году мы стали получать меликовскую прибавку. Но мы её даже не почувствовали. Цены взлетели так, что хоть плачь у прилавков.

По мнению Кирилла Кабанова, за очень короткий срок происходит перерождение Дагестана из гостеприимного региона в оплот чуждого и враждебного нам радикализма, псевдорелигиозной и культурной нетерпимости. Думаю, что в своих высказываниях он как прав, так и не прав. Люди свою злость, обиды, недовольство, уязвлённое чувство справедливости могут сублимировать в религиозную нетерпимость. Вполне. Но здесь нужно понимать множество факторов, которые влияют на умонастроения людей. И не в последнюю очередь – это вина государства с его во многом двуличной позицией. История с никабами, которая нас огорошила на прошлой неделе, более чем показательна. Правительство, вдруг, озаботилось несоблюдением прав человека – отказалось запрещать никабы, отдав это на откуп регионам. В общем, проблема с фундаменталистами от их берега переплыла к нашему. Нет сомнений в том, что центральные российские регионы никабы запретят. Большая часть северокавказских регионов никабы разрешат. Женщины, для которых никаб – это норма, заберут свих мужей и переедут в те регионы, где это разрешено. И мы снова станем клерикальным анклавом откуда с усиленной скоростью побежит светская составляющая.

***

Я лично не знаком с Кириллом Кабановым. Я не могу знать каковы его ценности, и почему, вдруг, он решил озвучить эту свою позицию. Но очень хотелось бы ему объяснить некоторые вещи. К примеру, то, что государство, в отличие от девочки-подростка, не может становиться в позу и обижаться на часть своего населения. Государство – это власть. А власть это возможность заставлять людей делать то, что нужно. И очень часто делать то, чего эти люди не очень хотят. Вышеупомянутое решение правительства – это не просто отпихивание от себя необходимости решать проблему, это показатель слабости, которую люди, уважающие силу, очень чувствуют. Интересно, а сам Кирилл Кабанов ничего по этому поводу не захотел сказать? Видимо, нет. Или я не увидел. А жаль, потому что у нас в республике, где война с радикалами имеет уже не одно десятилетие кровавого следа, подобное решение воспринимается как слабость, которой надо пользоваться.

Кирилл Кабанов спрашивает: «Почему мы все, жители большой России, должны терпеть то постоянные припадки радикализма, то антисемитские захваты аэропорта, то срыв международного светского мероприятия?» Как я понимаю, в последнем случае речь идёт о конкурсе красоты «Миссис БРИКС», который должен был состояться в Дербенте. Так в чём проблема, спросите у тех, кто испугался и перевёл этот конкурс в Москву. Спросите у тех, кто не гарантировал организаторам безопасности. Спросите у тех, кто должен был бы отлавливать по соцсетям радикалов, пишущих экстремистские комментарии.

Я понимаю, что Кирилл Кабанов сидит и читает комментарии в дагестанских пабликах, чумея от того, что пишут люди. Но при этом он должен понимать, что это только часть людей, сидящих в этом информационном пузыре. Другим гражданам, живущим в других информационных пузырях, вообще не до того, чтобы тратить свое время на написание комментариев. Они читают то, что пишет Кабанов, и не понимают того, о чём он пишет. Просто человеку такого социального статуса, как у него, наверное, не положено судить о вещах по тому, как о них судят малообразованные слои населения. Ну а про то, что не существует такого явления, как коллективная ответственность, члену Совета по правам человека, наверное, вообще рассказывать не нужно. Дагестан – это часть Российской Федерации, где люди, хотя бы формально, наделены теми же правами, что и в других регионах России. Во всяком случае, нам хотелось бы так об этом думать.

***

Ну и теперь о совсем странном подходе. Господин Кабанов предположил, что следует притормозить выделение средств из бюджета на финансирование туризма в Дагестане и «сначала разобраться с радикалами и русофобами, чтобы приезжающие в регион туристы могли чувствовать себя в безопасности». А кто сказал, что сейчас они чувствуют себя в опасности? У меня просто нет слов по поводу того, как это у него в мозгах всё связано между собой. Интересно, вот ему не приходило в голову узнать, как мы тут себя чувствуем? Может, мы и так чувствуем себя наказанными хуже некуда? У нас одни из самых низких зарплат по стране, у нас одни из самых низких пенсий в России. У нас одна из самых худших обеспеченностей бюджета на душу населения по стране. На озеленение Москвы тратится в два раза больше денег, чем весь дагестанский бюджет на год! Может, сначала надо наоборот – ещё больше заняться развитием республики, чтобы регион боялся отказаться от того, чтобы быть частью России, а не подталкивать его к сепаратистским настроениям? Кабанову не хватило истории замирения Чеченской Республики с реками крови с обеих сторон? Очень странная память.

