Войско баранов, возглавляемое львом, всегда одержит победу над войском львов, возглавляемых бараном

Наполеон Бонапарт

Я много лет полагал, что самой великой иллюзией было телевидение, однако время многое меняет. Сегодня великой иллюзией стал Интернет. Не могу знать, материализуются ли мысли, выложенные в Интернете, но огромное количество людей живёт в виртуальном пространстве и порой не помнит о существовании реального мира. Иногда кажется, что, если бы не голод и естественная нужда, никогда из Сети и не выходили бы.

Заур Газиев

Выбор непростой?

Один старинный знакомый как-то обратил моё внимание на удивительный факт: сейчас в Интернете пишут те, кто почти ничего в своей жизни не читал. На днях для одного из проектов на РГВК записывали молодого режиссёра, который выиграл какой-то приз на Московском кинофестивале; так вот, этот режиссёр сообщил перед интервью, что почти ничего не читал. Наверное, он не виновен. Когда нужно прививать людям навык к чтению, никого не оказалось рядом, вот этот человек и не полюбил книги. Но наступает период, когда ты уже сам отвечаешь за то, что у тебя в голове, тогда для чтения уже нет времени. А это значит, что человек оказывается отрезанным от огромного культурного наследия человечества. Ведь не всё можно прочитать в интернете. И всё это я пишу к тому, что мы столкнулись с тем, что люди, которые наполняют своими антифилологическими текстами виртуальное пространство, сами мало что читали. Это люди, которые даже поверхностно не знакомы с тем, что должен знать человек, считающий себя образованным. Нам предлагаются в качестве властителей дум люди, которые и не подозревают, насколько они невежественны. Конечно, встречаются самородки, для которых их жизнь — их университеты. Но чаще всего в интернет-пространстве мы сталкиваемся с людьми, вообще никак не знакомыми с огромными пластами интеллектуального и культурного наследия накопленного человечеством. И количество этих людей в сети с каждым месяцем растёт. Они, общаясь друг с другом, наполняются уверенностью в собственной правоте — и вот они уже стучатся во все двери, что открывают для них социальные сети.

В последние годы мы имеем некий всплеск интернет-оппозиционеров. Но, с другой стороны, опыт твитерных революций показывает, что собрать на улице возмущённую толпу можно, но вот что с ней делать дальше — никто не знает. Социальные сети убивают блоги и создают иллюзию иного социума, в котором люди объединены по тем принципам, которые сами для себя выбрали. Но в реальной жизни это чаще всего бесполезные бесхребетные люди, жизнь которых вращается внутри комнаты, где стоит их компьютер. В большинстве случаев у них несложившаяся семейная жизнь, карьера, они всем недовольны и самое главное эта негативная среда их устраивает. С ними нет смысла договариваться. Это как неизбежный брак в любом социуме. Группы в социальных сетях — это как некие информационные центры, собирающие вокруг себя граждан, объединённых одной идеей. Но один человек, создав три-четыре ника и имитируя спор с самим собой, может легко нагнать под сотню комментариев. Это придаёт уверенности! Если же человеку немного приплатить, то можно поднять такую волну, от которой много кому станет не по себе. При этом нет никакой надежды, что человек, взяв деньги, станет лояльным и не продолжит смешивать вас с дерьмом через левые аккаунты. И здесь только два выхода: либо поступать жёстко, по-рамзановски, либо просто не обращать внимания. При этом нужно понимать, что всегда есть определённый процент маргиналов, которые будут поливать вас при любом исходе, само предложение договориться придаст им уверенности в собственной правоте, не говоря уже о попытке подкупа. «Космический» съезд это подтвердил. Деньги они берут с удовольствием, но никаких обязательств на себя брать не способны. При этом готовы гадить друг другу на головы при каждом удобном случае. И по-другому не происходит, потому что они не способны строить гармоничные и честные отношения с тем социумом в котором они живут. Их главное счастье — рассказать, как плохи другие, дабы не была столь очевидна их неполноценность. Маска бунтаря и правдоруба, пострадавшего за правду, единственное, что оправдывает их в собственных глазах. И нет смысла им предлагать работу, материальную помощь в виде грантов — это будет воспринято как проявление слабости.

