185268711495

Если вы не лезете с именем Господа в каждую дырку затычкой и не треплете Его имя по всякой ерунде, то это не значит, что вы Его забыли

Присутствие в социальных сетях — испытание не из лёгких. С одной стороны, это бесценный опыт соприкосновения с иными социальными группами, с другой — крайне неэффективный перевод времени. И проблема не в том, что иногда ты вынужден соприкасаться с написанным людьми, не прочитавшими в жизни ни одной книги, проблема в том, чтобы вовремя сработало твоё внутреннее сито против информационного мусора, который легко принять за ценную породу.

Заур Газиев

Этюды в чёрных тонах

Честно говоря, такая ненависть и такой негатив в социальных сетях, как от дагестанцев, не идёт ни от кого. Люди просто заражены: либо общей ненавистью друг к другу, либо клерикальной истерией. И личностные качества, социальный статус, образовательный уровень граждан уже не столь важны: для них жизнь — это сплошная чёрная полоса, им не нужно ничего другого. Возможно, ситуация в реальной жизни не столь острая, но тенденция просматривается. И положение вещей не может не тревожить. Совсем свежий пример. Появилась информация на РИА «Дагестан» о конфискованной и сожжённой осетрине. Речь шла о нескольких тоннах. Первый же комментарий в социальных сетях: наверняка рыбу продали, а деньги по карманам распихали! Человек не был свидетелем этого, не знает, как это на самом деле было, но он уже заранее подготовил себя к тому, что все вокруг сволочи и готовы его обмануть.

Этот господин даже варианта иного не допускает! Сразу же появляется куча комментов, которые поддерживают эту точку зрения. При этом не было ни одного человека, кто бы попытался его опровергнуть! Понятно, что недоверие сложилось не на пустом месте, но вы хотя бы допустите, что информация на РИА — это правда, что есть честные и ответственные люди… И как быть, если человек готов во всем искать ложь и обман, если он сам наполняет свою жизнь негативом? Нужны ли ему хорошие новости? Вот и я о том же! Он просто радовался негативу! Иначе не было бы такой подсознательной первой реакции. Другой пример, когда уважаемая женщина Надежда Кеворкова в своей последней поездке по Дагестану вовремя не повернула голову и не увидела бархан Сарыкум. Сразу после этого на Фейсбуке появляется пост-импровизация на тему того, что и бархан уже распилили, разворовали, распродали. Если бы в группе не появился человек, который рассказал о том, что видел несколько дней назад бархан на месте, истерика была бы ещё та! Про комменты, что пошли к этому посту, уже не буду… А какова реакция людей по самым пустяшным и малозначительным поводам, уже и говорить смешно — сплошное недоверие, ненависть, сарказм. И до реальных фактов им уже нет никакого дела. Такого информационного мусора в дагинете недопустимо много.

Негативный фон нагнетается не со стороны, а самими людьми. Кажется, бесконечных КТО им уже не хватает. Для чего это, какая от этого радость или польза — я никак не могу взять в толк. Иногда складывается впечатление, что нам ничего другого не нужно. Да, жизнь действительно полна негатива, но ты ещё жив. И от тебя тоже зависит происходящее рядом с тобой. Если ты можешь помочь тому, кому хуже, чем тебе, — помоги. Не можешь бороться с обстоятельствами — не уходи в «лес», посади дерево! Делай мир вокруг себя лучше. Габриель Гарсия Маркес как-то написал: «Каждое мгновение жизни — ещё одна возможность». Сейчас вопрос в том, чтобы давать людям лучики света. Мир многовариантен, мы можем сделать Дагестан местом, где живут счастливые люди. Только для начала нужно хотя бы захотеть.

Праздник навсегда

Когда вы приезжаете в благополучную страну, такое ощущение, что вы погружаетесь в состояние праздника. Радостные лица персонала и таможенников, улыбки с рекламных билбордов, добрый смех людей на улицах. Вы это состояние праздника ощущаете практически кожей и своим нутром. Даже пасмурные и скучные страны Северной Европы стараются внести в свою жизнь больше света и праздника. Разницу ты ощущаешь сразу же, вернувшись в Дагестан. На каждом шагу красивые, но суровые, унылые люди. Как из фильма ужасов. Почему? Это тема отдельного разговора. С другой стороны, когда начинаешь говорить с людьми, выясняется, что это совсем не так. Люди готовы идти навстречу, говорить с тобой.

