12391248812В пятницу, 1 марта, врио Президента РД Рамазан Абдулатипов встретился с членами Комиссии по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ во главе с её председателем, председателем Отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества, членом Общественной палаты РФ, Протоиереем Всеволодом Чаплиным.

Во встрече также приняли участие и.о.Первого зам.Председателя Правительства РД Анатолий Карибов, и.о. министра по национальной политике РД Алексей Гасанов, и.о. председателя Комитета по свободе совести, взаимодействию с религиозными организациями РД Мурад Заргишиев, Епископ Махачкалинский и Грозненский Варлаам.

Комиссию представляли: референт Управления Президента РФ по внутренней политике, ответственный секретарь Совета Сергей Мельников, председатель Отдела межцерковных отношений Армянской Апостольской Церкви, представитель епархии Юга России Протоиерей Тер Саркис Погосян, член Общественной палаты РФ, Санжай Лама, постоянный представитель Буддийской традиционной сангхи России в Москве Андрей Бальжиро, член Общественной палаты РФ, муфтий, исполнительный директор Координационного центра мусульман Северного Кавказа Шафиг Пшихачев, представитель Российского объединенного Союза христиан веры евангельской Гарик Кургинян и другие.

Врио Президента республики тепло приветствовал членов Комиссии и подчеркнул, что рад совместной работе, которая проводится в течение долгого времени: «Дагестану вы всегда оказывали содействие на разных этапах его развития. Считаю, что сегодня в Дагестане начинается новый этап развития, этап надежд. Мы хотим очиститься, хотим быть настоящими дагестанцами, вернуть республике его естественное состояние, — это сплоченность разных национальностей, народов, взаимодействие религиозных конфессий. Дагестанская земля – это земля и христианская, и иудейская, и мусульманская. На территории региона исторически было христианство. Некоторые районы исповедовали христианство вплоть до 14 века. До сих пор в горных местностях есть храмы, которые нужно восстанавливать. Это исторические памятники. Мы будем проводить эту работу совместно с Епископом Махачкалинским и Грозненским Варлаамом, потому что Махачкала, Дагестан обретают новый статус в российском христианском мире. Мы очень рады, что сегодня с нами здесь честный, чистоплотный человек, который прошел испытания, — Епископ Варлаам. Мы будем с ним взаимодействовать и обустраивать Дагестан.

Многое упущено, а многое ушло в «другую сторону». Вместо того, чтобы двигаться вперед, часть общества двигалось назад. Это было выгодно целому ряду людей, которые имели возможность направить свой народ в созидательное русло. Они в большей степени были увлечены собственным благополучием. Отсюда и многие упущения, хотя каждый из моих предшественников на своем этапе сделал немало для сохранения единства Дагестана, её целостности в составе Российской Федерации. Глубочайший кризис, который затронул нас, влияет на многие процессы развития современного общества. Надо выходить из этой ситуации вместе с Россией. Вопросы духовного, нравственного кризиса – это наши общие проблемы.

Вчера по моему предложению в Парламенте Дагестана был обсужден законопроект об обязанностях родителей по воспитанию, обучению своих детей. Этот документ нравственной, духовной ориентации, еще раз обращает внимание родителей на своих детей. У нас есть случаи, когда дети фактически не получают нормального светского образования. Детей направляют на обучение в медресе, но там не дают полноценного современного образования. Следовательно, ребенок не получает никакой специальности. Учить Коран наизусть – это очень хорошее благое дело, но для жизни этого недостаточно. У наших пророков было сказано «левой рукой нужно держаться за сердце и советоваться со Всевышним, а провой –работать». Каждый человек должен работать на себя и свою семью. Религия этому не мешает, а наоборот, помогает. В связи с этим перед нами встают задачи о том, какое образование получают наши дети. Мы за то, чтобы люди получали религиозное образование, приобщались к религиозной культуре. Вера – это составная часть общества, в том числе светского. Считаем, что отделение церкви от государства – это общая проблема. Мы не можем отделить верующих от государства, а потому должны всячески способствовать в том, чтобы просветительская деятельность наших конфессий была еще более ощутимой на развитии нашего общества, России в целом. Считаю, что совместно с муфтиятом нужно провести аттестацию имамов. У православных христиан и у Русской православной церкви эта система налажена: и вертикаль, и подготовка, и порядок. В исламе больше свободы, отсюда и много неорганизованности, которая влияет на состояние мусульманской уммы. Мы должны аттестовать и тех, кто работает в медресе. Если медресе работает самостоятельно как учебное заведение, то оно должно соответствовать по целому ряду параметров, в частности гуманитарного образования, образовательным стандартам. Мы должны готовить не только религиозных деятелей, но и гражданина. Эта работа должна вестись совместно.