Ещё одна правда

Мир состоит из множества правд. Ничего с этим не поделаешь. И не всегда правда, с которой ты живёшь, подходит кому-то другому. У каждого человека почти всегда есть своё мнение на то, что ты видишь. Если тебе не нравится это мнение, можно просто перешагнуть через него и пойти дальше. Как писал Жульбер Жубер, «людей чаще всего можно убедить лишь в том, в чём они хотят быть убеждены». Можно просто высказывать своё мнение и нет смысла никого ни в чём убеждать. Люди будут ненавидеть тебя не за причинённые им обиды, а хотя бы только потому, что ты лучше них. Не нужно на них обижаться — не могут изменить себя, и им от этого больно. И эту боль они сублимируют в агрессию против тебя. Любой человек, становящийся публичным, должен понимать это. Маленькие, серые, унылые в душе наполеончики будут тебя ненавидеть всеми фибрами души, потому что в отличие от них ты воспользовался представившимся шансом, а они нет! И на это вообще никак нельзя реагировать — это как плата за успех. Чем выше ты поднимаешься, тем безлюднее вокруг тебя! Но, к сожалению, есть вещи, которые ты понимаешь поздно. А ведь, по большому счёту, если задуматься, именно этот типаж людей в тридцатые годы прошлого столетия писал доносы в НКВД, а в семидесятые — сутяжничал. Это их реальность! В мире где люди счастливы, где есть труд, достаток и праздники — они просто не выживут. Пусть пишут! Пусть выпускают пар! Меньше грязи будет в реальной жизни.

А ещё есть люди, которых следует просто жалеть. Я уже не один раз писал: если человеку под пятьдесят, а у него ни нормальной работы, ни денег, ни уважения коллег, только претензии к этому миру, — его проблема в его же голове. И такие люди находят своё место среди себе подобных в социальных сетях. В реальной жизни они бы друг с другом уже давно переругались, но в виртуальном пространстве какие-то качества сразу не заметишь. Таким людям нет смысла помогать, их не спасти, они сами включают программу своего саморазрушения и погружают себя в негатив. Мне до сих пор трудно понять смысл того, что было сделано в гостинице «Космос». Но ещё труднее понять, что происходит в головах у людей, которые туда поехали и начинают говорить какие-то безумные вещи. Но, с другой стороны, ещё больше я не понимаю тех, кто стрелял по колёсам автобусов. Потому что именно с этой глупости компания полусумасшедших маргиналов превратилась в «борцов с кровавым режимом». Но, впрочем, это совсем другая история…

Интернет, как бы много людей ни сидело там, это не сила, это не показатель чего-либо. Это обычная свалка, где может оказаться что угодно. Конечно, у нас всегда относились с уважением к печатному слову. Так сложилось потому, что на протяжении десятилетий у нас публиковалась только проверенная и перепроверенная информация. Но сейчас всё по-другому. Для того чтобы стать автором, не нужно иметь особых талантов. Достаточно уметь накропать сочинение на уровне пятого класса, уметь собрать вокруг себя возмущённых тёток и писать, писать, писать — какие все вокруг плохие! И ничего фатального в этом нет. Пусть пишут что угодно! К реальной жизни это не имеет отношения. Сколько разоблачительных статей было в Интернете! Один Навальный «навалил» столько, что дух захватывает. И что? НИ-ЧЕ-ГО! А вот случились аресты в «Рособоронсервисе». Показали всё это в новостях на федеральных каналах, и Сердюков попрощался со своей должностью! Мы живём в очень прогнозируемой стране. Здесь то, что думают люди, никак не канализируется в реальную политику. И во многих случаях это очень даже хорошо, иначе страну бы шарахало из стороны в сторону так, что от неё мало что осталось бы. Тем более если учесть нашу историческую традицию писать кляузы и доносы друг на друга.

Post Scriptum

Современный мир живёт по своим законам. Есть вещи, с которыми нужно либо примиряться, либо искать решения с другой стороны. Нужно отказываться от старых предубеждений и методов решения проблем. Нельзя доверять решение деликатных проблем людям, не чувствующим нюансов. Новые болезни не лечатся старыми таблетками.