154846015264

Наверное, практически у каждого из нас в детстве был домашний любимец: милый пес или пушистый котенок, говорящий попугай или морская свинка. И мы их очень любили. И грустили, когда приходило время с ними расставаться. Поэтому каждому из нас близка история мальчика Виктора и пса Спарки из новой анимационной ленты Тима Бёртона «Франкенвини».

Вера Тимофеева

Бёртон, как всегда, в своем репертуаре: черно-белая лента, странные герои с большими глазами, необычный городок. И в центре всего этого трогательная, никого не оставляющая равнодушным история о дружбе.

Фильмы Бёртона отчасти не для детей, хоть на афишах и указано 12+. Он вкладывает в них много смыла и эмоций, которые не всегда будут понятны ребенку. Именно поэтому в 1984 году студия Диснея признала короткометражку «Франкенвини» непригодной для детского просмотра: якобы в ней много неприятных, ужасающих моментов. После этого Бёртона уволили за перерасход средств. Сам режиссер говорил, что ему совсем не нравилось рисовать таких «сахарных» героев, ему по душе незамысловатые снаружи, но эмоциональные и глубокие внутри личности, образы которых он и воплощает по сей день в своих работах.

И вот по прошествии 28 лет студия Диснея обратилась с неожиданным предложением — они захотели вновь увидеть добродушного Спарки, но уже на больших экранах. Бёртон не стал подстраиваться под студию. Он вместе с командой аниматоров вручную создал героев мультфильма. Причем их приходилось выпускать сразу в нескольких копиях, чтобы ускорить процесс съемок. Удивительно, что в век компьютерной анимации остались еще такие энтузиасты, любящие свою работу. Лишним здесь, на мой взгляд, было только 3D. Уж точно можно было бы обойтись без него, так как хороша сама история, а объем здесь лишний (ведь его же «Кошмар перед Рождеством» был прекрасен и без этого эффекта).

Мультфильм нужно не просто смотреть, а вслушиваться в каждое слово, потому что персонажи говорят очень умные, правильные и такие очевидные вещи, о которых мы и думать забыли (и которые мы никогда не услышим в ваших любимых лентах «Шрек» и «Кот в сапогах»). А еще здесь показана великая сила любви, ведь это именно она оживила Спарки, именно благодаря ей он остался добрым псом. Остальные зомби, как мы видим, стали настоящими монстрами, крушащими все на своем пути. И хотя история Спарки очевидна, фильм все равно приятно смотреть, так как он наполнен настоящими эмоциями. Уверяю вас, вы будете умиляться даже тогда, когда у Спарки будут отваливаться хвостик или ушко, а Виктор в этот момент будет произносить с любовью: «Ничего, подклеим!»

Посредством «Франкенвини» Бёртон снова говорит нам о том, что необходимо с детства «пытаться сохранить определенный уровень свободы»: «В детском саду все рисуют одинаково, никто не выделяется, но когда становишься старше, что-то меняется — общество ломает тебя. Когда я посещал художественную школу и надо было рисовать с живой натуры, начиналась настоящая борьба. Вместо того чтобы поддержать ребенка, дать ему выразить себя и рисовать по своему усмотрению, ему начинают навязывать некие стандарты, принятые в обществе. «Нет! — говорят  ему. — Так рисовать нельзя. Рисовать надо вот так». Помню, какое страшное разочарование я испытал однажды: так любил рисовать, а оказалось, что недостаточно хорошо это умею. Но потом словно что-то щелкнуло у меня в голове, и я подумал: «Да пошли вы все куда подальше. Меня не волнует, умею я рисовать или нет. Я люблю это делать». И клянусь Всевышним, с этого мгновения я обрел свободу, которую никогда не имел раньше: меня уже не беспокоило, имеют ли нарисованные мною люди человеческие формы, нравится это кому-то или нет». Это понимание своей индивидуальности и сделало Бёртона настоящим художником, который не старается понравиться окружающим, а делает то, что ему нравится — визуализирует свой внутренний мир. «Я стараюсь не думать ни о своём стиле, ни о том, что я собираюсь делать то-то и то-то потому, что я такой-сякой. Даже если я имею дело с вещью, над которой уже работал, я не пытаюсь думать об ожиданиях публики. Я действительно изгнал эти мысли», — говорит  режиссер. Вот и в конце фильма «Франкенвини» отец Виктора говорит о том, что не всегда нужно слепо доверять мнению взрослых. Учиться отстаивать свою точку зрения надо с детства.

А еще лента Бёртона отсылает нас к известным киноработам XX века: «Невеста Франкенштейна», «Годзилла». Здесь режиссер поясняет: «Однако вот что для меня чрезвычайно важно: хотя мой фильм и вдохновлен «Франкенштейном», он впрямую не связан с ним. Что бы я ни делал, люди всегда говорили мне: «Это похоже на сцены из того или иного фильма», и, возможно, были правы. Но еще раз повторю: не допускать прямых заимствований крайне важно для меня. Даже если я где-то использую прямую привязку к какому-нибудь фильму, мне нужно знать наверняка, что это не слепое копирование».

Надеюсь, что «Франкенвини» обязательно получит свой заслуженный «Оскар» и много других наград. Хотя мы любим фильмы Бёртона не за награды, а за их увлекательность и трогательность.