62100812834

Смертница, взорвавшая себя в доме шейха Саида Афанди Чиркейского в Дагестане, оказалась 30-летней Аней (Аминат) Сапрыкиной (Курбановой), актрисой Русского драматического театра и танцовщицей брейк-данса.

Шамил Хадисов

В 15-летнем возрасте она была крещена в махачкалинской церкви. Закончила факультет культуры ДГУ с красным дипломом. Со своим супругом Маратом Курбановым (по национальности табасаранец) она познакомилась в университете. Он был на год младше неё, за него она и вышла замуж. Работая вместе с мужем в Русском драматическом театре, она исполняла роли молодых и чувственных героинь. Однажды, играя роль Снегурочки в новогодних выездных спектаклях, она столкнулась с тем, что деньги от спектаклей присваивала её начальница, после чего муж велел ей эту работу оставить. До каких-то пор это была вполне светская семья. Кто завербовал их — неизвестно. По заверению её приёмного отца, после возвращения с заработков он обнаружил свою дочь и зятя уже в состоянии фанатичных верующих.

В поле зрения спецслужб Аминат Курбанова попала несколько лет назад, когда выяснилось, что старший брат её мужа Марата — Ренат — является активным членом «махачкалинской» бандгруппы. После его убийства Марат решился перейти в подполье. Он сказал жене, чтобы она ушла жить к его родителям, а сам исчез. Марат Курбанов был убит в 2009 году в Махачкале в ходе спецоперации. С этого времени Аминат становится активной вербовщицей. По информации силовиков, в 2009 году она снова вышла замуж за пособника террористов Тимура Курбанмагомедова. Последний отсидел за пособничество и «завязал» с подпольем. Позже они расстались. В третий раз смертница вышла замуж за члена «губденской» бандгруппы Магомеда Ильясова. Именно Ильясов, по версии спецслужб, готовил для совершения самоподрыва семейную пару террористов Марию Хорошеву и Сергея Раздобудько, подорвавшихся в 2010 году на посту у села Губден Карабудахкентского района. Сам Магомед Ильясов погиб при взрыве СВУ, которое он перевозил для очередного теракта.

С момента своей вербовки Аминат Сапрыкина несколько раз пыталась совершить теракт, но две предыдущие попытки срывались еще на стадии подготовки. Один из терактов смертница планировала совершить в Москве, но на пути в столицу в Волгограде, заподозрив слежку, выбросила «пояс шахида» и вернулась в Дагестан. Также женщина была знакомой и соседкой брата и сестры Алиевых по дому в Махачкале. Оперативники предполагали, что Сапрыкина-Курбанова могла быть соучастницей Алиевых, совершивших 3 мая самоподрыв на посту ДПС в Махачкале.

В последнее время она проживала в селе Комсомольское Кизилюртовского района. Именно оттуда она, заказав такси, выехала в Чиркей — селение, знаменитое прежде всего тем, что там жил самый влиятельный дагестанский шейх. Ей удалось уговорить людей из ближайшего окружения шейха (у него не было охраны, а доступ к религиозному лидеру регулировали ближайшие родственники Саида Афанди Чиркейского) пропустить ее вне очереди — она сослалась на беременность и плохое самочувствие. По рассказам очевидцев, подойдя к шейху, женщина сказала ему, что она русская и хотела бы принять ислам. Шейх понял ее, улыбнулся и подозвал для дальнейшей беседы переводчика (свои проповеди он читал на аварском языке). Сразу после этого прогремел взрыв. Источник в правоохранительных органах Дагестана сообщил: причиной того, что Аминат стала смертницей, являются издевательства в подполье. «Ее считали опозоренной. И ей наверняка дали понять, что смыть позор можно только кровью. Поэтому она решилась на такой шаг», — говорит источник. Опознать террористку следователи СК РФ смогли после того, как на месте взрыва в доме шейха была найдена голова смертницы.

В организации убийства суфийского шейха Саида Чиркейского, как стало известно, подозревается 30-летний уроженец Калмыкии Рустам Асельдеров. По данным правоохранительных органов, Асельдеров незадолго до теракта был назначен Доку Умаровым новым «амиром вилаята Дагестан». На посту главаря участников НВФ он сменил Ибрагимхалила Даудова. Прежний главарь дагестанских членов НВФ Ибрагимхалил Даудов был ликвидирован в феврале этого года. Даже на фоне своих «лесных» собратьев Асельдеров считается беспредельщиком, который не останавливается ни перед какими жестокостями. В 2007 году Рустама Асельдерова судили за незаконное хранение оружия и пособничество боевикам, однако присяжные оправдали его. В настоящее время у Аминат осталась 8-летняя дочь.