17444404017

История двойной приватизации АТП – 2

Сразу же оговорюсь, что основным материалом для этой статьи стало обращение группы граждан – учредителей ООО «Атп – 2» – к врио президента РД Рамазану Абдулатипову в связи с «незаконным захватом и удержанием» их предприятия комитетом по управлению имуществом городской администрации Махачкалы. Багаудин Узунаев

Обратились эти граждане, уже после всех судебных решений, вошедших в силу, и к начальнику РОВД Ленинского района Махачкалы Бабаеву Р.Г. с просьбой «возбудить уголовное дело по ч. 1 ст. 330 УК РФ за самоуправство в отношении лиц, незаконно захвативших и эксплуатирующих здания, сооружения, оборудование, которые принадлежат на праве собственности ООО АТП — 2». Однако ни от врио президента, ни от начальника Ленинского РОВД, как говорится, ни ответа, ни привета эти граждане не получили… После этого они были вынуждены обратиться в нашу редакцию. Ваш автор на основании их обращений, предоставленных документов, непосредственного общения с представителями обеих сторон конфликта провел журналистское расследование. Можно сказать, что оно является несколько развернутым вариантом обращения этих граждан к названным фигурам с переходом к другим жанрам и использованием ряда официальных документов, в том числе судебных решений, вошедших в силу.

Заплати и забирай!

Вот суть дела в изложении самих авторов обращения:

 «Мы – трудовой коллектив, в последующем – учредители Общества, выкупили у государства полностью, без каких-либо дополнительных условий, имущество арендованного нами предприятия АТП – 2 ССО «Главдагестансельхозводстрой» на основании договора аренды с правом выкупа от 12 апреля 1990 года и дополнительного соглашения к нему от 04 июля 1995 года между Госкомимущество РД и арендаторами (трудовым коллективом)». До подписания допсоглашения с Госкомимуществом трудовой коллектив АТП – 2 имел статус арендатора имущества предприятия с правом его выкупа в определенные договором сроки. Но оно (допсоглашение) позволяло ему выкупить имущество сразу, ибо «положение п. 1.6 договора от 12.04.90 года» предусматривало право государства «согласиться с досрочным выкупом арендованного имущества путем внесения амортизационных отчислений на недоизношенную остаточную стоимость. Величина вносимого арендным предприятием АТП – 2 выкупа (см. преамбулу п.п. 1.6 договора) в 383500 рублей (амортизация) Х 5 (1995 – 1999 гг. – оставшийся срок аренды) = 1 млн. 917 тыс. 500 рублей. Оформление необходимой документации осуществить в Фонде имущества РД. Арендодатель – Госкомимущество РД, З.К. Юзбеков; арендатор – коллектив (организация арендаторов) АТП – 2, М.К. Алимурзаев».

Покумекав, коллектив решил воспользоваться этой возможностью и выплатить эти 1917500 рублей разом.

Меньше народа – больше собственности!

Нам точно известно, что инициатива приватизации АТП – 2 исходила не от коллектива. Кто решил сделать такой подарок трудящимся, кем оно было включено в программу приватизации, мы не знаем. Но не ошибемся, если скажем одним словом: власть! Зная нашу власть, мы можем с большой долей вероятности предположить, что вряд ли она сделала это в интересах коллектива АТП – 2… Коллектив ей был нужен лишь в качестве инструмента для выведения предприятия из госсобственности с тем, чтобы затем прибрать эту собственность к своим рукам. Это видно из того, как раз за разом коллектив отсекался, оттеснялся от своей собственности, пока она не оказалась в руках одного единственного человека (некоего Зайнулабида Магомедова – о нем впереди), не имевшего к АТП – 2 никакого отношения! Первый отсев произошел в ходе общего собрания коллектива при обсуждении условий приватизации предприятия: ими были признаны лишь те лица, которые проработали на АТП – 2 не менее 10 лет! Это заметно сократило число будущих собственников имущества.

Второй отсев был произведен в 1995 году, когда трудовой коллектив, опираясь на предоставляемую допсоглашением возможность досрочно выкупить имущество АТП – 2, решил разом внести оставшуюся сумму выкупа и стать собственником предприятия. Тогда «трудовой коллектив» стал оформлять договор купли-продажи имущества с Фондом имущества РД в лице его председателя г-на Дарбишева. Арендаторы составили договор (№ 107 от 10 июля 1995 года) с Фондом имущества, заплатили оговоренную сумму и получили на руки свидетельство о регистрации этого договора. Вот-вот бывшие арендаторы должны были стать хозяевами имущества АТП – 2 и получить на руки от г-на Дарбишева свидетельство о собственности на него. Но тут возникла заминка. Г-н Дарбишев вдруг заявил, что договор купли-продажи от 10 июля 1995 года, составленный сторонами, не может быть правовой базой для приватизации имущества АТП – 2, поскольку условия за это время (с июля по сентябрь!) изменились. Теперь стороной сделок экономического, имущественного характера могут быть лишь субъекты новой, капиталистической формы – т.н. «юридические лица». А форма «трудовой коллектив» таковой не является. Мол, изберите какую-нибудь новую форму, и тогда сделка станет законной и фонд выдаст учредителям свидетельство об их праве на эту собственность.

