81885117260

Как в Дагестане решить жилищную проблему?

Более 70% жителей страны не могут себе позволить купить жилье или взять ипотеку. В первую очередь — из-за очень низких доходов. На протяжении доброго десятилетия эксперты предлагали различные варианты решения проблемы. Но пока сделать это не удалось. Нашей республике в этом плане тоже похвастаться нечем. Порой не то, чтобы купить, получить жилье по закону становится невозможным.

Мурад Абдуллаев

Сестры Абдуллаевы, кажется, обращались уже во все возможные инстанции. Однако добиться справедливости Луизе и Сабине до сих пор так и не удалось. Родные сестры-сироты получили квартиру от районной администрации — жилплощадь полагалась им по закону. Когда девушки увидели, в каком состоянии находится дом, в котором им предложили жить, ни о каком новоселье не могло быть и речи.

«Нам показывают полуразрушенные дома без элементарных удобств, распределяя, кому какая достанется комната, — рассказывает Сабина Абдуллаева. — Мы с сестрой от такой жилплощади отказались. Но другие сироты бывают вынуждены согласиться и на это — просто другого выбора нет, а свой угол нужен всем». Два года сестры писали жалобы и обращения. Последней каплей стало обращение в республиканский Центр судебной экспертизы. На этот раз, в апреле 2001 года, районному суду Сулейман-Стальского района пришлось начать разбирательство по этому делу.

Бег по кругу

В ходе судебного заседания ответчик — представитель администрации — заявил, что в районе нет подходящего жилья. Судья, приняв во внимание этот факт, постановил выплатить сиротам деньги на покупку положенных каждой 33 квадратных метров. «Прошло уже больше года, но судебное решение так и не исполнено, — комментирует Луиза Абдуллаева, — жилья как не было, так и нет. Я работаю в Махачкале, приходится снимать квартиру, отдавать за нее немалые деньги. Со мной живет Сабина, моя младшая сестра со своими детьми. Потому что больше им идти некуда. В итоге у нас на руках есть решение суда, но денег мы так и не получили!» В администрации Сулейман-Стальского района ответили, что в бюджете района средств нет. И вновь стали предлагать сестрам жилье. «Эти их предложения даже рассматривать не стоит — всё те же голые стены, аварийные дома без каких-либо бытовых условий», — констатирует Сабина Абдуллаева.

Почему решение суда по делу о компенсационных выплатах сестрам Абдуллаевым не выполнено, сироты пытались узнать в прокуратуре Республики Дагестан. Там пообещали во всем разобраться. Чтобы дать делу незамедлительный ход, попросили Луизу написать еще одно заявление. И вновь начинается «бег по кругу» — за 7 лет споров и судебных тяжб сестры Абдуллаевы писали сотни заявлений, в том числе и в прокуратуру. Однако все письма опять-таки перенаправлялись в район, где они оставались без ответа. Либо… добро пожаловать в ветхий дом!

В масштабах страны

В Госдуму вскоре может быть внесен проект закона, способный во многом решить в стране жилищную проблему. Речь будет идти о строительстве квартир, предназначенных для сдачи их в коммерческую, некоммерческую или социальную аренду. Сейчас появилась надежда на изменение сложной ситуации с приобретением жилья в нашей стране. Первым шагом к этому стал, как уже писала «Р» в мае этого года, президентский указ о мерах по обеспечению граждан доступным и комфортным жильем. А правительству было дано поручение к январю 2013 года обеспечить формирование рынка доступного арендного жилья и развитие некоммерческого жилищного фонда для людей, имеющих невысокий уровень дохода.

Один из вариантов решения проблемы — строительство домов, квартиры в которых будут сдаваться в аренду. Всего существует три вида аренды: коммерческая, некоммерческая и социальная. С первым ее видом все понятно. Это комфортабельное жилье по обычной рыночной цене. С тем лишь отличием от жилья на свободном рынке, что договор найма должен четко регулировать отношения между арендодателем и квартиросъемщиком, чтобы человек был защищен и не опасался, что его могут в любой момент выгнать на улицу или неожиданно повысить ему арендную плату. Второй вид аренды — некоммерческий. Эта схема предназначена для тех, перед кем у государства есть обязательства по обеспечению жильем. Например, многодетные семьи, бюджетники. И социальное жилье — для остронуждающихся людей, возможно, попавших в экстремальную ситуацию. Понятно, что грани, в какой момент заканчивается коммерческая аренда и человек может претендовать на некоммерческую или социальную ее форму, достаточно тонки. Но как же государству заинтересовать бизнес строить такое жилье? Варианты уже имеются. Например, если речь идет о некоммерческой аренде, значит, государство могло бы на льготных условиях предоставлять землю под такие дома, гарантировать застройщику более низкие процентные ставки под кредиты, считают в Госдуме.

Общественная палата предлагает свое решение проблемы. Там разработана программа «Жилищный спасательный круг». Суть ее в том, чтобы государство могло арендовать жилье в частном секторе и по более низкой цене сдавать нуждающимся. Она будет предложена правительству как один из вариантов решения «квартирного вопроса».

P.S. В ближайших номерах «Р» читайте весьма показательные материалы о земельных спорах и махинациях, в которых постепенно тонет один из дачных микрорайонов Махачкалы.