107207619038

Наш коллега Багаудин Узунаев издал новую, девятую по счету, книгу. На сей раз роман. Называется он «Трое неизвестных…». Небольшой отрывок из предисловия к ней известного литературоведа и критика Саиды Муртузалиевой поможет читателю составить представление об этом произведении. Редакция «СР».

Более 30 лет Багаудин Узунаев, состоявшийся и зрелый автор, талантливо увлекает читателя в многоликий мир нашего бытия. И в этом «путешествии во времени» примечательно то, что его творческое сознание находится в постоянном поиске нового. Новых средств выразительности, новой стилистики, новых форм и новых тем.

Новое произведение Узунаева очень современно. Не в смысле календарно верной констатации знаков и признаков текущего Времени и данного Места, а в смысле их адекватно отраженного духа и ментальности, их сверхскоростных способов самовыражения и сметающих границы форм самопознания…

В романе «Трое неизвестных» царит атмосфера, которая представляет нечто среднее между интервью и исповедью. На память приходят фильмы великого итальянца, мастера кино на рубеже ХХ-ХХI века Федерико Феллини, который был новатором во всем и старался каждым своим шедевром создать провокацию в душе зрителя. Следуя этому принципу, автор создал произведение, в котором преобладает не сюжет, а мысль.

Роман-полифония «Трое неизвестных» — это эксперимент на уровне сознания, который мы наблюдаем в и поведении героев, и в их диалогах, и в примечаниях, и в комментариях, словом, на протяжении всей партитуры, которую объединяет и подчиняет себе авторский голос дирижера.

Сам роман, его интонация излучают непосредственный экспрессивный заряд. Текст изложенного подтверждается ритмом, который то усиливается, то замедляется в зависимости от эмоциональных моментов комментируемого.

Искание большей выразительности и убедительности приводит автора и к необычному формату, который выстраивает новые реалии с учетом виртуального, игрового, мгновенного художественного перформансного воздействия. Это т.н. формат «3D», новый временной континуум, где сочетаются три времени, три взгляда из него, которые бьют в цель одновременно и молниеносно. Под перекрестным натиском всех этих времен и пространств включается и боковое зрение читателя, он начинает «видеть» и «читать» то, что вроде бы не прописано напрямую в тексте. Формат «3D», если брать его активный, творческий аспект, сообщает созданным автором художественным формам объемность и полноту действительной жизни.

Обобщая анализ авторских приемов, направленных на радикальное обновление своих художественных средств, можно сказать, что трансформация и перезагрузка авторского мира направлены к кортасаровской «Модели для сборки» самим читателем, что создает возможность глубокого и полного отображения повествуемого мира. Это предполагает, что книга «Трое неизвестных» и будущее творчество Багаудина Узунаева откроют дебютную страницу альтернативной современной прозы Дагестана.