40212418085

Это одна из тех историй, когда нашим человеком действительно хочется гордиться. Уроженец города Избербаш Николай Михайлович Карабакин уехал со своей семьёй в Калининградскую область ещё в конце девяностых. По-русски организованный и дотошный, по-дагестански упорный и целеустремлённый, он не маялся в поисках лучшей доли, а быстро нашел себя на своей новой родине в Калининградской области. Но, впрочем, обо всём по порядку.

Артур Магомедов

***

Поселок Дорожный, а в простонародье — Табор, вырос в одном из поселков Гурьевского района Калининградской области в середине 1970-х годов. Безо всяких разрешений и согласований его основали цыгане, переехавшие сюда из Литвы. На протяжении недолгой истории этого населенного пункта его обитатели доставляли максимум беспокойств как местным жителям, так и властям. Страсти особенно накалились, когда в 90-х Табор превратился в региональный центр наркоторговли.

В домах, сараях и пристройках Дорожного реализовывалось до 80 процентов наркооборота области; никакие профилактические меры и силовые мероприятия не давали нужных результатов — в Табор продолжали стекаться наркоманы всего региона.

Дорожный долгое время был основной головной болью властей, правоохранительных органов и жителей Гурьевского района Калининградской области. Поселок состоял из полусотни домов, в которых проживали цыгане. Официально большинство из них числились безработными, только стояли они на учете не в центре занятости населения, а в правоохранительных органах. В поселок ежедневно приезжали или приходили пешком, через поле, желающие приобрести дозу — ее здесь можно было приобрести в любое время дня и ночи. Тропинку в поле народ окрестил «дорогой смерти»: на её обочинах время от времени сотрудники правоохранительных органов обнаруживали трупы наркоманов, погибших от передозировки.

По данным регионального управления Федеральной службы по контролю за незаконным оборотом наркотиков, около 80 процентов наркопреступлений в Калининградской области совершались в Дорожном и близлежащих районах. Не меньше 80 процентов от общего объёма ввозимых в регион наркотиков проходили через Табор, более 90 процентов его жителей состояли на оперативном учете у наркополицейских, а многие отбывали наказание в местах не столь отдаленных, нередко — не по одному разу.

Российской Федерации не раз такую статистику ставили в упрек приезжающие в Калининградскую область представители всевозможных европейских комиссий. По их словам, Калининград, находящийся в центре Европы, стал каналом, по которому наркотики поступали из Азии в Европу. Впрочем, это не помешало представителям Европейского суда по правам человека защищать интересы цыган.

Учитывая все это, было принято постановление снести поселок, действия властей по данному вопросу были законны. Суды начались еще в 2002 году. Тогда в суд Гурьевского района Калининградской области обратился прокурор с исками о снесении незаконно возведенных строений в Дорожном. Фактически все дома в поселке, кроме одного (а всего там было 52 жилых капитальных строения), были построены без соответствующих разрешений от Гурьевского муниципалитета. Это судебное разбирательство восстанавливало нарушенный закон в части самовольного строительства, а попутно являлось рычагом для решения еще одной проблемы — давало возможность таким образом ликвидировать очаг наркоторговли.

***

Табор был кошмаром калининградских родителей — большое количество калининградской молодежи хоть раз, да побывали у цыган. Кто-то покупал марихуану, кто-то — героин, кто-то продавал краденый мобильник, кто-то просто ездил за компанию. Мэрию, областную администрацию и ГУВД заваливали письмами с единственной просьбой-мольбой — снести Табор!

Все мероприятия, направленные на ликвидацию очага наркоторговли, возглавил выходец из Дагестана, занимавший на тот момент должность первого заместителя главы Гурьевского района, он же стал и основным инициатором всех мероприятий. Являясь отцом троих детей, он, как никто другой, осознавал степень опасности, нависшей над молодежью района. Николай Михайлович Карабакин взял на себя все дела и лично участвовал в сносе Табора, зачастую нанимая за свой счет спецтехнику и адвокатов. Даже в присутствии представителей правоохранительных органов и работающей техники вокруг поселка продолжали кружить такси, привозя наркоманов за дозой: торговля процветала уже и в полуразрушенном поселке, на окраинах которого сотрудники правоохранительных органов продолжали находить трупы молодых людей, умерших от передозировки.

Полтора года длились эти мероприятия: вместо незаконного поселка, который был эпицентром наркоторговли целого региона, теперь абсолютно ровная площадка.

Татьяна Живова, преподаватель школы искусств Гурьевского района, рассказывает:

«Как преподавателю, как матери мне было тяжело наблюдать, как молодые талантливые дети погибали от передозировки. И мы потеряли одного из самых способных наших учеников. Сотни матерей благодарны Николаю Карабакину, избавившему нашу область от этого ужаса. Мы знаем, что ему и его семье угрожали расправой, но он довел дело до конца. Дагестан может гордиться таким сыном. Большое спасибо и низкий поклон ему от нас, учителей, родителей наших учеников».

У всех жителей района и области появилась обоснованная надежда не трястись больше за своих детей. Сотни непрожитых жизней, тысячи измученных родственников, беспросветный кошмар и неопределенность остались в прошлом.

Виктор Хаджаев, инструктор по спорту управления культуры по делам молодежи и спорту, делится своими впечатлениями:

«Многих ребят из своей секции по вольной борьбе ездил искать в этот злосчастный поселок. Был в шоке, когда в кустах находили трупы молодых людей, умерших от передозировки. Ваш земляк спас нашу молодежь от этой гадости. Первое время нам не верилось, что этот поселок, наконец, снесут. Но, как у вас говорят, мужчина сказал — мужчина сделал. Спасибо ему большое!!!»

Калининградская область считается одним из многонациональных регионов России. Среди её национальных объединений одной из крупнейших является дагестанская община, которая принимает активное участие в решении многих вопросов. На сегодняшний день в Калининградской области живет и работает несколько тысяч дагестанцев. Кто-то занимается предпринимательством, кто-то работает в госструктурах; есть и те, кто занимает должности в органах власти. Наши земляки, объединившись, решают все возникающие проблемы, чем заслужили авторитет местного населения и руководства региона.

***

Читать хорошее про наших земляков всегда приятно, будь то спортсмены, творческие люди или бизнесмены. К примеру, Пахрудин Гимбатов, который вошел в число кандидатов на место тафгая в хоккейную команду «Северсталь» города Череповца, или Алим Селимов, что на борцовском ковре защищает цвета белорусского флага. Есть ещё бизнесмены, братья Зиявудин и Магомед Магомедовы (фонд «Чистое сердце»), сумевшие реализоваться вдали от родины, приносить пользу там, где они живут. Да мало ли ещё дагестанцев, нашедших себя за пределами республики! Жизнь разбросала наших земляков по всему пространству бывшего Союза, но при этом они остаются нашими людьми — людьми, которыми мы гордимся. Мы с радостью читаем об их успехах и только иногда сожалеем о том, что им не хватило места на нашей общей с ними родине.