15595484548

Лучшие душевные движения не значат ничего, если не приводят к добрым действиям Жозеф Жубер

Несмотря на перенесённый шок, я бы всё же воздержался от резких высказываний. Ведь было бы крайне неверно, понимая ошибочность и вредоносность позиции Гейдара Джемаля, поступать так же, как он — отнестись с неуважением к тому, что люди считают для себя важным, к тому, что является для них поводом для радости. Более того, мы должны быть признательны господину Джемалю! Благодаря ему, мы ещё раз столкнулись с последствиями того, когда религия начинает играть чрезмерную роль, переходя через те границы, в которых она должна существовать в ХХI веке.

Заур Газиев

Анализируй это

Не будем притворяться: оскорбительные высказывания Гейдара Джемаля не были бы возможны, если бы клерикалы не заняли столь заметные позиции в жизни современной России. Осточертевшая всем история с неадекватным наказанием Пусси Райот и столь нетолерантные твитты Гейдара — явления одного ряда. Когда теряющую авторитет государственную машину пытаются поддержать жрецами, итог весьма закономерен: последние пытаются взять реванш и вернуть нас в средневековье. Это как вирусы из древних захоронений: мы уже эволюционировали и растеряли против них иммунитет, а они сильны и агрессивны. Общество, большая часть которого родом из атеистического прошлого, общество, не обладающее должным количеством внутренних каркасов прочности, просто обречено на разрушительный гражданский мировоззренческий конфликт.

Жизнь учит думать о последствиях своих поступков и высказываний. Это и есть процесс взросления. Мне трудно понять, почему взрослый и, безусловно, умный человек пишет оскорбительные фразы в адрес целых регионов Европы и называет болельщиков «Анжи» немусульманами. Есть подозрения, что обозванные немусульманами, они перестанут любить футбол и уйдут с головой в веру? Очень сомнительно. Скорее всего, наоборот: люди разочаруются в том, кто оскорбил их религиозные чувства, и перестанут его уважать. А за подобные нетолерантные высказывания в адрес европейцев на старости лет Гейдар переместится в ряды маргиналов. Вот и всё! Других последствий быть не могло. Французский писатель Жозеф Жубер как-то сказал: «Убедить можно лишь в том, в чем люди хотят убедиться». В наше время, когда индивидуализм является одним из достоинств, а слово «массовость» несёт, скорее всего, негативный оттенок, когда каждый уважающий себя человек старается составить своё мнение, попытка пинком загнать людей в какое-то общее идейное пространство просто обречено на провал. Особенно когда речь идёт о своенравных дагах. Вместо того чтобы как-то смягчить свои высказывания на «Ударе головой», Гейдар наполнил свой Фейсбук фразами, которые кардинально меняют к нему отношение умеренных мусульман в Дагестане. Кому от этого стало лучше и что это изменило в сложившемся раскладе — не сосем понятно. Возможно, у кого-то появляется надежда: если не будет футбола, религия в жизни людей займёт большее место, они станут более управляемыми? Ведь Гейдар так и пишет: «Клубы и фантусовка — это то, как либералы работают с мозгами молчаливого большинства. Канализация гнева». Без комментариев!

Таким образом, можно подвести под это определение что угодно! К примеру: институт семьи придумали для того, чтобы держать половозрелых человеческих особей в узде социальных, моральных, банковских обязательств! Семью как институт можно назвать креатурой буржуазно-либерального общества, спасающегося любыми способами от революций. Можно усмотреть ловушку либералов и в гипермаркетах, автомобилях, телевидении, Интернете. Футбол не единственная вещь, созданная для отвлечения масс!

И ещё одна фраза: «Мусульманин-политик не участвует в уличном махалове со шпаной, а работает с националистами как с кадрами, которых нужно привлечь. Мусульманин — носитель идеологии интернационализма, заточенной против власть имущих. Он должен терпеливо объяснять скинам, чей они инструмент»! Просто кодекс строителя коммунизма. Честно говоря, такого сектантского прочтения ислама я боюсь больше всего. Бог дал нам счастье родиться ни на кого не похожими. Он дал нам счастье думать, чувствовать, радоваться, работать — и глупо от этого отказываться. Я не хочу перепоручать право принимать решения относительно единственной жизни кому-то вообще! А позиция Гейдара — это позиция по сути большевика, который жизнь посвящает не жизни, а идее. Причём не столь важно, что какие-то составляющие этой идеи не сходятся, что это порождает конфликты между людьми, что это кого-то оскорбляет… главное — идея.

Туман

Но в этой истории есть ещё несколько нюансов. Гейдар не единственный, кто откровенно навязывает своё понимание существования людей в исламе. Каждый день мы видим проповедников, которые пытаются вещать от имени Господа. И именно эта убеждённость в своей богоизбранности меня удивляет больше всего. Они берут на себя право кого-то называть мусульманами, а кого-то — немусульманами. Они говорят не то, что угодно Господу, а то, что Ему неугодно. При этом я никак не увидел причин, по которым мог посчитать этих товарищей божественными посланниками! Если у Гейдара за плечами десятилетия размышлений и научной мысли, то в ролях местных богоносцев зачастую какие-то малообразованные, полуграмотные товарищи, нахватавшиеся безобразных мракобесовских штампов.

