12835751540

Повторное пробуждение Евразии

В прошлом номере ваш автор позволил себе высказать мнение, что Дагестан стоит на пороге т.н. «посадок». Уже на тот момент «улов» среди ЛСД (лучшие сыны Дагестана), заподозренных в хищениях и прямом воровстве государственных и бюджетных средств, был достаточно весом. Но власть, как выяснилось буквально накануне, на достигнутом не остановилась… И это, похоже, может отразиться на имидже республики гораздо сильнее, чем усилия журналистов и блогеров, к чьей помощи недавно воззвал президент Абдулатипов. Но об имидже – в своем месте.

Багаудин Узунаев

Самой крупной среди этих «рыбин», конечно, следует признать Саида Амирова. На фоне предъявленных экс-мэру обвинений — хищение 160 млн. рублей, будто бы совершенное главой Кумторкалинского района Русланом Тотурбиевым, выглядит мелкой карманной кражей. А сам он кажется уличным воришкой, пойманным с поличным. Воришкой, который на первом же допросе готов расплакаться и причитать: «Я больше не буду!..»

Но покаянными обещаниями ему, кажется, отделаться не удастся: на последней сессии НС РД об этом деле с возмущением и гневом говорил сам спикер нашего парламента Хизри Шихсаидов. Я редко видел этого сдержанного человека в столь возбужденном состоянии. Выводы напрашиваются сами…

Кто его выдвинул?

Вы согласитесь со мной, что политическое поле Дагестана не изобилует яркими фигурами… («яркими» в смысле способностей и интеллекта, а не способности подниматься наверх по «трупам» – тут мы впереди планеты всей). Но даже на этом блеклом фоне г-н Тотурбиев выглядит совершенно бледно и невыразительно. На лице никаких эмоций, в голове никаких идей… Как он попал на это поле? Кто его туда выдвинул? Для чего? Видимо, дело в «заслугах» его отца перед республикой. Вернее, перед тогдашним ее главой. Другого ответа я не нахожу. Не исключаю, что его просто подставили, ибо, по моему мнению, сам по себе он слишком слаб для проворачивания операций, в результате которых оказались похищены эти 160 млн. рублей! Но зато такие (политически наивные и беспомощные) люди легко «подписываются» на совершение подобных шагов. Именно в силу своей наивности. Однако если дело дойдет до суда, то вряд ли наивность будет учтена на нем в качестве смягчающего вину обстоятельства.

Что же касается «посадки» интеллигентного, дисциплинированного, всегда элегантно одетого Ильмутдина Гамзаева, главы Каякентского района, то этот случай вообще выбивается из общего криминального контекста текущего момента. Не верится, что человек такого уровня порядочности, профессионализма и опытности мог пойти на преступление, ему инкриминируемое. Если верить следствию, он покусился – ни много, ни мало – на средства детей-сирот! А это обстоятельство уже, несомненно, тянет на отягчающее. Что могло побудить человека, руководителя, активно участвовавшего в благотворительной деятельности, покуситься на благополучие детей-сирот, лично мне непонятно. Зимой прошлого года – в ходе благотворительного марафона – он внес 100 тысяч рублей своих личных средств для раздачи бедным и малоимущим. На собрании, где происходила церемония вручения этих средств нуждающимся, Ильмитдин Магомедович дал клятвенное обещание, что в течение срока его полномочий в районе не останется безработных! Следовательно, неимущих. И вдруг мы узнаем, что ему инкриминируется обвинение не просто уголовно наказуемое, но и морально пятнающее, дискредитирующее любого человека.

Есть ли под этим обвинением реальное основание, установит следствие, а суд даст оценку собранным следствием доказательствам. Но я лично не верю, что Гамзаев мог совершить то, что ему инкриминируется.

Чем черт не шутит!

Я не случайно акцентировал внимание именно на этих двух фигурах. Дело в том, что на днях я присутствовал на камерном собрании узкого круга кумыкских влиятельных деятелей, где о них также вспоминали. Ничего нового не прозвучало, подход был прежний: мол, кумыки болезненно отреагировали на задержание своих соплеменников во власти и т.п. Но ведь «посадки» коснулись не только кумыков. Среди задержанных мы видим лиц разной национальности. А сегодня, когда тень прокуратуры подползла к порогу Пенсионного фонда Дагестана, где сидит аварец Сагид Муртазалиев, отпадает и подозрение в избирательном характере «посадок», что Абдулатипов будто бы добился индульгенции для своих земляков… От Кремля, конечно, всего можно ожидать, но такое… Это уже был бы перебор. Скорее всего, если уж говорить об экстравагантных решениях, оттуда может быть спущена директива использовать в деле проведения «посадок» принцип «национальных квот». А что, чем черт не шутит?!..

