5879548893

Безусловно, Кристофер Нолан — режиссер с большой буквы. Ни одному человеку, на мой взгляд, не удалось еще создать такие шедевры, как «Начало» и две части о Бэтмене. Но главным бриллиантом его коллекции по праву можно считать третий фильм, завершающий рассказ о герое в маске, — «Темный рыцарь: возрождение легенды».

Вера Тимофеева

Мир ждал завершения трилогии четыре года. Всем не терпелось узнать, что же будет дальше, кто станет главным злодеем, противостоящим Бэтмену. Год назад ситуация прояснилась: злодеем объявили Бейна, а роль досталась замечательному актеру Тому Харди. Говорят, что он согласился играть, даже не прочитав сценария.

Как это часто бывает, зрителям хотелось заранее знать конец фильма. Хоть что-нибудь. Но чтобы не произошло утечки информации, Кристофер Нолан лично рассказал актерам концовку фильма.

Так все и ждали. А неделю назад в Америке состоялась премьера ленты, которая, к сожалению, была сорвана: мужчина расстрелял зрителей, пришедших в кинотеатр. Естественно, пресса тут же подняла шумиху, и создатели фильма вырезали из трейлера все сцены с оружием (вы могли его видеть по телевизору, отныне он, на самом деле, не несет вообще никакой информации о фильме и содержит лишь диалоги). Безусловно, то, что произошло — ужасная трагедия. Но не думаю, что она скажется на сборах фильма. По некоторым данным, билеты были раскуплены еще за шесть месяцев до премьеры, невозможно представить, что будет теперь. Сборы за первый день проката просто ошеломительные!

Поклонники Нолана и все остальные, кто хоть раз видел его фильмы, должны знать, что режиссер не признает формат 3 D. Последний фильм про Бэтмена не стал исключением. Но за почти три часа просмотра понимаешь, что таким фильмам не нужен объем — они хороши и без этого. «Темный рыцарь: возрождение легенды» хорош благодаря актерской игре, благодаря сценарию, музыке, которую, как и всегда, написал несравненный композитор Ханс Циммер. Кстати, он собирал в Интернете записи ритуальных песнопений, чтобы включить их в музыкальное сопровождение к фильму.

Придя в кино, думаешь, что все будет довольно просто: в прошлой части злодеем был Джокер, ну а в этой — Бейн, казалось бы, ничего сложного или неожиданного быть не должно. Но сценаристы делают ход конем: они настолько переворачивают сюжет, что диву даешься. Как такое возможно?! Зло в фильме не плоское, здесь ничего не делается просто так, потому что злодеи должны совершать плохие поступки: все намного сложнее. Бейн предстает перед нами в первую очередь как человек со сложной судьбой, а под конец фильма зрителей ожидает много неожиданностей, связанных с этим персонажем.

Незадолго до премьеры Кристофер Нолан сказал: «Основной темой фильма стала боль. В первом «Бэтмене» это был страх, в фильме «Темный рыцарь» — хаос . Ну а здесь — именно боль».

И, правда, боли в фильме хоть отбавляй. У Нолана Бэтмен не просто герой, который хочет спасти Вселенную (как это делает большинство в других фильмах, например, студии «Marvel»), Бэтмен — Брюс Уэйн — борется со своими страхами, сомневается, страдает, превозмогает боль от потерь дорогих ему людей. Он становится человеком из народа. И, не забывайте, что именно Бэтмен не обладает какой-либо суперсилой, в отличие от других героев комиксов. Да и слово комикс в данном случае неуместно. Даже Тиму Бертону, снявшему фильмы о человеке в маске в 1989 и 1992 годах, не удалось такого. Он не смог показать глубину истории о Бэтмене. Это удалось только Нолану.

Возможно, найдутся те, кто заявит, что режиссер собрал в завершении трилогии всем знакомый состав по фильму «Начало»: Тома Харди, Киллиана Мерфи, Джозефа Гордона-Левитта, Марион Котийяр и Майкла Кейна. А разве это не оправдано? Да, может, поначалу и закралась мысль, что фильм будет чем-то напоминать знаменитую историю о снах и реальности, но это ощущение исчезло уже в первые минуты просмотра.

Говорят, что есть фильмы, которые меняют мировоззрение. Да, их мало, но они есть. «Темный рыцарь: возрождение легенды» — один  из них. И я сомневаюсь, что кто-либо в ближайшие годы замахнется переснимать историю о Бэтмене. После такого успеха нужно ждать лет 20, не меньше. И это уже точно будет не то, что мы с вами имели честь увидеть.