Я понимаю, что разговоры о Боге — это неотъемлемая часть размышлений думающего человека, но у нас почему-то на роли главных риторов выходят ортодоксы. Я не слышу призывов к миру, прощению, любви, терпению, пониманию, получению хорошего образования и многим другим нужным действиям. Я слышу про бороды, длину брюк, цвет обуви. Важные нравственные ориентиры оказываются похороненными под внешними аксессуарами. Просветлением там даже и не пахнет: обычная война за влияние на массы, с которых есть возможность поживиться.

И никого ничему не учат ни столетия религиозных войн, ни ужасы инквизиции, ни упадок культуры и науки на многие века клерикального гнёта. Мусульманам предлагается этот исторический путь пройти заново. Горе-проповедники, не задумываясь о последствиях, готовы подкидывать и без того нестабильному больному обществу ещё один повод для ненависти друг к другу. При этом, на мой взгляд, большей дискредитации религии придумать трудно. Ведь если принять все доводы клерикалов, то получится, что Бог -мелочный, мстительный, жестокий, агрессивный. Я с этим не согласен! Бог создавал нас по своему образу и подобию, и то, что мы считаем благодетельным в людях, мы узнали из его мессиджей. Глубоко убеждён, что Богу нет дела до того, в какой руке я держу вилку или ложку, нет дела до того, бритый я или с бородой, какой длины мои брюки! Он мудр! Он совсем на другом уровне! Он видит нас изнутри и нагружает не больше того, что мы можем вынести. Бог наделил нас многими способностями, которые мы должны использовать, и пороками, с которыми нужно бороться. Но самое главное — Бог наделил нас правом выбора, способностью анализа для того, чтобы мы сами строили свои жизни, а не доверяли её малограмотным демагогам. Их аудитория — это люди, которые во многом утратили инстинкт самосохранения. Особенно высвечивается вредоносность всего происходящего, если учесть, что занимающиеся подобной агитацией — это ещё и безответственные люди, которым наплевать на кровь, что проливается в результате их деятельности.

Вера — это нравственный закон внутри человека, его личные отношения с Господом, и не имеет значения, какого вероисповедания человек: вера — вопрос его личного внутреннего пространства. Те, кто делает из ислама секту для того, чтобы кормиться с этой паствы, не отягощают себя мыслями о сущности взаимоотношений Бога и его созданий; для них главное — это собственная слава и доходы.

Какое-то время назад появился рекламный лозунг «Дагестан — территория Анжи», а потом испугались полемики с исламистами и переделали на «Анжи — территория мира». Зря! Я не любитель футбола, но, когда вижу радость людей за свою любимую команду, радость за победы дагестанского клуба, я счастлив. Одиннадцать мужчин на поле защищают цвета дагестанского клуба в честной борьбе с другими достойными соперниками. Люди смотрят на их борьбу и испытывают чувства. Они не обманывают друг друга, не убивают, не обворовывают. Есть идея, объединяющая общество! И почему Богу на небесах должно быть плохо от этого? Скорее всего, плохо тем, кто готов был использовать массу болельщиков в своих целях. Дагестан — это на самом деле территория «Анжи», но на нашей земле есть много места для хорошего, что может радовать людей, объединяя их. Пусть Дагестан станет территорией для науки, для культуры, для современных производств, для чего угодно, что сделает жизнь людей полной счастья и радости!

В самое сердце

Убийство Саида Афанди — это уже не просто теракт и преступление, это ещё и оскорбление действием. Когда у людей отбирают то, что им дорого, когда убивают по- настоящему родного человека, говорить о каком-то адекватном ответе просто невозможно. С этого момента мы можем сказать, что вошли в полосу гражданского противостояния, когда кровь будет проливаться легко и безжалостно. Саид Афанди, который открыто сдерживал своих сторонников от силового отпора фундаменталистам, убит. Очень сомневаюсь, что осиротевшая паства его способна сейчас услышать того, кто не скажет им об отмщении. Мы стоим перед перспективой бесконечной Варфоломеевской ночи. В этом смысле чтение комментариев на «Кавказском узле» после публикации новости о гибели Саида Афанди — это соприкосновение с иной реальностью: мы имеем дело с полностью деградировавшей системой ценностей. Если люди готовы устраивать пляски на костях, то они готовят для себя самый ужасный финал, ибо каждому дано по его вере.

Этот вторник стал на самом деле чёрным днём для огромного количества дагестанцев. Такую боль никто не заслужил. Взрывать пожилого человека, каждая минута жизни которого была на вес золота, — особенное зверство. Меня удивляет только, что нужно было сделать с человеком, чтобы он готов был убивать всех и вся?! А ещё меня удивляет, как можно убивать человека неизвестно ради чего? Какова цена идеи, когда женщина убивает старика, вместе с ним 12-летнего мальчика, других людей?! И не нужно всё валить на какой-то заговор: никто не заставляет вполне реальных людей в Инете выражать свою радость по поводу этого убийства или пускать салюты.

Пока мы не знаем, какая группа стоит за убийством, но, судя по тому, кто и как будет выражать его осуждение, мы увидим сторонников серийных убийц.

Саид Афанди убит, и горе людей бездонно. Ничто не возместит нам эту потерю, вопрос в том, чтобы сделать такое впредь невозможным.