Пресс-конференция министра промышленности, энергетики и связи Дагестана Магомедгусена Насрутдинова стала одной из самых горячих новостей этой недели. Обвинение в незаконном оформлении в собственность имущества газовых сетей рыночной стоимостью 197,73 миллиона рублей, ошеломившее информационное поле, не могло пройти незамеченным.

Магомед Абдулахидов

В обвинениях, предъявленных министру, было сказано, что, предположительно, в 2002 году, являясь генеральным директором ООО «Дагестанрегионгаз» и членом совета директоров ОАО «Даггаз», Насрутдинов организовал сделку между указанными организациями, в результате чего имущество газовых сетей по существенно заниженной цене получило ОАО «Даггаз», где чиновник является акционером. Обвинителями чиновника выступили сотрудники Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК) МВД России по республике Дагестан. Собранные управлением материалы оперативно-разыскных мероприятий были направлены в следственные органы для принятия решения. Стоит отметить, что свой пост Насрутдинов занимает с марта 2010 года. В 1997 — 1999 годах он был директором Дагестанского филиала ООО «Межрегионгаз», а в 1999 — 2002 годах гендиректором ООО «Дагестанрегионгаз». 7 августа в Ленинском районном суде состоялось рассмотрение законности и обоснованности предъявленного ему обвинения. В ходе разбирательства суд вынес решение об их незаконности, так как у стороны обвинения не было ни фактов, ни доказательств. При этом остался открытым вопрос: кому и зачем ворошить прошлое министра, который в те годы находился в совсем другой должности?! Дать ответы на возникающие вопросы 8 августа на пресс-конференции попытался сам министр Магомедгусен Насрутдинов.

***

Начал он пресс-конференцию с пояснений о том, что ему никогда не принадлежали акции тех компаний, из-за которых его обвинили. «В личной собственности у меня никогда не было ни одного погонного метра газовых сетей. Об этом я и сообщил на суде, куда были приглашены учредители тех самых газовых компаний. Дело в том, что следователь апеллировал информацией, что я якобы приобрел газовые сети обманным путем, введя в заблуждение учредителей компании «Дагестанрегионгаз». Хочу отметить, что ранее официального обращения в адрес учредителей компании по этому делу не поступало. Более того, они были приглашены на суд, но не опросили в силу отсутствия необходимости», уверенно сообщил нам Магомедгусен Насрутдинов. Присутствовавших на пресс-конференции заинтересовало, кому выгодно обвинять министра и кто за всем этим стоит. Прежде чем ответить на этот вопрос, министр рассказал о сегодняшней ситуации в республике и в СКФО с долгами за потребление газа. О существующей проблеме с долгами за газ «СР» писала в № 30, в материале о совещании по вопросам развития энергетического комплекса в СКФО, которое провел в 25 июля в Махачкале полпред президента РФ в СКФО Александр Хлопонин в присутствии министра энергетики РФ Александра Новака. Тогда же говорилось и о созданной рабочей группе, возглавляемой министром энергетики РФ, которая будет выяснять причины возникновения этих неплатежей. Особое внимание данной проблеме уделяет и президент нашей республики. Как сообщил Магомедгусен Насрутдинов, на сегодняшний день уровень платежей по поставленному в республику газу составляет порядка 32% при нормативе потерь 0,6%. Но, по словам министра, в этом не виноваты потребители Дагестана. «Президент Дагестана Магомедсалам Магомедалиевич был вынужден говорить об этой проблеме в своем Послании Народному Собранию, цитирую: «Необходимо также добиться снижения потерь электроэнергии в сетях, которые в республике очень высоки, они составляют от 30 до 40 процентов. Это касается и электроэнергетики, и газа. С этим надо очень решительно бороться, потому что в данных потерях большая доля хищений. Я думаю, правительство РД имеет план по снижению». Задолженность за поставленный газ составляет 14820,71 млн. руб. (на начало года 12568,57 млн. руб.). Оплата текущих платежей (с начала года) составляет около 30 %. При этом потери составляют 32 % от поставленного природного газа, при нормативе технологических потерь 0,6 %. Разбаланс за 2011 год составил 1259,4 млн. куб. м. на сумму 3958,9 млн. рублей. Нельзя не согласиться с президентом Республики Дагестан, что здесь большая доля хищений», заявил Насрутдинов.

***

По словам Насрутдинова, организация «Кавказрегионгаз», которая курирует газовое обеспечение республики, усердно пытается доказать руководству СКФО, что именно потребители-неплательщики виноваты во всех «грехах» в этом вопросе. Для сравнения он сообщил, что десять лет назад, когда за газ в республике отвечала организация «Дагестанрегионгаз», уровень платежей составлял 95%, из них живыми денежными средствами — 86,4%, а потери были чуть более 3%. Он напомнил, что тогда «Дагестанрегионгаз» работал напрямую с Москвой, а нынешняя организация «Кавказрегионгаз» имеет головной офис в Пятигорске, все вопросы внутри организации решаются там. Но при этом за недостатки почему-то должно отвечать руководство республики. «Дело не в населении, проблема в том, что собираемые денежные средства не доходят до поставщиков. Это обусловлено тем, что нерадивые работники всячески пытаются сохранить искусственно навязанную, выстроенную систему, которая и привела к такому положению дел. А заложниками этой ситуации оказываются потребители, жители Дагестана», подчеркнул Магомедгусен Насрутдинов. Он не называет «Кавказрегионгаз» заказчиком дела по теме, но, судя по его выступлению, можно предположить, что все же он склоняется к такому выводу. Насрутдинов озвучил и свое понимание ситуации: «Я отмечаю прямую связь между проводимой мной в изучении и изменении этой ситуации работы и тем, что пытаются в мой адрес предпринять. В попытке дискредитировать меня чувствую заказ определенных сил», — заявил он.

На вопрос корреспондента «СР» о том, не планирует ли он подать ответный иск, министр ответил, что его адвокаты уже работают в этом направлении.