3918656745

Информационная революция последних десятилетий внедрила в нашу жизнь такие явления, как мобильная связь, всеобщая компьютеризация и Интернет. Ошеломляющие новшества, привнесенные ими, подчас заставляют меня думать, что эти знания пришли к нам извне, чуть ли не от каких-то мифических инопланетян. Слишком уж велик технологический скачок. Но это, конечно, мои домыслы.

Теймур Абдуллаев

При этом заметен странный феномен. Интернет не стал чьей-то собственностью, я имею в виду каналы связи. Конечно, существуют такие информационные гиганты, как Гугл или операционные системы, используемые всеми, – Майкрософт, Эпл. Но саму связь монополизировать никому не удалось. Существует множество более или менее крупных провайдеров, которые предоставляют трафики по примерно одинаковым ценам. И это избавляет нас от возможной путаницы и неразберихи.

В сфере мобильной связи почему-то этого не произошло. Не знаю, как там в других странах, но в России монополию на сотовую связь осуществляют три кита: МТС, Мегафон и Билайн. Были и другие операторы, но они со временем сошли с дистанции. У нас я помню фирму Дагтелеком, которая прекратила свою деятельность.

Для рядового потребителя подобная монополия крайне невыгодна. Еще десять лет назад минута разговора у одного из операторов стоила шесть рублей. Это большие деньги даже сегодняшними, девальвированными по сравнению с прошлым, рублями. Тогда операторы ориентировались на обеспеченных людей, а телефон был предметом роскоши. Существовали какие-то воистину иезуитские тарифы, которые преподносились нам как достижения гуманности по отношению к пользователям. Были ночные и дневные тарифы и т.д. В конце концов, и оставшиеся три кита мобильной связи вынуждены были пойти на довольно значительные уступки потребителям. Каждый из них заманивает людей в свою сеть такими вещами, как бесплатные несколько первых минут разговора внутри сети, какими-то бонусами на пакеты бесплатных единиц и др.

Тем не менее они борются друг с другом с помощью высоких тарифов при разговоре между разными сетями. Что характерно, большинство людей, и я в том числе, не дают себе труда выяснить, сколько уходит у них, к примеру, в месяц на телефонные переговоры. Сколько стоит минута разговора с Билайна на Мегафон или с Мегафона на МТС? Я специально опрашивал немалое количество людей по этому поводу, абсолютно все разводили при этом руками в недоумении. Наверное, немцы на подобный вопрос в большинстве своем смогли бы дать точный ответ. Но мы уж точно не немцы, хотя и живем гораздо беднее их.

Для борьбы с этими монополиями есть только два способа: свободный рынок и администрирование на уровне правительства. Иногда правительство пытается это сделать, но явных успехов я лично не заметил. У рынка в этом смысле возможности шире. Кроме конкуренции самих операторов друг с другом сегодня появился еще один мощный игрок. Многие его пока не замечают или не отдают ему должное.

Этот игрок – компьютерная программа Скайп. Я со своего настольного компьютера стараюсь использовать возможности Скайпа максимально, но почему-то даже мои собеседники не всегда идут мне в этом навстречу. К примеру, мой двоюродный брат живет в Лос-Анджелесе, с удовольствием обменивается со мной письмами или короткими записками через электронную почту или через социальные сети. На мои призывы установить у себя на компьютере Скайп невразумительно отговаривается. Консерватизм, граничащий с расточительностью. При этом иногда звонит оттуда по телефону и тратит немалые деньги, разговаривая со мной. Почему? Не знаю. Кроме того, сложилась какая-то странная этика в пользовании этим ресурсом. Когда мы звоним сестре жены в Германию, дочка ее иногда стесняется отвечать на вызов, пишет там же, что мамы сейчас нет дома. Когда мы пользовались проводными телефонами, такого явления не наблюдалось.

Подавляющее большинство современных телефонов, особенно тех, которые популярны среди молодежи, имеет в своих функциях возможность переговоров через Скайп. Почему люди не пользуются им вместо обычной мобильной связи, я понять не могу. Ведь все равно платят за телефонный Интернет. Мне кажется, что, когда люди распробуют экономические преимущества Скайпа, у мобильных операторов настанут трудные дни, а мы, наконец, получим более дешевую связь.

На днях позвонил мне друг моего детства. Сейчас он живет в Израиле, в Хайфе. Обычно он мне звонит с домашнего компьютера, а в этот раз позвонил с телефона, но по Скайпу. Он каждый день гуляет по берегу моря в оздоровительных целях, заодно показал мне пляж Средиземного моря и город. Мы с ним поговорили минут сорок, не думая о цене этого разговора. Все включено, как говорится, в абонплату.

У человечества сегодня есть три массовые потребности. Это потребность в энергоносителях, в лекарствах и в связи между собой. Эти потребности имеют тенденцию к устойчивому росту спроса. И если есть хоть малейшая возможность удешевлять их, то почему бы это не делать?

 

Подпись под фото: Человек испытывает потребность в энергоносителях, в лекарствах и в связи между собой