184918019933

Журналистское расследование

Сюжет этой истории прост, но очень дурно пахнет… Осенью 2005 года выходец из селения Гостала Казбековского района Атагиши Эмеев, преуспевающий предприниматель, занятый в сфере рыболовства на острове Сахалин, решил сделать доброе дело своим односельчанам.

Багаудин Узунаев

Бог послал!

Видя, что те, в отличие от многих дагестанцев, лишены возможности пользоваться природным газом, он задумывает исправить такое положение и провести туда как подводящую трубу, так и газораспределительные сети внутри села. Благо, что расстояние до Дылыма, откуда надо было тянуть трубу, невелико, село тоже небольшое, всю работу можно закончить достаточно быстро. В договоре «заказчика» (коим была администрация района) с «подрядчиком» (им явилось ООО» Газовик») указан точный срок – 5 февраля 2006 года. Т.е. всего лишь три месяца. Как пояснили специалисты, это очень даже быстрый темп для строительства такого объекта.

Сказано – сделано. С этими своими планами Эмеев идет в администрацию района, где встречает полнейшее понимание. Та уже давно обивала пороги правительственных кабинетов, умоляя провести газ в Госталу. Ей не отказывали, но конкретных сроков не называли. Мол, как только, так и сразу! А тут вдруг объявляется человек, который готов тут же выложить всю необходимую сумму. Да его же просто Бог послал! Правда, он поставил условие, чтобы эти деньги ему вернули, когда из республиканского или федерального бюджета поступят отпущенные на эту цель средства. Уточним, однако, что не для того хотел вернуть свои деньги Эмеев, чтобы положить их назад, в карман, а чтобы использовать их дальше: на строительство водопровода, моста через речку и другие нужды поселения. Эмеев вообще не собирался забирать эти деньги, он бы оставил их селу, но хотел, чтобы они как можно результативней поработали, решили как можно больше проблем. Администрация с радостью согласилась на все его условия. Еще бы! Ведь за счет этой инвестиции село на несколько лет раньше срока получило бы долгожданный газ.

Руководство района (господа Азаев и Нуцалова) долго и сердечно благодарили Эмеева, расточали похвалы его доброму сердцу, гарантировали благосклонность небес: мол, они воздадут ему за его богоугодное дело сторицей… И вот, цитирую, «7 сентября 2005 года между Эмеевым Атагиши Султанмурадовичем – инвестором, с одной стороны, и администрацией муниципального района МО «Казбековский район» в лице главы администрации Нуцаловой З.А., с другой стороны, заключено соглашение на осуществление финансирования работ по газификации населенного пункта с. Гостала Казбековского района». С передачей денег Эмеев тоже не стал тянуть. «Во исполнение п. 2 инвестиционного договора Эмеевым А.С. было обеспечено перечисление денежной суммы в размере 2 млн. рублей платежным поручением на счет подрядной организации ООО «Газовик», с которой заказчиком, администрацией Казбековского района, был заключен договор подряда по газификации населенного пункта. Согласно п. 3 инвестиционного договора, перечисленная Эмеевым А.С., инвестором, сумма в размере 2 млн. рублей, подрядчиком, ООО «Газовик», была использована по целевому назначению, т.е. на строительство газопровода в населенном пункте с. Гостала Казбековского района».

И это чистая правда. Приведем, чтобы не быть голословными, свидетельства самих работников «Газовика», озвученные ими на процессе в суде Казбековского района в марте 2013 года. На вопрос представителя истца Будайчиева, «вы эти работы выполнили в течение четвертого квартала 2005 года?», свидетель, сварщик ООО «Газовик» Билал Билалов, ответил следующее: «Да… Под руководством директора ООО «Газовик» Вагаба Гасанова». Подтверждает это и второй свидетель, слесарь Таймаз Амиров. Этим показаниям можно вполне доверять, так как они сделаны рабочими под присягой, в случае обмана их могут привлечь к ответственности. Конечно, будь на их месте какой-нибудь государственный муж, его бы никто за такую мелочь не привлек. А этих работяг обязательно привлекут.

Цена слова…

Итак, господа Азаев и Нуцалова были на седьмом небе от радости, что нашелся такой человек, как Эмеев. Не знаю, как насчет Нуцаловой, но причина радости Азаева, как выяснилось впоследствии, зашкаливала и уходила в эротические глубины. Дело в том, что, скажем, забегая вперед, несколько лет спустя, когда надо было возвращать инвестору выделенные им деньги, Азаев заявил ему: «Ничего ты не получишь! Что упало, то пропало». «Как так?! Вы же обещали…», – удивился Эмеев. «Считай, что мы тебя поимели!» – осклабился тот. Как видим, подсознание Азаева сказало о нем гораздо больше, чем все его предвыборные речи и доклады на приеме у первых лиц республики…

Однако в данном случае эти слова стали роковыми: именно они стали причиной того, что Эмеев решил добиваться возвращения своих денег через суд. Произошло это в марте 2009 года. Эмеев подал исковое заявление в Казбековский районный суд с требованием обязать администрацию того же района вернуть деньги, инвестированные им в строительство подводящей трубы и газораспределительной сети в селе Гостала.

