13719063099

Улица Гейдара Алиева в Дербенте как следствие несостоявшегося митинга

8 июня. Около полудня. Въезд и выезд из центральной части Дербента практически невозможны. Машины разворачиваются и в поиске свободных магистралей выбираются из района улицы Советской. Хотя, впрочем, Советской этой улица теперь уже не называется – с 15 июня она официально носит имя Гейдара Алиева. Кто «за» и кто «против» таких географических метаморфоз, разбирался корреспондент «CР».

Мурад Абдуллаев

Мэр Дербента Имам Яралиев подписал соответствующий указ о переименовании улицы Советской в улицу Гейдара Алиева. Как утверждают многие, сделал это мэр далеко не по собственному желанию. Как стало известно «CР», первоначально он выступил решительно против такого переименования. Однако, как только в городе начались массовые демарши против переименования, кто-то «сверху» позвонил Яралиеву и попросил не мешать «налаживанию дружеских отношений с Азербайджаном». Депутаты дербентской администрации общим голосованием приняли решение о переименовании улицы Советской, в итоге Яралиев просто поставил подпись под документом.

Приведем интересную выдержку из текста решения о переименовании улицы Советской: «Принимая во внимание обращение азербайджанской общественности города и на основании результатов опроса граждан, проживающих по улице Советской, Дербентской межведомственной топонимической комиссией принято решение о возможности переименования улицы Советской в улицу имени Гейдара Алиева», – говорится в тексте документа. Правда, сами дербентцы так и не знают, кого и когда опрашивала эта комиссии. Видимо, самих себя.

Как нам удалось выяснить в самом Дербенте, этнические лезгины, составляющие приблизительно треть населения древнего города, продолжают свое решительное наступление против появления улицы с именем человека, принесшего, по их мнению, множество бед лезгинскому народу. Хотя бед этот человек, как считают простые дербентцы, принес не только лезгинам: политика Гейдара Алиева негативным образом отразилась, по их мнению, и на жизни аварцев, рутульцев, цахуров, талышей, других национальных меньшинств, проживающих в самом Азербайджане.

Жаркие споры и закрытость власти Дербента привели к тому, что горожане решили организовать митинг, на котором планировали выразить не только протест против переименования, но и убедить чиновников «не губить город и не проводить в Дербенте проазербайджанскую политику». Однако план не удался. Как сообщают несостоявшиеся митингёры, 8 июня им не разрешили провести митинг. Пригнали ОМОН, следственно-оперативную группу, были созваны силы полиции всех близлежащий районов. Они разгоняли людей, не давали им высказать свое мнение и выразить протест по поводу переименования улицы.

Уведомительный или предупредительный?

На самом деле с самого утра сотрудники полиции начали выводить из парка, где должен был пройти митинг, людей, перекрыли улицу Советскую. Когда люди попытались снять все происходящее на камеры мобильных телефонов, представители силовых структур задержали их. Всего было задержано 14 человек, позже всех освободили. Сотрудникам СМИ также не позволяли вести видеосъемку и фотографировать. Представители правоохранительных органов заявляли, что «митинг не санкционирован, и потому поступил приказ сверху разогнать его». Попытки объяснить, что никакая санкция для проведения митинга не нужна, что мероприятие несет уведомительный характер, не дали результата.

«Уведомление о проведении мероприятия было в срок подано в городскую администрацию, где было указано, что 8 июня пройдет митинг. В уведомлении мы указали, что участников будет более 3000 человек. И нам пришел ответ, что город не располагает площадкой, где может уместиться такое количество митингующих. Также они указали, что в городе есть место, где может собраться 500 человек, но если мы хотим собрать митинг численностью в 3000 человек и более, то это прерогатива Министерства юстиции», – сообщил СМИ один из организаторов митинга – журналист, политик, общественный деятель Альберт Эседов.

Теперь организаторы митинга настроены еще решительнее. 15 июня – дата, на которую как раз и запланированы официальные мероприятия, связанные с переименованием главной улицы Дербента из Советской в улицу имени Гейдара Алиева. Дербентцы планируют провести в этот день митинг на главной площади в Махачкале.

Против Азербайджана или азербайджанской нации?

