60738219022

Умные мысли приходят лишь тогда, когда все глупости уже сделаны

Есть много поступков и слов, о которых очень жалею. Есть много молодых лет из моей жизни, о которых и вспомнить доброго нечего. А про года, потраченные, как выяснилось, впустую, и говорить не хочется. Потом уйдут годы каторжного труда, чтобы наверстать упущенное, залатать прорехи и запрыгнуть в последний вагон уходящего поезда. Иногда я думаю, что всё могло быть иначе, если бы рядом оказался разумный взрослый человек. И не просто разумный и взрослый, а такой, которому бы я доверял…

Заур Газиев

Терра инкогнита

Быть молодым очень трудно. Это только со стороны кажется: «Какие у них проблемы, они молоды и красивы! Столько возможностей!» А на самом деле человеку нужно ещё себя найти, разобраться, в какую сторону двигаться, что на самом деле интересно и какие вообще есть у тебя возможности. В молодости, как никогда, хочется доказать всем, кто был к тебе несправедлив или обижал тебя, что они были неправы. Это потом, с годами, тебе наплевать, кто и что о тебе думает; это потом выясняется, что главное — самому знать, что ты прав… Пока ты молод, хочется от людей понимания, уважения, похвалы. Хорошо, если у молодого человека есть семья, способная оказать ему поддержку. А если нет? Если его родная семья не может стать для него опорой и поддержкой? А если у него с детства не было того, кто бы его направлял и воспитывал? Что делать таким людям?

Я смотрю на молодое поколение и думаю о том, как же им на самом деле трудно! Как больно воспринимают молодые люди несправедливость! Я вижу, как сильна конкуренция, как часто молодые люди, не имея за спиной поддержки, оказываются вытолкнутыми на обочину жизни. Кто ждёт их на обочине — у нас в Дагестане тоже хорошо известно.

А ещё по отношению к молодёжи наша дагестанская ментальность поворачивается своей худшей стороной. У нас никто не пожалеет молодого человека. У нас редко простят за ошибки. У нас молодых готовы обвинить во всех грехах, и при малейшем подозрении люди даже сомневаться не будут в их виновности. К примеру, в полиции (или чуть раньше в милиции) избить молодого человека не считалось чем-то ужасным! Молодой, здоровый — заживёт! Наше государство не относится к молодёжи как к национальному достоянию. На уровне государства нет понимания, что от того, какие вы даёте возможности для самореализации молодым людям, зависит и будущее нашей страны. У нас всё время оглядываются на прошлое… Хорошо, что решают проблемы стариков…Но проблемы молодых на государственном уровне по большому счёту никому неинтересны! Качественное образование, жилищная проблема, профессиональная переподготовка, реальная помощь в организации бизнеса — ничего этого или нет вовсе, или есть, но в очень ограниченных масштабах. Любой бизнесмен или госуправленец предпочитает брать на работу только опытных работников, а не тратить время на обучение.

А между тем есть масса специальностей, где нужны именно молодые живые мозги, где человек совершает рывок именно в молодом возрасте. Недавно побывал в офисе компании Dudu: там большая часть программистов — молодые люди до 25 лет! Это возраст, когда человек легко учится, когда мозг очень подвижен. А есть у нас для молодёжи хоть какие-то возможности? Обувные цеха? Места на рынке? Официанты в ресторанах? Единственный социальный лифт в Дагестане — это борьба и другие единоборства. И как следствие — приоритеты, выстроенные в весьма неконструктивный ряд. Наши молодые люди становятся злобными, агрессивными… И я не тороплюсь их обвинять. Всё это — следствие того, как у нас относятся к молодёжи, какое место ей отводят. Это ответная реакция…

Я так и не научился водить машину, но, когда я еду на переднем сидении, для меня это — стресс! Махачкала — яркая иллюстрация свинского отношения людей друг к другу, и нарушение правил дорожного движения здесь ни при чём. Когда взрослые люди ездят, по хамски относясь друг к другу, с кого брать пример молодёжь? Вот и я о том же…

Поколение бед…

Конечно, говоря о молодёжи, неправильно представлять их какими-то безвольными жертвами обстоятельств. Как ни крути, но есть такая вещь, как самовоспитание, самообразование. Есть, в конце концов, здравый смысл и инстинкт самосохранения. Если человек хочет учиться — никто ему не сможет помешать. В Дагестане до начала девяностых всегда был культ знаний! Это поколение ещё живо! Но я понимаю и то, что в молодёжной среде очень много вредных поветрий. За последние двадцать лет дагестанская молодёжь в основной своей массе растеряла всякое желание получать знания. У них сейчас престижно ездить на затонированной «Приоре», изображать из себя крутого бездельника в чёрных очках, нежели человека, занятого полезным трудом. Правда, есть и другая часть, отрастившая бороды и ушедшая в религию. Это их беда, а не вина. С молодыми нужно уметь разговаривать на понятном им языке. Те, кто занимается их вербовкой и агитацией, прекрасно знают, на каких струнах нужно играть, чтобы быть убедительными. Они умело используют стремление молодых людей к идеалу. Они работают индивидуально. Им не нужны круглые столы и концерты. Они просто предлагают молодым людям увидеть новый смысл их жизни. А что даёт им сегодня государство? Какие двери открывает перед ними общество? Кто и где их ждёт? Вот и я о том же! Каким бы хорошим человеком и профессиональным управленцем ни был Заур Кахриманов, это не его прерогатива — выстраивать государственные приоритеты, выделять деньги на строительство молодёжных центров или жилья для молодых. И вообще, у меня такое чувство, что комитеты по делам молодёжи в нашей стране созданы для того, чтобы государство не чувствовало так сильно своей вины за то, что молодое поколение у него на двадцать пятом месте.

Государство решает свои сиюминутные проблемы, отдаёт свои долги старикам, а до молодого поколения руки просто не доходят. Последствиями этого является то поколение, что мы видим сейчас. Конечно, есть и дорогие сердцу исключения. Но эти люди чаще всего всеми правдами и неправдами пытаются покинуть Дагестан. И здесь ничего не поделаешь, наша агрессивная среда слишком много сил отбирает на выживание — на продуктивную деятельность остаётся совсем немного…

Дурные примеры

Есть ситуации, когда дурные примеры незаразительны. Это как раз тогда, когда с раннего детства воспитанием ребёнка занимаются правильные люди, когда негативные черты исправляются, а всё доброе и талантливое в человеке поддерживается. Когда на подсознательном уровне у человека есть правильное понимание разницы между добром и злом. Только в этом случае вырабатывается иммунитет на хамство и другие негативные проявления человеческих натур. Поэтому, как бы это ни казалось банальным, человека нужно воспитывать с детства и до тех пор, пока это возможно…

Но если этого нет, то тут уже ничего не поделаешь… И здесь очень важно объяснить взрослым людям, что их манера поведения является образцом для подражания. Меньше всего в данной ситуации хотелось бы выступать в роли воспитателя, особенно учитывая то, что и сам был грешен, о чём очень сожалею. Но сейчас степень погружения общества в негатив столь критична, что пора бить тревогу.

В минувшее воскресенье глава республики встретился с молодёжью в Институте народного хозяйства. Состоялся большой разговор, подробности которого в специальном репортаже Шамила Хадисова на стр. 5. Понятно, что молодые люди не могли быть искренними, как на исповеди, и наверняка тушевались, но начало диалогу с молодёжью положено. Очень надеемся, что это станет доброй традицией.