8232875314

У меня маленький тухум. С детства я знал двух теть и трех дядей. До двадцати лет я не отличал, кто из них дядя, а кто – тетин муж. Это тоже о многом говорит. Значит, они не делали различий между родными племянниками и племянниками своих жен. Не делаю этих различий до сегодняшнего дня и я. Они, мужья моих теть, навсегда останутся для меня родными дядьями.

Теймур Абдуллаев

Я попытаюсь рассказать сегодня об одном из них. Когда говорят о ком-либо, что это человек из хорошей семьи, имеют в виду хотя бы несколько поколений непорочной репутации этой самой семьи. История страны, история народа, история городов складывается из маленьких историй отдельных личностей, которые в оных существуют или существовали. Фамилия Зульпукаровых происходила родом из Цудахара. Зульпукар, потом его сын Абдулмеджид, потом Магомед-Герей. Сто лет – протяженность этой цепочки. Абдулмеджид Зульпукарович Зульпукаров был одним из первых интеллигентов нашей республики. Он в свое время окончил Ставропольскую гимназию, после ее окончания – Харьковский технологический институт. Работал в Дагестане, Азербайджане, потом снова в Дагестане. Был начальником Даргинского округа. От тяжелой продолжительной болезни скончался довольно молодым человеком. Его вдова, Нажават Омаровна, осталась одна с двухлетним мальчиком на руках. Магомед-Герей был очень способным ребенком, а Нажават Омаровна, несмотря на свой молодой возраст, уже сумела понять, что главное, что мы можем сделать для своих детей, это дать им достойное образование. Все свои силы она положила на то, чтобы сделать это. Должен отметить, что мальчик ничем не подвел усилий своей матери. Способный, трудолюбивый и очень ответственный, он старался учиться и впитывать в себя все те знания, которые ему были преподнесены учителями. Среди его однокашников были дочь Кагановича и дочь Хрущева, он учился и на рабфаке МАРХИ, и в Бакинском горном институте, и в Иркутском артиллерийском училище. В конце концов был распределен на работу в Дагестан. Работал главным инженером, а через год был назначен заведующим нефтепромысла «Махачкала». В дальнейшем занял пост генерального директора объединения «Дагнефть». Магомед-Герею Абдулмеджидовичу много удалось сделать для республики на этой должности. Оживление разведки и добычи нефти, открытие Южно-Сухокумского месторождения, огромнейшая работа в области социально-экономического развития жизни работников отрасли.

Мой отец скончался через тридцать один год после смерти Магомед-Герея. Старики-нефтяники, сидевшие на соболезновании, все эти тридцать лет, оказывается, помнили Магомед-Герея. Рассказывали, как он, идя со своей супругой по ул. Ленина, по бульвару от ул. Дахадаева, встречая работника Дагнефти, был ли он слесарем или буровым мастером, останавливался, приподнимал шляпу, раскланивался.

Я не хочу заострять ваше внимание на его производственных или карьерных достижениях. Многие могут похвастать подобным. Я хочу рассказать о другом. У многих из нас счастливые и крепкие семьи, но такой семьи я не могу припомнить. Он скончался от скоропостижной болезни в июне 1969 года, оставив жену и четырех детей. Пытаясь оторвать от горя его вдову, моя мать говорила ей: «Айшат, у тебя четверо детей, подумай о них». На что та отвечала ей: «Зинаида, после смерти Магомед-Герея для меня как будто солнце погасло, дышать нечем». Это могло бы остаться просто словами, но, к сожалению, было не так. Прекрасная, но трагическая сага их супружеской любви окончилась страшно. Сколько может ждать любящая женщина? Оказывается, не так уж и много. Ровно через год после смерти мужа умерла и Айшат Абдусаламовна – сердце не выдержало.

Полными сиротами остались четверо детей, три девочки и мальчик. Сага о семье Зульпукаровых продолжилась. Несмотря на трудности, выпавшие на их судьбу, все они выросли достойными людьми, принесшими немало пользы для Дагестана. Такой любви к своим покойным родителям я больше не встречал нигде. В их семьях как будто кончились другие имена. Я насчитал трех Магомед-Гереев и двух Айшат. 45 лет прошло со дня смерти Магомед-Герея Абдулмеджидовича Зульпукарова, но, когда я вижу его детей и внуков, такое ощущение, будто бы он среди нас. Такой сыновней и дочерней любви я не встречал ни до, ни после этого. Вам не завидно? Мне – да.