Существуют устойчивые слухи, появившиеся несколько месяцев назад, о неких событиях, которые должны нас ожидать после окончания Олимпиады 2014 года в Сочи. Считается, что до этого срока спокойствие в Дагестане будет поддерживаться нынешними, вялотекущими средствами, а вот по окончании Олимпийских игр настанет «горячая» фаза мероприятий по принуждению Дагестана к миру.

Теймур Абдуллаев

Предполагается, что после сбора урожая золотых олимпийских медалей и поздравлений победителей российские силовики займутся Дагестаном вплотную, нас ожидает вторая Чечня. Якобы будут зачистки населенных пунктов, физическое уничтожение людей, внесудебные казни в количестве, которое не сравнить с сегодняшним, мародерство со стороны федералов и прочий беспредел. В реальность подобного сценария можно верить или не верить, но слухи о нем существуют и не исчезают уже длительное время. Источники подобных слухов весьма разнообразны. К достоверности подобных источников можно относиться по-разному, но дело в том, что в них верят даже люди, которых я не могу назвать несерьезными. Один из них, полковник из силовых структур, всерьез поговаривает о покупке квартиры в Кисловодске и переезде туда на ПМЖ заранее, до упомянутого срока. Мои родственники купили земельный участок с хибаркой в Краснодарском крае ввиду опасности масштабных боевых действий в республике. Подобных примеров можно найти немало. Жилье в Махачкале, если и не дешевеет, то уж точно не дорожает, что говорит о превалировании предложения над спросом. Говоря иначе, люди продают жилье здесь и покупают его там. Слухи о грядущих событиях можно, по крайней мере, пытаться подвергнуть анализу. Что же мы видим?

В пользу этих слухов говорит плавное наращивание численности воинского контингента из других российских регионов в Дагестане. Сергей Ченчик, начальник Главного управления МВД по Северному Кавказу, сообщил 5 июля о дополнительном направлении в Дагестан 800 сотрудников правоохранительных органов для несения службы на КПП. Напомним, что в марте-апреле этого года уже были переведены 1700 сотрудников, основной задачей которых была борьба с незаконными вооруженными формированиями. Из этого контингента были сформированы временные отделы внутренних дел. Надо заметить, что видимой пользы от их переброски пока нет. Также сообщалось, что были созданы пять сводных оперативных групп из работников ФСБ, МВД и подразделений спецназа, которые были размещены в пяти районах республики. Все равно теракты продолжают происходить, спецоперации по локализации экстремистов представляют собой «битье по хвостам». Нас всё же не покидает ощущение, что обстановка в республике не становится менее напряженной. Итак, за полгода в Дагестан введено 2500 военных, еще ходят какие-то слухи о передислокации сюда 20 000 военнослужащих, но это, видимо, не очень похоже на правду. Такими темпами к 2014 году в республике можно накопить немалый ударный потенциал для воплощения слухов в жизнь.

Аргументы против подобных слухов основываются на элементарной логике. Не знаю, сильный это инструмент или не очень. Итак, если рассуждать логически, то непонятно, зачем Москве нужна будет очередная масштабная война на Кавказе, которая неминуемо начнется, если федералы начнут проводить действия, близкие по своей сути к войсковым операциям. Большинство наших граждан на сегодняшний момент законопослушны, ни в каких конфликтах не заинтересованы, никаких сепаратистских настроений в республике нет. Но когда прольется первая кровь, то выяснится, что пострадавшие салафиты являются чьими-то родственниками, детьми, племянниками и братьями. Масштабные внесудебные расправы могут инспирировать ответные действия, тоже далекие от законных методов. Дальше все может пойти по нарастающей. Я думаю, что руководство России как минимум не глупее меня или многих других, рассуждающих так, как я. Никто из них не думает, что проблему терроризма можно решить силами двух десантных полков за два часа. На эти грабли Россия уже наступала полтора десятка лет назад в соседней республике, делать это во второй раз, я думаю, охотников немного. Хотя среди военной верхушки всегда хватало тупоголовых ястребов, которым не жалко ни жизней своих солдат, ни жизней своих кавказских сограждан. Авторитет России в глазах мирового сообщества будет неминуемо обрушен, а в наши дни это будет означать и экономические потери в виде разного рода санкций, несущих ущерб бизнесу, торговле, промышленному производству. Кроме того, по-моему, против подобного сценария будет и нынешний президент России, который начал восхождение к вершине политической власти именно с земли Дагестана, который публично заявлял о своей любви к Дагестану и дагестанцам.

Синдром Олимпиады 2014 года, заключающийся для нас в том, что республика с численностью населения около трех миллионов может быть втянута в длительную контртеррористическую операцию, не должен быть реализован ни при каких раскладах. Возможно, в данных слухах очень незначительный процент правды, но и в этом случае подобный проект нельзя замалчивать, о нем надо дискутировать, потому что может настать момент, когда говорить будет поздно.