7141237007

О том, о чем невозможно не говорить

Вопросы пенсионной реформы поступают в рубрику «Р» «Приемная» еженедельно. К сожалению, публиковать все письма и обращения редакция не может газетной площади попросту не хватит. Однако на этой неделе мы получили письмо от нашего постоянного читателя Алипулата Меджидова, который, на наш взгляд, поднял актуальная тему. Особенно в век информационных технологий.

Мурад Абдуллаев

«Я сам пенсионер по инвалидности. Инвалид 2 группы, — пишет в своем письме Алипулат Меджидов, 59-летний житель поселка Белиджи. — Прочитал много материалов, посвященных пенсионной реформе нашей страны. Реформировать-то они реформируют, только вот результата никакого. Посмотрите на ценники в магазине, а теперь сравните их с пенсионными выплатами. Почему бы УФАС республики и Дагестанскому отделению Пенсионного фонда РФ не обратиться к высшим органам власти страны с предложением попросту сравнить: наши цены — наши зарплаты — наши пенсии? Сколько всего приходится слышать нам, пенсионерам, а ведь многие даже не знают элементарно своих прав. Идеи, которые высказываются в ходе обсуждения пенсионной реформы, вызывают, мягко скажем, легкое недоумение своей оторванностью от реальных условий жизни. Посмотрите, как мы живем!

Вот недавно слышу по телевизору: поступило предложение обязать граждан страны брать данные о состоянии своих пенсионных счетов через Интернет, а не получать эту информацию, как сейчас, по почте. Для авторов этой идеи, видимо, не является проблемой купить компьютер и получить доступ к глобальной сети, они имеют достаточно знаний и возможностей, чтобы пользоваться современными достижениями коммуникаций. Поверить же в то, что все это не всем доступно в российской глубинке, им, пожалуй, очень трудно. Лично я не имею доступа к Интернету, внуки все живут в городе, не всегда я могу с ними увидеться и попросить: «А ну-ка, внучек, посмотри в Интернете, какую пенсию ждать дедушке?» Отсюда напрашивается вывод: есть две России и как минимум два образа жизни, которые и «определяют сознание». Кому-то пенсии чуть больше 5 тысяч рублей не хватает на оплату ЖКХ и пропитание, а кто-то не имеет таких проблем (честь им и хвала) и предлагает свои, недостижимые для остальных, решения, исходя только из своих возможностей. А эти гнусные идеи искусственно поднять пенсионный возраст?! Это тоже нормально? Еще можно понять, когда такие идеи звучали из уст «зарвавшихся олигархов», но слышать их от госчиновников, по крайней мере, удивительно, а им высказывать подобное, ссылаясь на нерентабельность, — неэтично. В этом случае происходит подмена понятий: не государство ради своих граждан, а граждане ради государства. Заставить старшее поколение делать все в угоду «рентабельности», поступаясь и так весьма сомнительной комфортностью жизни, — не заслужили наши старики этого».

Устами пенсионера глаголит… Путин?

Несколько дней назад в репортаже ЦТ президент России Владимир Путин фактически раскритиковал предложенную правительством Стратегию развития пенсионной системы РФ до 2030 года. Критика президента коснулась запланированного разработчиками стратегии нормативного стажа в 40 лет. Это хорошо. Если поручения президента будут учтены и нормативный стаж снизят до 35 лет, это, по сути, сведёт на нет всю концепцию очередной пенсионной реформы. «Что у нас получается? Человек, например, оканчивает вуз в 20 с лишним лет, но ведь не везде учёба в вузе засчитывается в стаж, и далеко не все в 20 уже начинают работать. То есть это может попросту означать увеличение пенсионного возраста? Я бы попросил подумать, как этот нормативный стаж с 40 лет сократить как минимум до 35», — возмущениям президента не было предела.

Между тем именно нормативный стаж в 40 лет является чуть ли не ключевым моментом предлагаемой пенсионной стратегии. Её суть такова: предполагается, что если работник в течение 40 лет будет платить 20% от своего заработка в пользу пенсионных отчислений, то тогда в течение 20 лет на пенсии он сможет получать 40% выплат от своего утраченного заработка. Кроме того, новая стратегия предполагает провести пенсионную реформу в три этапа, после завершения которых пенсия будет формироваться из трёх частей: государственной, корпоративной и добровольной.

Право на выбор или простое мошенничество?

На первом этапе разработчики предлагают сократить размер накопительного взноса с нынешних 6% до 2% в пользу солидарной части пенсии. Дальше у граждан будет право выбора — направить 2% в накопительную часть или же все 6% оставить в солидарной части. На втором этапе реализации реформы — в 2016 — 2020 годах — работников, делающих отчисления в накопительную часть, предполагается стимулировать, доплачивая ещё 2%. А к 2030 году всё работающее население страны планируется охватить ещё и корпоративным пенсионным страхованием. Если отбросить детали, то фактически речь идёт о том, чтобы максимально упразднить действующий сегодня накопительный компонент пенсионных накоплений.

Поясним: в настоящее время работодатели за своих работников отчисляют в Пенсионный фонд России (ПФР) 22% от зарплаты, из них 16% идёт на распределительную часть пенсии, а 6% — на накопительную. Предложенная правительством «реформа» фактически откроет доступ к вот этим 6%, или 2 трлн. рублей пенсионных накоплений россиян.

«Где деньги, Зин?»

Вопрос о том, где ПФР взять деньги на выплаты пенсий, на повестке дня стоит уже не первый год. Причём за последнее время бедственное положение фонда только усугубилось, в том числе и из-за того, что на волне предвыборной кампании президента Владимира Путина правительству не раз пришлось повышать пенсии. В настоящий момент дефицит ПФР уже составляет более 1 трлн. рублей. По прогнозам аналитиков, к 2020 году эта цифра может увеличиться в три раза.

Стоит отметить, что и без популистских решений правительства о периодическом повышении пенсии дела ПФР выглядят не лучшим образом. Достаточно сказать, что с начала 2004 года, то есть с тех пор, когда Внешэкономбанк (ВЭБ) начал управлять накопительной частью пенсии, в реальном исчислении он потерял треть пенсионных накоплений граждан. За период с 2004 по 2011 год ВЭБу всего два года удавалось выходить в плюс: в 2005 и 2009 годах. Да и «плюс» этот составил всего 2%. В общей сложности показатель работы ВЭБа с пенсионными накоплениями за весь период времени — минус 27,19%.

Реформа идет, а в кармане дырка от бублика

На этом «тайны пенсионного двора» опять-таки не утихли. Обозначенное нами выше обстоятельство подтолкнуло Минтруда РФ, который является главным разработчиком новой пенсионной стратегии, залатать дыру в ПФР за счёт увеличения нормативного стажа, а также повышения пенсионных отчислений для вредных производств и самозанятого населения. Очевидно, однако, что ключевым моментом является перераспределение 6% отчислений, которые ныне уходят в накопительную часть пенсии, — это открывает ПФР возможность получить доступ к «живым» деньгам фактически сразу после принятия стратегии.

Не исключено и следующее: поскольку разработчикам стратегии так или иначе придётся учесть поручение президента Путина, в итоге вся пенсионная реформа сведётся лишь к перераспределению средств. То есть фактически — к отмене накопительного компонента. Надо сказать, что в краткосрочной перспективе это, возможно, подправит финансовые дела ПФР, но вот долгосрочная перспектива выглядит не слишком радужно.