18529246911.png

Существуют общепринятые стереотипы, которые часто заслоняют от нас реальную картину действительности. Казалось бы, научные знания и здравый смысл говорят нам об одном, а мы, вопреки всему, видим абсолютно другое.

Теймур Абдуллаев

Один из подобных стереотипов базируется на представлении человечества о течении времени. Нам кажется, что количество времени, в котором уместилась геологическая история Земли, история эволюции живой природы и история человеческой цивилизации, в целом значительно больше того количества времени, которое нам осталось. Мы представляем себя на вершине пирамиды и в хронологическом смысле, и в эволюционном. Человек — венец эволюции, царь природы и т.д. и т.п. А в плане восприятия хронологии кажется, что уже большая часть времени использована, немало людей с непонятным мне нетерпением и чуть ли не с вожделением ждут конца света, собирая малые и большие его признаки. Так ли это?

Наше Солнце сформировалось 4 миллиарда лет назад, и, по оценкам ученых специалистов, у него есть еще около 6 миллиардов лет, пока оно не угаснет. То есть впереди еще больше времени для существования планетарной системы, нежели в прошлом. Что это значит? Значит, для гибели нашей планеты нет объективных причин, потому что ее существование напрямую зависит от солнечного света и тепла.

Сегодняшняя биосфера нашей планеты является результатом длительной эволюции, исчисляемой миллиардами лет. Все монотеистические религии считают истиной шестидневное творение Земли с ее обитателями, не отвечая на вопрос о том, где, собственно, в Библии динозавры или какие-нибудь трилобиты, которые, безусловно, существовали сотни миллионов лет назад? Сотворение мира, описываемое в Книгах, конечно же, нельзя воспринимать буквально. Пресловутые 6 дней творения, скорее всего, имеют образное содержание. В астрономическом ракурсе один день сотворения соответствует, к примеру, миллиарду лет. И эволюционное учение Дарвина, над которым не издевался в наши дни только ленивый, нельзя напрочь отрицать… как и полностью принимать. Истина находится посередине. И те же динозавры, возможно, имели с какими-либо современными видами общих далеких предков.

Глупо отрицать биологическую эволюцию, по крайней мере, внутривидовую. Внутри многих видов существуют подвиды, расы, формы, появление которых ничем, кроме эволюционной изменчивости, объяснить невозможно. Скорость эволюционных процессов будет избирательно возрастать. Сегодня учеными создаются гибриды, возникновение которых естественным, природным путем было бы невозможно. Но если бы их существование было противоестественным, то их и не смогли бы создать. Модификация геномов сельскохозяйственных культур — реалия сегодняшних дней. Опыты по клонированию различных животных и растений тоже являются частью эволюции. Евгеника — учение о селекции применительно к человеку, а также о путях улучшения его наследственных свойств — тоже не стоит на месте. В настоящее время бурно развивается новое направление в медицине — генотерапия, в рамках которого, как предполагают, будут найдены методы лечения большинства наследственных болезней. Однако во многих странах действует запрет на внесение генетических изменений в клетки зародышевой линии (половые клетки и их предшественники). Если в будущем этот запрет будет снят, то нас ожидает эволюционный прорыв. Этические основы евгеники являются поводом для многочисленных дискуссий, но тут все так же, как с атомным оружием. Остановить эти исследования и процессы невозможно. Запретят эти опыты в одной стране — будут проводиться в другой. Если представить, что у нас впереди огромное количество времени, то становится ясным, что через несколько сотен тысяч лет ни один ныне живущий вид не сохранит своего неизменного облика. Как изменится человечество — даже трудно представить. Уже сегодня говорят о появлении поколения так называемых «детей индиго», которые обладают экстраординарными интеллектуальными и психическими способностями.

Даже писатели-фантасты не замахиваются на описание достаточно отдаленного будущего; дальше, чем на двести-триста лет, они заглядывать не отваживаются. Но реально перед человечеством нет сегодня ни одной нерешаемой проблемы, которая могла бы поставить под вопрос наше существование. И экологические, и демографические, и энергетические проблемы, стоящие перед нами, в принципе, решаемы. Так что не будем торопиться с концом света — лучше дожидаться будущего.