Огромную свободу, данную для свободы совести, вероисповедания, многие начинают обращать против государства, обеспечивающего им это Конституцией и законами. Это недопустимо. Русская православная церковь имеет величайшие традиции сохранения государственности. Она сумела сохранить русское российское государство даже тогда, когда многие государственные деятели предавали государство. Это пример для нас, мусульманских деятелей, религиозных деятелей. Нет священной молитвы, обращенной против Родины. Ни в одной религии нет призыва разрушать государство. Религиозные учения способствуют формированию государства и цивилизации. В этом плане религия играет огромную роль. Это нужно объяснять людям.

Очень хорошо, что человек верует, приобщается к религиозной культуре, божьим откровениям, и очень плохо, когда это превращается в фанатизм. Фанатизм – это невежество. Пророк говорил «бойся невежественных, все беды от них». Религия не может идти вне культуры, она идет вместе с культурой и является её частью. Такого рода проповеди надо читать в мечетях. Должно быть больше гражданского приобщения.

Между религиозными деятелями, религиозными конфессиями мы сумели сохранить мир в самые тяжелые годы. Мне приходилось работать в этом плане и с патриархом Алексием, патриархом Кириллом, муфтием шейхом Равилем Гайнутдином, муфтием Далгатом Тажудином, покойным другом муфтием Саидмухаммадом-хаджи Абубакаровым, с великим нашим учителем, духовным лидером мусульман, шейхом Саидом Афанди.
Шейх Саид Афанди был святым человеком. Тот, кто считает себя религиозным человеком, на убийство не пойдет.

Если мы скажем друг другу больше добрых слов, слов любви, то приобщимся к истине. Главное стремление в религии, культуре – это познание истины, приобщение к истине. Один ищет её в науке, другой – в Боге, но в конечном итоге мы люди и хотим жить в любви и согласии, чтобы в отношении нас проявлялось добро. Следовательно, мы, как люди, обязаны распространять добро в нашем обществе, государстве.

Мы будем вместе работать, советоваться. В республике нужно провести много хороших просветительских межрелигиозных мероприятий. Для этого будет оказано всяческое содействие. Считаю, что ваше пребывание в Дагестане еще больше облегчит мою миссию, которую я реализую здесь по поручению Президента России Владимира Владимировича Путина».

Председатель комиссии, председатель Отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества, член Общественной палаты РФ Протоиерей Всеволод Чаплин в ответном слове поблагодарил врио Президента республики за приглашение в Дагестан и сообщил, что в республике намерены провести выездное заседание Комиссии, где рассмотрят вопросы, касающиеся разных регионов страны, в первую очередь, конфликтов, происходящих в Москве и других крупных российских городах.

«Для всех нас очень важно сейчас быть здесь с Вами, так как цель нашего приезда – поддержать Вас и все новое руководство Республики Дагестан в той непростой, но очень важной миссии, которую Вам предстоит реализовать. Очевидно, что люди возлагают на Вас и Ваших коллег очень большие надежды. Об этом приходится слышать практически каждый день. Я изучал материалы СМИ о Дагестане, читал новости, касающиеся ваших высказываний о том, что Вы планируете сделать. Видно как люди, даже критически настроенные, возлагают на Вас серьезные надежды, понимая, что сейчас появилась возможность для благих перемен, потому что Вы политик высшего уровня, мудрец, знаете и республику, и ситуации. Мне очень понравилось то, что я прочел сегодня утром, когда Вы сказали о мировоззренческом образовании. Это то, чего сегодня России и миру очень не хватает. Мудрость веков, данная людям Всевышним, говорит нам другое – главное это то, ради чего ты живешь. Без него никакие деньги, навыки не будут полезны. Это первое.

