12411694354

Первым поколением, попавшим в сети виртуального мира, были те, кто родился примерно в 1985 – 1990 годы. Сегодня им по 25 – 30 лет. Помните детей, просиживавших дни напролет за игровыми приставками к телевизорам в продуктовых магазинах города? Гонки, перестрелки, драки. Вот в это они и играли тогда. Сегодня игровой манией болеют около 28 % процентов населения России. Статистика процесса выглядит ошеломляюще. Не хочу приводить ее здесь, чтобы не загружать вас ненужной цифровой информацией. Для тог, чтобы представить глубину запущенности болезни, достаточно каждому из нас посмотреть по сторонам.

Теймур Абдуллаев

Самые популярные игры – офисные, типа пасьянсов, головоломок и прочих. Следом идут игры-симуляторы. На третьем месте – сетевые онлайн-игры. Первые меня почему-то вообще не интересуют, но два моих приятеля, которые работают в одном кабинете, отдают этому занятию немало времени. Забавно бывает наблюдать, как они, стареющие уже люди, сидя друг против друга, собирают пасьянсы каждый на своем компьютере. При этом у меня возникает впечатление, что они играют друг с другом одну партию, хоть это абсолютно не так. Знакомый мне приверженец третьей категории игр – моя 10-летняя дочь. Она играет в кучу игр с моей страницы в Одноклассниках. И делает это часами, пока я не прекращаю это занятие.

Сам я очень долгое время был в плену у игры ГТА третьей версии, Вейс-Сити и Сан-Андреас. Особенно версии Сан-Андреас. Кто не знает: в игре существует виртуальный мир из четырех островов и трех городов. Игра напоминает мультик. Каждый из городов имеет реальный прототип, это – Лос Анджелес, Сан Франциско и Лас Вегас. Главный герой игры – чернокожий парень по имени Карлос Джонсон (Си Джей). Он чем-то внешне похожий на артиста Эдди Мерфи. В игре существует ряд последовательных заданий-миссий, которые надо выполнять, зарабатывая при этом деньги. А можно просто бродить по местности – пешком, на машине, вертолете, самолете, катере. Бывало, я играл в нее чуть ли не ночи напролет, изучил тамошние города и их окрестности. Окрестности этих городов я изучил так, как окрестности Махачкалы. Потом выяснилось, что окрестности Махачкалы я знаю хуже. Настолько все изменилось вокруг нашего города за последние годы, что для меня это стало «terra incognita». Так продолжалось два-три года. Потом резко пропал интерес, наигрался. Вероятно, все приходят к этому.

Меня интересовало влияние компьютерных игр на психику игроманов. В играх приходится совершать противоправные поступки – угонять машины, похищать чужие вещи, убивать людей и живых существ. Делать это постоянно, изо дня в день и в большом количестве. Лично в себе я не заметил каких-либо патологических изменений. То есть я не стал более жестоким, не потерял уважения к чужой жизни или чужой собственности. Но мне компьютер с играми попал в руки в зрелом возрасте, когда человек является сложившейся личностью. А как это происходит у детей? Я пришел к выводу, что в этих играх нет ничего страшного для детской психики, как нет ничего патологического в детских сказках, где постоянно кто-то кого-то съедает или убивает. Это поколение, о котором я говорил вначале, уже выросло и достигло возраста создания семей. Ничем особенным оно не отличается от предыдущих и последующих. Те различия, которые существуют между генерациями, не обусловлены компьютерными играми. Нормальные молодые люди, органичная часть нашего общества.

Ослабление интереса к играм вызвано существующим сегодня доступом к дешевому и быстрому Интернету. Здесь мы снова опередили многие страны. Оказывается, россияне обошли по доле общающихся в социальных сетях две трети европейских стран, в том числе финнов, французов, немцев. Наши соотечественники пользуются Интернетом в основном для общения, гораздо в меньшей степени для других, утилитарных целей. Имеется в виду возможность использовать Интернет для поиска услуг и товаров, чтения газет, журналов, литературы, телефонных и видеоразговоров. И довольно малый процент использует пока возможности по пользованию государственными и муниципальными услугами. Миллионы часов, которые наши соотечественники проводят у компьютеров, все-таки не являются потраченными впустую. Мы в целом обошли многие страны по компьютерной грамотности населения и навыкам по работе с подобной техникой.

Бояться того, что социальные сети погубят нашу цивилизацию или преобразят в нежелательную сторону, было бы смешно. Некоторые сетуют, что раньше было развито живое общение между людьми, они чаще встречались, их общение было более ценным. Не знаю, мне так не кажется. Какие «досетевые» формы общения были более ценными? Годекан – для мужчин, родник – для женщин в каждом селе. Это для сельских жителей, а для городских – посещение ресторанов и других подобных заведений. Не знаю, чем общение в ресторане лучше общения в Сети. Может быть, хозяева ресторанов думают иначе, но тут, как говорится, на вкус и цвет…

А количество информации, которое доступно нам в виде книг и фильмов на бесплатных торрентах, вообще имеет отдельное достоинство, в полной мере еще не оцененное. Мы превращаемся с помощью кибернетики в новую форму цивилизации, но превращение это не происходит болезненно или хаотично, как того боялись отдельные социологи.