По моему мнению, нужно наоборот расширять число сторонников развития туризма, нужно помогать Дагестану поднимать зарплаты в других отраслях, учитывая, что туристическая отрасль даёт, возможно, богатеть одним, но при этом делает нищими других. Федеральный центр должен компенсировать внутрирегиональные издержки туристической отрасли. А не удивляться тому, что люди звереют от недоступности привычных для них товаров и услуг из-за понаехавших туристов. Ведь ни для кого не секрет, что немалый процент местных жителей не в восторге от туризма в республике из-за постоянного роста цен в туристический сезон на продукты питания и недвижимость.

Про цены на недвижимость – это вообще отдельная история. Про истории, как владельцы квартир выгоняют своих арендаторов на улицу после того, как начинается туристический сезон, мы писали много раз. Читая опус Кабанова, думается, что некоторым людям, прежде чем делиться своим «бесценным» мнением с градом и миром, всё же нужно ознакомится с проблемой, о которой он начинает говорить. И по возможности избавляться от имперского синдрома: мол накажем туземцев, и они станут, как шелковые. Такой подход не работает.

***

Ну а теперь по поводу отменённого конкурса красоты в Дербенте. Прежде чем анонсировать проведение подобного мероприятия в Дербенте организаторам нужно было хорошо подумать. И если уж вы решили это сделать, объявили об этом на весь белый свет, то ни в коем случае нельзя было давать задний ход. Последствия такого бегства самые нехорошие. Ну, провели бы свой конкурс в Дербенте, и что дальше? Те, кто пишет угрозы в адрес организаторов, скорее всего, были бы обнаружены и пойманы. Для дагестанского общества – это только лучше. Зачем надо было убегать, давая экстремистам повод считать вас слабыми и трусливыми. Любой проигрыш светских властей – это не только большая победа клерикалов – это ещё один повод для людей со светскими взглядами убегать из Дагестана. Потом не удивляйтесь, куда деваются из республики специалисты, и почему невозможно найти человека на работу. Ну не хотят люди жить в бесконечном мраке. Не хотят, чтобы кучерявый автомеханик с чудовищным акцентом навязывал им свои средневековые взгляды на жизнь.

Сегодня вопрос выживания светской власти в республике – это вопрос будущего дагестанского общества в том виде, в котором мы его желаем своим детям и внукам. Я не хочу, чтобы Дагестан встал в один ряд с Афганистаном, Йеменом, Сомали. Я хочу, чтобы здесь было правовое государство, чтобы человеческая жизнь имела цену, чтобы мы подчинялись Законам, а не капризному деспоту. И если государство и дальше будет идти на поводу у малограмотных, но очень злых клерикалов, именно такое будущее и ждёт республику. У нас на кону стоит будущее, а не только туристическая отрасль. Жаль, что Кирилл Кабанов не понимает на какой мы развилке.

***

Глава Дагестана Сергей Меликов раскритиковал высказывание члена Совета по правам человека Кирилла Кабанова, в котором тот призвал сократить финансирование туризма региона из-за «радикалов и русофобов», и обвинил правозащитника в разжигании розни. Кабанов ранее заявил в Telegram-канале, что в развитие Дагестана вкладывают «миллиардные бюджетные средства», а регион «перерождается» в «оплот радикализма». 30 мая Кабанов в своем Telegram-канале опубликовал пост, в котором заявил, что Дагестан «перерождается» в «оплот чуждого и враждебного нам радикализма, псевдорелигиозной и культурной нетерпимости». Он упомянул сообщения о переносе конкурса красоты из Дербента в Москву из-за «оскорбительных лозунгов» в адрес участниц и «антисемитские захваты аэропорта».

«Удивлен, если не сказать возмущен, высказываниями о Дагестане члена Совета по правам человека Кирилла Кабанова. В одном из своих последних постов он навешал всевозможные ярлыки на нашу прекрасную республику и ее жителей. Я, не только как глава республики, но и как дагестанец, не могу оставить этот бред без внимания», – написал Меликов в своем Telegram-канале.

Глава республики назвал факты, которые привел Кабанов, «притянутыми за уши», а выводы «искусственными». «А уж градус заявления и вовсе кажется мне неприемлемым для человека, выступающего за межнациональное и межконфессиональное согласие», – добавил Глава Дагестана.

P.S. И вот откуда ни возьмись появляется информация о том, что в администрации города Дербента знать не знают и ведать не ведают ни о каком конкурсе красоты… Возможно это правда. Просто организатором конкурса красоты был кто-то другой.