На днях со съёмочной группой РГВК мы оказались на косе, что отходит в море у пляжа Берёзка. Несколько сотен людей с удочками меня не просто удивили, искренне порадовали. Кто-то пришел один, кто-то был с компанией друзей. Мужчины, женщины, дети, молодёжь, старики ловили рыбу. Доброжелательные, улыбчивые, вменяемые, без идеологических заморочек. Рыбаки расположились через каждые два метра, и невольно вспомнилась старая Махачкала с её провинциальной неторопливостью и добрососедством. Нахожу много знакомых: «Как дела? Ты ещё на ТВ? А я отключил все дагестанские телеканалы. Надоели мавлиды и концерты!» Люди приезжают сюда и на простеньких старых жигуляшках, и на дорогих «геленвагенах». И нет здесь ни конфликтов, ни скандалов. Как будто и не в Дагестане!

СТОП! Может, наоборот? Может, это экстремисты и мракобесы, забросавшие все информационные площадки негативом и агрессией, не являются типичными дагестанцами? Может, уважение друг к другу, миролюбие, гостеприимство, отличавшие наших предков, а не упёртое желание бесконечно говорить о том, что угодно Господу, что нет, и есть наши национальные особенности? Ведь доходит до комичного, когда люди суются с разговорами о Боге туда, где это совсем неуместно. Многие из моих знакомых на Фейсбуке просто удалили из списка своих друзей людей с арабизированными никами, потому что слушать тех, кто взял на себя право говорить от имени Господа, порой просто невыносимо. С одной стороны, хочется спросить: с чего это ты решил, что Господь через тебя разговаривает с нами? Но, предчувствуя длинный и непродуктивный разговор, просто игнорируешь их. Ведь на самом деле умный человек, если хочет быть услышанным, говорит с людьми тогда, когда люди готовы к диалогу, а не включается с «наболевшим» в совершенно посторонние разговоры. Странно, когда вдруг появляется тот, кто пожелал трактовать обсуждаемое с позиций религии. Причём, судя по нахрапистости и упорству, с которым это делается, человек мало понимает, что такое такт, логика, уместность. И это не отдельный факт, это определенная форма отношений с реальностью.

В ответ на эту виртуальную агрессию одни люди молчат, дабы не ввязываться в дискуссию, которую считают для себя недостойной и непродуктивной; с другой стороны, люди молчат, потому что общество запугано клерикалами. Взорванные и сожжённые магазины, торгующие алкоголем, флешки, убитые по причине инакомыслия Загир Арухов и Гарун Курбанов, учителя школ не могли не оставить свой след в общественном сознании. Клерикалов на самом деле боятся. А страх, как известно, всегда заканчивается ненавистью к своему источнику.

Именно по этой причине для начала нужно избавить общество от страха перед клерикалами. Я считаю: если человек называет себя сторонником существующего строя, то должен отстаивать систему, благодаря которой он получил образование, работу, возможности социального роста. К примеру, на днях во время пресс-тура на пресс- конференции президент Дагестана сказал, что не является приверженцем многоженства, что он сторонник традиционного института брака. Я уже давно не слышал, чтобы кто-то в последнее время высказывался в защиту хотя бы одной из ценностей светского государства. Скорее, наоборот. А жаль. Пора бы определяться.

День единства

У нас большой праздник — День единства народов Дагестана. Замечательная идея и замечательный повод — день разгрома полчищ Надиршаха. Но суть даже не в событии, которое уже кануло в Лету и имеет значение лишь для историков, суть в том, что Дагестан нуждается в некоем объединяющем факторе. За последние годы у нас разрушались один общественный и социальный институт за другим, только дружба между нашими народами оставалась нерушимой. Мы ведь в чём-то очень разные. А в чём-то очень-очень похожие. Мы дополняем друг друга и никак не мешаем своим согражданам. Скорее всего, даже учимся друг у друга каким-то очень важным вещам. Это уникальные отношения, рожденные институтом куначества и совместной службой вдали от родины. Это на самом деле одно из наших самых больших достижений в истории. Дагестан, несмотря на своё многообразие, всё же был единым целым, когда речь шла об общих врагах. Мы обязательно должны сохранить это. Поможет ли праздник? Думаю, да. Он даст нам повод сказать, что все-таки мы дороги друг другу…