104871118097

Главная интрига минувшего месяца не состоялась. Несмотря на грозные чистки в рядах российских губернаторов, глава нашей республики остался у руля, и сегодня уже главной политической загадкой является личность человека, который займет премьерское кресло. Народная молва уже обозначила наиболее вероятную кандидатуру. Нам же остается ждать результатов и отметить новое назначение бокалом шампанского. Дай Бог!

Тамерлан Магомедов

Хотя, если разобраться, вопрос ведь не в этом. Ведь мы все в глубине души знаем: кто бы ни занял какую-либо должность, по большому счёту, ничего от этого не изменится. Наши проблемы — не в личностях людей, что управляют нами. Наши проблемы — у нас в головах, в нашей системе ценностей. Это наша ментальность и наша судьба. Мы с малых лет воспитываем в своих детях гордость, дух свободы, бесстрашие. Мы пытаемся внушить им, что они — не рабы, но при этом подспудно внушаем, что рабы — это дети соседа. У нас много чего построено по принципу свой — чужой. И это будет продолжаться, пока мы остаемся такими, какими являемся.

Мы гордимся своими традициями, мы театрально вздыхаем о высоких моральных качествах предков. Мы с омерзением отбрасываем книги по истории, когда видим, что в реальности наше прошлое не было столь идеально. Но ведь это удобно. Отбросить историю, назвав ее советской выдумкой, и застлать себе разум приятными выдумками. В кого ни плюнь — кругом, если не хан, так точно чанка по происхождению. Райатов и кулов наш гордый край и не видывал, оказывается, никогда.

Но ведь это не так. И райтов хватало всегда, и просто бедноты из узденей. Не хватало лишь социальных лифтов. Их-то и предложил бедноте шариат. Вернее говоря, джихад против неверных, в число коих новоявленные имамы и шейхи быстро определили и родовую знать. Построение социального равенства с помощью закона божьего продолжалось в Дагестане около ста лет и кончилось торжеством джахилии. На смену только-только окрепшему на Кавказе царизму пришли большевики. Лозунги их были просты и понятны. Как оказалось, наши гордые предки порой были не прочь самолично пристрелить имама сельской мечети, если он был зажиточнее. А он бывал зачастую зажиточней многих сельчан. Самые нуждающиеся после этого разбирали камни из мечети на строительство индивидуального жилья. И это тоже наши люди, кстати, тоже воспитанные на идеалах наших гордых предков.

После семидесяти лет строительства светлого будущего все нуждающиеся (коих по-прежнему было большинство) окончательно осознали, что необходимо свергнуть новую иерархическую знать — партийных бонз — и строить демократию. Никто, правда, не учел возможности появления новой буржуазной знати — олигархии. В общем, борьба продолжилась.

Стоит заметить, что, несмотря на многочисленные упреки и насмешки, 70 лет для режима — это вполне себе срок в нашу эпоху. К примеру, олигархические круги все двадцать лет нахождения у власти не в состоянии стабилизировать ситуацию. Дело в том, что у коммунистов существовало хотя бы подобие социальных лифтов. Там колхозница из горного аула могла оказаться избранной в Верховный Совет РСФСР, а сын батрака мог стать министром огромной области. До какого-то момента эти подобия социальных лифтов реально функционировали и давали надежду человеку, что светлое будущее наступит для него не в некой отдаленной перспективе, а уже сразу после получения партбилета.

На что может сегодня рассчитывать рядовой обладатель партбилета «Единой России»? К тому же в Дагестане? Увы, и подобием социальных лифтов сегодня не пахнет. Вполне логично, что на смену партбилету и партийному значку все чаще приходит другой атрибут — борода по сунне. И вроде бы шариат во многом предполагает социальное равенство и справедливость, вот только какие социальные лифты он предлагает? С одной стороны, рост в теологическом плане, что можно назвать аналогом партийного роста. С другой стороны, карьера в области вооруженного джихада как альтернатива карьере в органах госбезопасности. И тут шариат определенно выигрывает: ведь ни за обучение теологическим знаниям, ни за вступление в ряды вооруженного бандподполья платить взяток не нужно, даже не имеет значения то, чей вы родственник. О каком мире на Кавказе можно говорить в таком случае?

Конечно, рассчитывать на появление каких бы то ни было действующих социальных лифтов не приходится. И так на всех пирога не хватает. Но вполне еще возможно хотя бы создание каких-нибудь радужных телепроектов на том же канале РГВК. Что-нибудь типа «Стань звездой» или «О счастливчик». Как сказал один киногерой, «уж если все хлеба сгорели, то давайте хоть спляшем на амбарном пепелище».