Коллектив учел совет г-на Дарбишева и выбрал форму – ООО (общество с ограниченной ответственностью). Это была ошибка. Дело в том, что эта форма предполагает не более 50 учредителей (участников), а к этому моменту лиц, имевших на руках долевые листы, было почти 100 человек. Согласие на форму ООО отсекало еще половину претендентов на имущество АТП – 2. Таким образом, коллектив, состоявший из 500 человек, путем нехитрых комбинаций был уменьшен на порядок – до 50 человек.

Штрейкбрехеров простят

Тут, однако, следует подчеркнуть, что в этом нет вины людей, они сами стали жертвой махинаций в руках опытных махинаторов из коридоров городской администрации… Многие, даже большинство из этих людей, в силу правовой неграмотности, мышления по старинке не хотели вообще никакой приватизации, они хотели по-прежнему оставаться в рамках государственных наемных работников. Но это было невозможно, ибо на дворе уже был капитализм и надо бы перестраиваться – хочешь ты этого или не хочешь. Найдись рядом с коллективом опытный и лояльный к ним юрист, он бы подсказал, что наиболее подходящей формой приватизации для такого коллектива является акционерная форма, когда учредителями общества могут стать все желающие.

Но такого юриста не нашлось…

Как мы сказали выше, сегодня учредителями ООО АТП – 2 числятся 43 человека. Но лиц, имеющих право на имущество АТП-2, – 96. Такое право дает им наличие у них на руках т.н. долевых листов. Но получат ли они, эти не внесенные в списки 53 человека, свои доли в имуществе, которое сегодня уже признано арбитражными судами всех инстанций собственностью учредителей АТП – 2? Не будут ли их бывшие товарищи выступать против этого? Ведь их нет в списках ЕГРЮЛ… Этот вопрос я специально уточнял у директора ООО Джамалутдинова Джамалутдина Мутуковича, а также у других учредителей. Они твердо заявляют, что долю в имуществе ООО АТП – 2 получат все, кто в ходе общего собрания 1995 года дал свое согласие на приватизацию предприятия. Более того, долевой лист – это юридический документ, позволяющий им претендовать на часть имущества АТП – 2. Сложнее положение тех работников, которые в свое время отказались участвовать в приватизации АТП – 2 и письменно оформили свой отказ…

Система дала сбой?

Но вернемся к свидетельству о собственности, которое г-н Дарбишев, ссылаясь на изменения условий, отказался выдать нашим арендаторам. Те, следуя требованиям закона, в течение трех месяцев преобразовались в юридическую форму ООО и предъявили ее г-ну Дарбишеву, который с легким сердцем произвел остальные процедуры, вручив им «Свидетельство о собственности» от 28 сентября 1995 года (регистрационный № 935) Таким образом, АТП – 2, наконец, приватизировано – руками коллектива. Но для кого? Этот вопрос возникает в связи со странным поведением Госкомимущества РД в лице г-на Юзбекова, который в 1999 году, когда уже АТП – 2 было приватизировано, причем, как помнит читатель, с его же подачи, подал иск в Арбитражный суд РД, требуя признать приватизацию незаконной. Что же случилось? Система дала сбой? Не в те руки уплыла собственность?

Это и позволяет нам думать, что коллектив был использован лишь как инструмент для изъятия имущества (АТП – 2) из госсобственности. Те, кто стоял за этим изъятием, меньше всего заботились о коллективе, а думали лишь том, чтобы прикарманить эту собственность и тем самым укрепить свою криминальную мускулатуру для захвата новых предприятий и производств. Когда Госкомимуществу не удалось вернуть АТП – 2, явился другой «захватчик» – комитет управления имуществом администрации города Махачкалы. Как всегда, был пущен в ход принцип «разделяй и властвуй». Благо, что сделать это в данном случае оказалось нетрудно. Во-первых, сама администрация, как мы знаем, обладает неограниченными возможностями для совершения такого рода действий, во-вторых, сам коллектив дал повод для этого, ибо в нем наметился раскол. Нашлось несколько «штрейкбрехеров» (а точно – 8), которые согласились стать в руках КУИ инструментом отъема у своих же товарищей приватизированной ими собственности путем повторной приватизации с использованием целого ряда нарушений и подтасовок.

О механизме этого отъема мы расскажем читателям в следующей части нашей статьи.

Продолжение следует.

 

Подпись под фото: Очередное собрание учредителей ООО АТП – 2