Вторая тема – это примирение. Усилия, которые Вы сейчас предпринимаете в области примирения, очень обнадёживают. В любом обществе есть разные люди. Сейчас в разных странах мира становится все больше людей, которые хотят вести целостный религиозно-обоснованный образ жизни, соблюдая религиозные традиции в семье, жизни местной общины, в целом обществе. Иногда между этими людьми и людьми светского образа жизни возникают конфликты и споры. Определенные расхождения естественны, но конфликтов не должно быть. Я надеюсь, что в Дагестане, как и в мире, люди религиозного и светского образа жизни не будут враждовать и подавлять друг друга, а будут уважать и помогать. Если люди достаточно мудры и прислушиваются к голосу той традиции, которая позволяла людям в течение многих веков жить в одном обществе, значит, они найдут способы жить вместе в мире и согласии. Богом данная мудрость Кавказа показывает, что это возможно. Я уверен и надеюсь, что это возможно в Дагестане, благодаря мудрости нового руководства республики, доброй воли людей и надеждам, которые сегодня народ ясным образом выражает», — подчеркнул Протоиерей Всеволод Чаплин.

Епископ Махачкалинский и Грозненский Варлаам выразил готовность поддержать новые начинания врио Президента РД: «Те благие начинания, идеи, о которых Вы говорите, очень высокие. Для каждого верующего человека они близки, радостно об этом слышать. Вы имеете большую поддержку среди православных в республике. Все возлагают на Вас большие надежды. Мы будем поддерживать Вас. Наша поддержка всегда молитвенна. Мы молимся, чтобы Господь послал мир на землю Кавказа. Будем просить Его укрепить и умудрить всех нас. Мудрость, накопленная в Вас, как политического руководителя федерального уровня, Ваша деятельность поможет созидать в республике и совершать благие дела. Надеемся, что Господь, благодаря Вам, устроит мир здесь».

Выступивший постоянный представитель Буддийской традиционной сангхи России в Москве Андрей Бальжиров отметил, что главная истина в многонациональной России – это дружба народов и взаимопонимание.

«Ислам не приемлет бескультурья, — сказал Член Общественной палаты РФ, муфтий, исполнительный директор Координационного центра мусульман Северного Кавказа Шафиг Пшихачев. – Я приветствую Ваше высказывание о том, что ислам должен способствовать повышению культуры народа. Для этого в исламе есть потенциал, который должен способствовать к сближению. Все мировые религии призывают к человеколюбию. Любовь к Богу проявляется, в том числе и через человеколюбие».

Член общественной палаты России пожелал, чтобы в Дагестане воцарилось процветание и мир. «В нас Вы всегда можете видеть надежных союзников, друзей, которые в любое время окажут помощь. Мы готовы к широчайшему сотрудничеству», — заявил Шафиг Пшихачев.

Рамазан Абдулатипов подчеркнул и роль Общественной палаты Дагестана: «Общественная палата работает достаточно активно. На днях я встречался с её представителями. Мы придаем большое значение её деятельности. Думаю, что целый ряд вопросов мы будем решать через неё. Я предложил создать республиканскую миротворческую комиссию. Сегодня я определил её принципы. При этой комиссии должно быть несколько секторов для решения конфликтных вопросов. В частности, по вопросам профилактики и адаптации к мирной жизни. В республике уже была Комиссии по адаптации к мирной жизни. Для того, чтобы дойти до мирной адаптации, нужно пройти целый ряд этапов: и профилактических, и предварительных переговоров, так называемых, досудебных соглашений. Мирная адаптация должна быть после того, как человек нам доверился. Поэтому, когда я объявил о создании более широкого формата миротворческой деятельности в республике, некоторые начали критиковать, думая, что я хочу уйти от этого. Наоборот, я углубляюсь в этот процесс.

В республике есть десятилетние конфликты – переселение лакцев Новолакского района, образование Ауховского района, репрессированные чеченцы, депортированные лакцы, аварцы. Видимо все это делалось для других целей.

В свое время была такая же проблема в Осетии и Ингушетии. Там была федеральная дирекция, строились дома якобы для ингушей и т.д.

По приезду туда я изучил этот вопрос и решил его по-другому. Моему решению сопротивлялись руководители республик, но все-таки было решено открыть лицевые счета для каждого пострадавшего и перечислить средства на строительство дома. Вместо того, чтобы сделать также, около Махачкалы построили около 3-х тысяч домов. Сейчас вокруг этих земель идут споры. Каждый делал под себя. В этом Доме некоторые начальники имеют на этой территории по 20-25 гектаров земель. Считаю, что пострадавшие лакцы совершили большой духовно-нравственный подвиг — они согласились освободить земли, где проживали около 50 лет. Это не так легко.

