Нам сегодня действительно тяжело. Нам — дагестанцам. Впечатление, что республика находится во всеобщей «блокаде». Понятно, что вслух об этом никто не говорит, но молчание настолько громкое, что бьёт по мозгам. Последней точкой лично моего кипения стала неофициальная информация о том, что в этом году на Дагестан выделен наряд всего лишь на несколько десятков призывников. Разительные перемены! В прошлые годы именно Дагестан давал самые большие результаты по призыву…

Альбина Сункулиева

Ситуация с походом в армию у нас проходила по-разному. Это целый этап новейшей истории республики. Бывали времена, когда каждый родитель считал своим долгом собрать энную сумму и через проверенных людей, как говорилось в народе, «отмазать» от службы в этой, с позволения сказать, «неконтролируемой армии». Отсюда и выходило, что нести тяжёлое бремя «обязаловки» в рядах Вооружённых сил страны приходилось детям из средних и бедных семей.

Прошло несколько лет. И тут выяснилось, что в серьёзные структуры, где перспективы и денег больше платят, без подлинного военного билета не берут. И тут новая волна. И бедные, и богатые копили деньги на то, чтобы за энную сумму «пропихнуть» своё дитя в списки призывников. И снова все не слава Богу. В прошлом году, когда центр пытался применить практику минимизации призывников из Дагестана, пришлось вмешаться высшим силам, и мы, как обычно, справились с ситуацией: в разные части служить отправились несколько тысяч наших ребят. Вот информация, которая дошла до меня из осведомлённых источников, но пока неофициальная, то есть никем не подтверждённая. 42 места — это наша квота… Причём речь идёт об уроженцах республики, но с небольшой оговоркой: только славяне.

Я ни в коем случае не пытаюсь заострить внимание на этой детали — это тоже наши люди. Речь о другом. «Чёрных» официально не пускают в Российскую армию, хотя все они — граждане этой страны. Причина всё та же. Неуставные отношения, неофициальное лидерство в частях и нежелание подчиняться командирам по части бытовых вопросов. Таково воспитание. Горское воспитание. Понятно, что сегодня разом изменить менталитет горцев очень сложно. Может быть, стоит уже подумать о каких-либо вольнонаёмных рабочих для выполнения так называемых «кухонных дел»? Это необходимо, потому что армия, теряющая кавказцев, по-настоящему теряет свой стержень. Это не огульное заявление. Достаточно окунуться в историю. Вспомним «дикую дивизию». В период Русско-японской и Первой мировой войн по указанию царя была сформирована часть, куда входили выходцы с Северного Кавказа и Закавказья. Они говорили на разных языках и с трудом понимали своих командиров. Но слава об их мужественности и смелости жила очень долго.

Кстати, среди героев, защищающих свою страну, было много дагестанцев. Да и, в конце концов, во все времена царских персон охраняли горцы и казаки. Им доверяли, потому что за свою отчизну эти люди готовы были идти на смерть. К чему я всё это? Да к тому, что, если большие начальники из Москвы примут это, на мой взгляд, неправильное решение, пострадает много людей. У нас и так большая часть молодёжи ничем не занята, а та же армия, плохо или же хорошо, но даёт определённую школу жизни. Я не понимаю, почему те, кто составлял эту бумагу, не вспомнили события 1999 года? Тогда кое-кто громогласно заявлял о том, что мы потеряли Дагестан, но именно тогда и выявилась в очередной раз истинная суть дагестанцев. Мы никому не отдали свой многонациональный край, и кто бы что сегодня ни говорил, не отдадим и дальше. Обидно другое: ошибки, которые сегодня совершают большие начальники, нужно будет исправлять. А это время и десятки погубленных жизней тех, кто будет «воевать» в «лесных» массивах.