12162268367

Одно маленькое доброе дело лучше миллиона обещаний

Дагестан — это очень тонко организованный организм. Несмотря на свою внешнюю простоту и как бы понятность, он устроен очень сложно. Глупо думать, что есть готовые рецепты для того, чтобы мы вдруг стали гармоничным и справедливым для всех обществом, особенно если эгоизм отдельных социальных групп регулярно вовлекает нас в конфликты, останавливающие движение по пути эволюционного развития.

Заур Газиев

Чёрное и белое

С одной стороны, сколько ни говори халва, халва, халва, во рту слаще не станет; но, с другой стороны, мысли и, к сожалению, не только хорошие, имеют обыкновение материализовываться. Нам на самом деле не хватает позитива. Но насколько наши люди сами готовы совершать добрые дела? Если командир СОГа выходит в ночь и устраивает на улицах города войну с мирным населением, при этом никто не отрицает случившееся или не осуждает его, о чём можно говорить дальше? У людей, которые наделяли его полномочиями, нет понимания: чем выше место, занимаемое вами в социальной пирамиде, тем сильнее последствия от каждого вашего поступка. В дагестанском обществе только-только рождается понимание того, что нужно искать дорогу друг к другу, что мир — это состояние, которое нужно заработать какими-то общими усилиями и общим пониманием того, что нам нужен мир. Но вот кто-то своими нелепыми действиями легко топчет эти пробивающиеся ростки…

На прошлой неделе состоялось много интересных событий, но самое интересное — услышанная нами важная вещь: «В долгосрочной перспективе развитие туризма более выгодно для республики, чем добыча стройматериалов». Это прямая речь президента Дагестана. Не то, чтобы он это раньше как-то скрывал, но тут достаточно ясно обозначил определяющее направление, по которому пойдет новый Дагестан. И тогда Махачкала уже перестаёт быть единственным местом в Дагестане, где можно комфортно жить. Туризм — это совершенно иные отношения с реальностью. Страна, которая выбрала для себя туризм как вариант развития своей экономики, живёт совсем по другим правилам, нежели наши. В стране, где туризм принимают как отрасль экономики, не может быть командира СОГа, который для того, чтобы выслужиться перед начальством, начинает избивать граждан прямо на дороге и на глазах у начальника городской милиции. Боюсь, что перед Магомедсаламом Магомедалиевичем стоит сложная задача — объяснить людям, как нужно себя вести с теми, кого ты должен защищать. Если до сих пор у взрослого человека не сложилось понимания, что хорошо, а что плохо, что можно, а чего нельзя, то излечить этот рак мозга уже не получится. Они будут порождать насилие, отправляя в «лес» новое поколение молодых людей, понимающих, что незаконные действия со стороны представителей государства само государство пресекать не будет. Зла от таких людей больше, чем пользы. Да, у нас идёт борьба с экстремистами, но ведь не со всем населением республики!

Ещё один аспект этой проблемы: как мы вообще психологически готовы к встрече с людьми, которые не похожи на нас? В странах, где туризм является отраслью, приносящей доходы, открыто всё; самое главное — то, что местное население понимает: каждый турист — это доход их страны. Нам бы научиться не ненавидеть друг друга из-за меньших разногласий, нежели мировоззренческие.

Подумаем!

А если подумать: какой к чёрту туризм в регионе, где уровень агрессии просто зашкаливает? С другой стороны, так ведь было не всегда! И не всегда наши люди вели себя агрессивно. Мы ведь были самым гостеприимным в мире народом. Настолько гостеприимным, что у нас не было гостиниц! В нас много того, что вполне годится для построения справедливого и гармоничного общества. Мы очень талантливый народ. Те, кто побеждает на Олимпиаде, кто приносит славу республике, — это ведь тоже мы! Кто ещё так, как мы, может встречать и провожать гостей, быть преданными друзьями и хорошими родственниками?! Нужно хорошее в нас поддерживать и, ничего и никого не боясь, осуждать всё мерзкое. Конечно, легче всего поставить клеймо и оставить всё так, как есть, но это было бы несправедливо по отношению к нашим людям. Гораздо правильнее было бы воспитывать людей, возможно, и личным примером. Понятно, что общество невозможно изменить сразу и в один прыжок. Но иногда так хочется увидеть, как зло наказано, а добро побеждает. Людям на самом деле нужно почувствовать заботу о себе, и тогда вполне реально ждать ответной реакции.

На днях позвонили читатели и снова попросили нашей помощи. Мы приехали в парк афганцев, где вырубили порядка десятка вполне здоровых деревьев. Очевидно, под очередной магазин или что-нибудь подобное, чего вокруг уже так много, как грязи, в чём вообще нет никакой необходимости. Люди рассказали, как в пять утра пришли рабочие и безжалостно начали валить живые стволы. У них поднялась рука на здоровые деревья, дающие кислород, которым мы дышим, и это в одном из самых загазованных мест Махачкалы — рядом с проспектом Шамиля! Такое уже было много раз. Сначала вырубки, потом дожидались, пока уляжется шум, и строили очередное уродское строение.

Я одного не понимаю: если мы хотим развивать свой регион как туристическую зону, как можно давать разрешение на подобные действия?! Если наш президент говорит, что туристы дороже стройматериалов, то деревья в душной загазованной Махачкале уж точно должны быть дороже бетонных монстров! Кому это непонятно? Поезжайте, посмотрите Кисловодск, Пятигорск, Ессентуки и т.д. Ведь есть же положительные примеры. К сожалению, главный архитектор Махачкалы так и не отозвался, от вопросов журналистов он предпочёл сбежать.

И давайте вещи называть своими именами: вот такое наплевательское отношение к людям является ещё одним фактором, усложняющим ситуацию в нашей республике. Люди не разбирают, кто этот гад, учинивший очередное безобразие; для них вся власть — большая куча мужиков в чёрных крузаках. Честно говоря, время от времени, выслушивая истории тех, кто приходит в редакцию, очень хочется увидеть, как очередная свинья вылетает из своего кабинета после конкретного пинка под зад…

Я уже много раз писал о социальной ответственности людей за их поступки. Я глубоко убеждён: для того чтобы добиться справедливости, не нужно уходить в «лес» или создавать подполье. Для этого достаточно сильной гражданской позиции и уверенности в своей правоте. А со стороны представителей государства должно быть подтверждение того, что закон — один для всех, что наказан должен быть не только тот, у кого нет денег. Мы в начале строительства собственного правового общества. И очень надеюсь, что сумеем выработать принципы, придерживаясь которых дагестанское общество сумеет двигаться вперёд, давая шанс сильным, поддерживая слабых и по справедливости воздавая тем, кто оступился.

Дагестан слишком долго жил, как закрытое общество, пришло время открыться миру и взять от него всё самое хорошее. На месте Объединённых Арабских Эмиратов ещё сорок лет назад ничего не было, а сейчас это один из самых серьёзных мировых экономических центров. Мы не хуже и не глупее людей, что живут в той жаркой стране. И дело не только в деньгах, которые они вытащили из нефти. Нам на самом деле нужно меняться, поднимая себя на новый, более высокий уровень экономического, интеллектуального, социального, политического развития. Нам крайне необходимо поддерживать любые ростки, которые хоть как-то подтягивают нас ближе к свету цивилизации.