К сожалению, элементарный протест обычных горожан против переименования городской улицы привел к раздуванию и придумыванию новых проблем, причин и мотивов. По-особенному «активные» дербентские общественники пустили по городу слух: мол, лезгины восстали против азербайджанцев. Чушь! Дербентцы не против народа Азербайджана, а «против поддержания культа экс-президента, чья историческая роль весьма противоречива», – отмечают некоторые. С другой стороны, многие не видят ничего плохого в переименовании. «Гейдар Алиев – это выдающаяся личность, внесшая серьезный вклад в развитие не только Азербайджана или Дагестана, а в развитие всего СССР. Когда этот человек был вторым лицом в Советском Союзе, он грамотно, компетентно и уверенно представлял интересы огромного государства на международном уровне. Его имя известно и популярно как в Азербайджане, так и в нашей республике, особенно в Дербенте. И нет ничего плохого в этом переименовании, да и Советская улица – далеко не центральная, не играет роли принципиально важной магистрали, чтобы так убиваться из-за этого решения», – считает дербентский адвокат Меджид Каибов.

Надо сказать, что в Дербенте много улиц, названных в честь людей, которые, может быть, действительно заслуживают увековечения их имени таким образом, но сами дербентцы в большинстве своем даже не понимают, почему, к примеру, есть улица Сальмана: кто он такой, что он сделал для Дербента? И не только эта улица. Есть еще улица Стуруа: что сделал для города известный в мире журналист-международник Мэлор Стуруа? Может, и ее теперь переименовать? Возвращаясь к многострадальной улице Советской (или Гейдара Алиева?), отметим, что участники несостоявшегося митинга заявили, что они не выступают против азербайджанского народа, который, по их словам, дружественный народ, который «задавлен режимом Алиева». «Много этнических азербайджанцев проживает и в Дагестане. Их никто дискриминации не подвергает, у них есть телевидение на азербайджанском языке, издаются газеты, они занимают ключевые должности. Но зато в Азербайджане не издается ничего на лезгинском языке. Они даже переименовали памятник архитектуры 12 века «Лезги-мечеть», который находится в Баку. Политика Азербайджана неприемлема для нас», – такой позиции придерживаются общественники Дербента.

Кстати, взаимные обиды между народами все-таки имеют место быть. Представители дагестанских народностей в Азербайджане до сих пор не могут простить азербайджанским властям вопиющий случай, который произошел в начале 2000-х годов. Руководитель Закатальского района АР Рафаиль Меджидов издал приказ о сносе памятника третьему имаму Чечни и Дагестана Шамилю. Из-за активного противодействия представителей аварской общественности постановление не было исполнено, но в 2001 году памятник был взорван. Неужели теперь пришло время «расплаты» и такого же открытого неуважения народов друг к другу?

«Вокс попули» по-дербентски

«Переименование улицы Советской в улицу имени Гейдара Алиева может стать позитивным моментом для Дербента», – считает журналист Магомед Ханмагомедов. –

Мне кажется, что это дело политизировано и преследует сугубо политические цели. Запрет митинга – это демонстрация силы, так как местной власти нужно показать новому руководству республики свою силу». По словам Ханмагомедова, переименование улицы отразилось бы на ней плодотворно, «так как Азербайджан готов инвестировать в нее от 3 до 6 миллиардов рублей… Это могло бы стать резонансной точкой роста, и, наконец, в Дербенте именно с этой улицы начался бы позитивный путь развития». Говоря о Гейдаре Алиеве, журналист подчеркнул, что с его помощью в Дербенте построены 3 моста, водовод, обеспечивающий город водой. «Этот человек внес какую-то лепту в развитие Дербента, чего не скажешь об организаторах митинга, собирающих людей. Они лично ничего не сделали для народа Южного Дагестана», – считает он.

Инвестировать средства в переименованную улицу азербайджанские власти действительно готовы. В городе многие говорят, что улицу Гейдара Алиева азербайджанская сторона планирует чуть ли ни по-новому перестроить, причем по тем международным стандартам, по которым сейчас полным ходом перестраивается Баку, уверенно превращающийся в современный международный мегаполис.

Интересно в этой связи мнение жителя Дербента Велихана Алибекова: «Ходят упорные слухи, что за этот шаг уважения со стороны Дагестана руководство Азербайджана собирается благоустроить всю эту улицу и прилегающую часть парка по бакинским параметрам. Учитывая, что наше любимое и родное руководство никак не может найти на это средств, а, найдя их, не решается оторвать от себя и потратить на благоустройство города, то хоть горшком назови, только в печь не клади. Можно было бы все улицы города переименовать и начать жить в чистом и уютном городе, а не просто кичиться тысячелетней историей».

Однако преподаватель Низами Абдулгамидов, ныне проживающий и работающий в Москве, считает, что политический акт по переименованию улицы Советской в улицу имени бывшего президента другого (иностранного) государства Гейдара Алиева частью лезгинской общественности воспринимается как сильнейший удар по самосознанию лезгин и может закончиться радикализацией деятельности некоторых лезгинских общественных движений. И эта радикализация, очевидно, будет направлена против существующих добрососедских отношений между азербайджанским и лезгинским народами, чего ни в коем случае нельзя допустить.