Но добиться этого оказалось не так-то легко. Дело в том, что в соглашении, заключенном между администрацией и инвестором, был пункт, который впоследствии сыграл с ним злую шутку. «Пунктом 4 инвестиционного договора, – гласит соответствующий документ, – предусмотрено, что указанная в настоящем договоре сумма в размере 2 рублей млн. будет возвращена инвестору, Эмееву А.С., при поступлении денежных средств в администрацию Казбековского района на эти цели из республиканского или федерального бюджета».

Понимаете? «При поступлении средств…». А если средства не поступят? Они действительно не поступили, причем по сей день. (Хотя были выделены и направлены в Казбековский район, но по дороге куда-то исчезли…)

Видите, как дальновидно оказался вставлен этот злополучный (для Эмеева) пункт в инвестсоглашение! На нем-то и сыграли те лица, которые приголубили деньги инвестора.

Деньги или «результат»!

Все же Эмеев не терял надежды вернуть свои средства. Оставлять их лицам, которые так по-свойски обошлись с его деньгами, да еще и оскорбили его честь и достоинство, он не собирался. И вот в марте этого года он вновь подает исковое заявление в Казбековский районный суд. Правда, теперь речь идет о сумме, вдвое превосходящей его первоначальный взнос: он требует взыскать с администрации Казбековского района 5 млн. 358 тыс. 016 рублей! Именно в эту сумму оценили независимые оценщики стоимость объекта, построенного на его средства. Эмеев согласен и на другой вариант: раз денег у администрации нет, то он готов получить свою возвратную инвестицию не в денежной форме, а в форме материального результата этого вложения. Это его желание не выходит за рамки российского законодательства. Как гласит ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капиталовложений», инвесторы имеют равные права на владение, пользование и распоряжение объектами своих капитальных вложений… на пользование и распоряжение результатами осуществленных капитальных вложений…»

Между молотом и наковальней…

Но судья Темирханов, отказавший в 2009 году в удовлетворении иска Эмеева, повторил этот отказ и в этом, 2013 году, использовав для этого весьма туманную формулировку процессуального характера. Вместе с тем он в какой-то мере облегчил задачу представителя истца Будайчиева. Дело в том, что тот в ходе процесса заявил ходатайство о приостановлении процесса и передачи дела в Следственный комитет для возбуждения уголовного дела по ст. 159 («мошенничество»), признаки которого, по его мнению, здесь налицо. И в тот день, когда мы прибыли в Дылым, судья как раз привел дело в надлежащий вид и подготовил его для передачи в СК в Хасавюрте. Но это, как сказал мне представитель Эмеева, не означает, что он не обжалует определение судьи. Обжалует! Таким образом, те лица, которые приголубили деньги Эмеева, а также выделенные на газификацию села Гостала двумя траншами (5 млн. в 2009 и 8 – в 2010 гг.) средства из республиканского бюджета оказались между молотом и наковальней. Между гражданским делом по иску Эмеева в отношении возвращения его частных средств и уголовного – по факту мошенничества и хищения бюджетных средств, о которых мы сказали выше.

Дяденьки попали в собственную ловушку. Ведь истребовать эти деньги с администрации у них оснований нет, так как туда не пришло ни копейки: ни на погашение долга частной инвестиции, ни на строительство газопровода. Последний след этих средств видели в КП «Даггазспецстройсервиса». После этого он теряется… Но не совсем.

В следующем номере мы расскажем вам про те самые лица и фирмы, которые можно заподозрить в изменении маршрута бюджетных средств в размере 13 млн. 141 тыс. 600 рублей! С учетом 2 млн. 600 тыс. рублей Эмеева речь идет о сумме почти в 16 млн. рублей!

Нехило…

Р.S. Завершая эту часть своего расследования, я хочу сказать следующее. Что касается хищения бюджетных средств «лучшими сынами Дагестана», то подобное для нас не в новость. Им все сходит с рук. Я подозреваю, что и в этот раз они выпутаются, ведь это их государство, хотя и называется «социальным». Меня больше волнует то, что случилось с Эмеевым. Дело в том, что в Казбековском районе на него имели серьезные виды как на инвестора. Надеялись, что он не ограничится вложением в газификацию родного села. Масштаб этой личности и размах его бизнеса вполне позволяет питать такие надежды. Но не отобьют ли у него действия господина Азаева и подобных ему «лучших сыновей Дагестана» желание посещать район, не говоря уже об инвестировании?! Вот вопрос, который волнует сегодня всех честных людей Казбековского района.

 

Подпись под фото: Гостала – живописный уголок Салатавии