Шахматы называют в шутку еврейским боксом. Продолжая аналогию, можно сказать, что бокс — это дагестанские шахматы. В этом ничего обидного нет, в боксе тоже бывают многоходовые комбинации. Геннадий Иванович Шатков, олимпийский чемпион, был кандидатом юридических наук. А другой олимпийский чемпион, тоже по боксу, Валерий Владимирович Попенченко был кандидатом технических наук.

Теймур Абдуллаев

В дагестанском характере есть особенные черты, их интенсивность выше, нежели у других народов. В их числе надежда только на себя (а не, например, на государство), предприимчивость, реальное осознание возможного для себя потолка. Только два гроссмейстера эпохи передела собственности родом из Дагестана оказались способными на многоходовые, воистину шахматные комбинации. Это Сулейман Керимов и Асанбуба Нюдюрбегов. По труду и награда.

Большинство наших бизнесменов начинали или с челночного бизнеса, или использовали административный ресурс. К примеру, большинство «красных директоров» оказались хозяевами своих морально и технически устаревших предприятий. Путно распорядиться приобретенным имуществом у многих из них пока не получилось. На своих предприятиях они разместили в основном рынки. Это неплохое использование городской земли, но никудышнее использование промышленной инфраструктуры.

Приятное исключение составляет «Совхоз тепличных культур», который сумел сохранить структуру предприятия, осовременить его, перейти на новые виды сельскохозяйственных культур. Работник этого предприятия Касум Магомедович Ахмедов много мне рассказывал о налаживании новых экономических связей буквально по всей стране. О ежедневных трудностях. Это их трудности, и дай Аллах, как говорится, успехов им в труде.

Многие из бизнесменов средней руки ограничиваются торговлей, ремонтом машин, производством пластиковых окон. Поэтому на сегодняшний день нам уготована роль информационной и промышленной окраины не только страны, но и мира. Зачастую споры между структурами выливаются в «дагестанские шахматы». На пустячном месте, где и конфликта и не разглядеть, проливается кровь. То повздорят хозяева двух бензоколонок, то кто-то припаркуется не там. Чего нет в характере нашего народа, так это терпимости.

Не могу не заметить, что в целом обслуживание населения видами услуг значительно улучшается. Наш строительный бум дал, безусловно, положительный результат. Жилье дешевым не назовешь, но доступным, с учетом возможности ипотеки, назвать уже можно. Строительный бум, кстати, имеет свои, чисто демографические, пределы. Когда он закончится, а конец его возможен через 6-7 лет, гастарбайтеры разъедутся по своим малым родинам. Интенсивность инвестиций начнет спадать. Чем заполнить нишу? Пластмассовыми окнами, которые к тому времени тоже уже все поставят? У нас много трудолюбивых людей, готовых работать в любых отраслях. Не каждый рожден быть бизнесменом. В огромных торговых трехэтажных домах, построенных во множестве, вполне можно разместить те же пошивочные и обувные предприятия, но при условии существования госзаказов. Иначе таким предприятиям не выжить. Вполне можно было бы размещать «отверточные» заводы по сборке несложных автомобилей. Кстати, их можно было бы разместить в цехах, торгующих сейчас розницей.

Не надо изобретать велосипед, надо его производить! Когда я вижу своих ровесников в разных частях города или в других городах, десятилетиями(!) перебивающихся случайными заработками, мне становится горько. Да, есть у нас нешустрые ребята, безынициативные, но это же наш золотой потенциал. Они не спились, как во многих городах России, они рады бы найти хорошую работу. Ее просто нет. Люди, создающие рабочие места, подумайте о них! Кроме того, существует огромный слой молодых людей, недавно окончивших вузы, большинство из них, кроме основной специальности, разбирается в информатике. Системное администрирование не менее важная часть жизни современного офиса, и директорам пора понять это. Хватайтесь за таких ребят обеими руками!

Все это я говорю для того, чтобы разъяснить, что «еврейский бокс» (шахматы) создают олигархии, но не олигархии являются основой экономики. Олигархии структурируют экономику, упорядочивают ее. Наполняют же ее живой кровью — деньгами, производством — именно структуры типа «дагестанских шахмат». Они — эритроциты экономики. Каждый серьезный ученый-экономист утверждает, что основа экономической жизни страны — средний и малый бизнес.