Каждый новый руководитель действовал по принципу отложенного конфликта. В рамках миротворческой комиссии нужно создать четырёхстороннюю комиссию, куда войдут представители лакцев, чеченцев, аварцев и Правительства РД. Обращаюсь ко всем: нужно собраться для того, чтобы расписать поэтапно то, что мы делаем ежегодно, чтобы люди видели, когда это все закончится. Я часто повторяю – государство создано не для того, чтобы устанавливать рай на земле, а для того, чтобы не было ада. Государство должно упорядочивать все эти вещи. Такая работа будет разворачиваться. Но если люди будут закрывать трассы, устанавливать палаточные городки – это будет означать, что они не хотят решения этих проблем, и я буду вынужден откладывать эти вопросы до стабилизации обстановки.

В процессе переселения я обнаружил много нарушений. Уже с понедельника я хотел снять некоторых руководителей, начать расследования и т.д. Но после того, как люди начали перекрывать трассу, я принял решение отложить все, пока народ не успокоится. В противном случае это означало бы, что я сделал это под чьим-то давлением.

В Дагестане некоторые люди накопили огромное количество денег. Эти средства начинают работать по-разному: «выглядывают» из Москвы, Парижа, с Эмиратов. Очень плохо, когда к грязному человеку попадают большие деньги: эти средства дальше будут разносить грязь. Деньги, заработанные на убийствах людей, будут и дальше убивать людей.
Сегодня состоялся очень хороший разговор, есть поддержка. Надо, чтобы федеральный центр не отставал в динамике идей и процессов, предлагаемых нами. Раньше было по-другому, а сегодня мы опережаем динамику постановки вопросов, попыток решения вопросов и т.д. Дагестанцы активные люди, находят пути решения проблем, и федеральный центр делает исключения для ряда лиц.
Мы обновили Правительство на 64%. Но для того, чтобы омолаживать кабинет министров нет профессиональных кадров. Сейчас мы пытаемся провести конкурсный отбор на вакантные должности. Оказалось очень мало главврачей, которых можно оставить на должностях.

Я хочу добиться понимания тех задач, которые мы ставим сегодня, не только в Дагестане, но и в Москве. Мы не преувеличиваем своей роли, но может быть, мы ставим задачи, имеющие общероссийское значение, потому что мы часть России. Целое больше чем часть, но по своей сути они взаимодействуют в одной системе и каждый из нас должен чувствовать себя частью того целого. А целое должно понимать, что здесь его часть. Нужно приближаться по сущности своей, по смыслам к проводимой нами работе. Не надо обвинять людей, что они уходят «в лес», если он никому не нужен, если над ним издеваются. Куда ему бежать?

Тоже самое в городе Махачкале. Город задыхается. В Махачкале есть всё, а пространства для человека не осталось. Каждый хочет чувствовать себя достойным, значимым. А если не будет этого, он будет чувствовать себя униженным, а такой человек очень опасен. Уныние, лень считается одним из самых больших грехов. Однако многие наши религиозные деятели проповедуют молиться сутками. Кто тогда будет работать? Сегодня ислам нуждается в поддержке и понимании. Чем больше мусульманские деятели будут уходить в невежество, тем больше невежества они принесут для ислама, мусульман, мира.

У меня возникла идея создать музей цивилизации всех религий. Мы должны взаимодействовать, достичь понимания друг с другом. Мы люди из одного источника, авраамической линии, у нас одни пророки. Всевышний дал нам разные откровения не для того, чтобы свергать друг друга, а как написано в Коране, опережать друг друга в добрых делах. Я намерен показать то, что Дагестан стремится очиститься, обновиться, продвинуться вперед и т.д.».

Председатель Отдела межцерковных отношений Армянской Апостольской Церкви, представитель епархии Юга России Протоиерей в своем выступлении отметил, что готов к сотрудничеству, помочь принести мир на добрую дагестанскую землю.

Рамазан Абдулатипов в ответном слове сказал, что развал Советского Союза нанес республике большой урон тем, что уехали евреи, русские, армяне и представители других национальностей. «Дагестанской культуре их не хватает. Мы должны восстанавливать естественное состояние Дагестана. Это было, когда мы все жили в мире и дружбе, работали и обеспечивали процветание республики. Многие выдающиеся дагестанцы – это люди армянского происхождения. Люди русского происхождения развивали современную культуру, образование», — подчеркнул врио Президента Республики Дагестан.