Впрочем, повод для кулуарного собрания был другой – выразить свое отношение к планам ряда кумыкских оппозиционных групп провести в ближайшее время съезд кумыкского народа. И тут позиция собравшихся была единодушной: проведение этого съезда нецелесообразно. Более того – вредно, так как лишь усиливает неприязнь других народов Дагестана к кумыкам. Такой масштабный формат, как съезд народа, по мнению этих влиятельных кумыков, может быть использован лишь для постановки масштабных вопросов. Например, вопроса о восстановлении кумыкской государственности в форме национального округа или в другой легитимной в рамках Конституции РФ форме. Но такого вопроса ни одна кумыкская группировка не ставит. Все ставят одни и те же проблемы: земельные и кадровые. Первые, если их не увязывать с вопросом о восстановлении кумыкской территории, вполне могут быть решены в рамках действующего законодательства. Вторые… Со вторыми еще проще: свои 13 % во власти 13-процентный кумыкский народ полностью выбрал. И ни одного процента больше им никто не даст. Что тоже вполне справедливо: хотите больше процентов во власти – увеличивайте проценты в объеме населения республики. Есть еще один способ увеличения своей доли во власти – предложить Кремлю такие методы управления Дагестаном, которые оказались бы эффективнее тех, что ему предлагают аварцы с даргинцами. Это не такая уж сложная задача, но для ее решения надо смотреть немножко дальше своего носа, вернее, кармана. И все у вас получится, господа кумыкские лидеры. И тогда Кремль, я уверен, назначит здесь первым лицом кумыка и будет делать ставку в целом на кумыков, тем более что они единственные, наряду с ногайцами, – тюрки в Дагестане. А тюрки – это одна из мощных этнических составляющих Евразийского проекта, который сегодня резко вышел на первый план.

Есть мера выше денег

«Евразийский вектор, – пишет, анализируя текущий момент, мой любимый автор Проханов, – сегодня уже не является достоянием маленькой группы евразийцев, проявивших себя в свое время на страницах оппозиционной газеты «День». Он становится идеологическим знаменем огромных масс экономистов, предпринимателей, политиков, философов, религиозных деятелей». Этот проект известен и в Дагестане. Уровень понимания его хорошо виден в той оценке, которую ему дал в свое время крупнейший дагестанский политик Гаджи Махачев. Не помню дословно, но мысль его сводилась к тому, что, мол, будем посмотреть, что это за проект; если он окажется полезным для нас, то примем, а если нет, то – давай, до свидания… Гаджи Махачев, вероятно, не понимает, что вопрос участия Дагестана в реализации этого проекта превышает все его субъективные и объективные силы и возможности. Не говоря уже о полномочиях. Во-вторых, вопрос «пользы», в понимании Махачева, когда речь идет о таких масштабных проектах, также не стоит. Это говорю не я, а сам Путин. Вот выдержка из стенограммы его речи на Валдайском форме 19 сентября т.г. Говоря о планах развития России, планах расширения транспортной инфраструктуры на пространства Восточной Сибири и Дальнего Востока, президент страны заявил: «Необходимо провести огромную работу с точки зрения развития инфраструктуры. Мы знаем, как неразвита инфраструктура на Дальнем Востоке и Восточной Сибири – все это нужно делать… Конечно, нужно стремиться к тому, чтобы эти проекты были окупаемыми. Мы знаем их не так много в мире, таких эффективных проектов. Попробуйте сейчас на Дальнем Востоке сделать абсолютно окупаемый проект какой-то автомобильной дороги, связывающий западную и восточную части страны. Сразу считают количество транспорта, который идет по этой дороге, возможность использовать ее в качестве платной. Но платной, если по закону, дорогу можно сделать только в том случае, если есть параллельный маршрут. А там нет ничего подобного. И эффективной она в ближайшие годы не будет. Ну что, нам совсем там дорог не строить, что ли?»

Вот это истинно государственный поход. А мысли о собственном кармане, которые характерны для основной массы дагестанских политиков, – это дело вторичное (говорю так, понимая, что совсем лишить их таких мыслей в обозримом будущем вряд ли удастся).

Все дороги ведут в Казань

Между прочим, в рамках именно этого мегапроекта строится и высокоскоростная дорога «Москва – Казань». Это очень дорогостоящее удовольствие. И его дороговизна возрастает. Как прозвучало на «Форуме Сбербанка» 2013 года, стоимость этой дороги (по смете – 1 трлн. 400 млрд. рублей) уже возросла на 140 млрд. рублей. И, как считают специалисты, рост на этом едва ли остановится. Но в том-то и смысл мегапроектов, что они преследуют не чисто экономические цели, но еще и социально-политические. А в данном случае не будет преувеличением сказать – национальные. Казань, подразумевая под этим словом Татарстан в целом, сегодня встала в один ряд с двумя другими столицами России – Москвой и Петербургом. А Герман Греф, президент и председатель Сбербанка России, даже позволил себе трансформировать знаменитую сентенцию «Все дороги ведут в Рим…» в «Все дороги ведут в Казань…». И то сказать: с приращения Казанского ханства началась великая Россия. Присоединение Сибири и Дальнего Востока удвоило ее мощь и потенциал. И сегодня Татарстан, если брать саму Россию, – главная опора нашего государства. А вне России – это Казахстан, также тюркское государство. На юге – Азербайджан. Еще южнее – Турция, с которой, судя по некоторым признакам, у России налаживаются далеко идущие контакты.

Все это поднимает указанный нами Евразийский проект на уровень мегапроекта, проекта, величие которого, как очевидно, сегодня осознал и лидер России Владимир Путин. А это значит, что шансы на его реализацию есть. Причем большие. Поэтому Руслан Нургалиевич Миннеханов (президент Татарстана) был на этом форуме как именинник…

Дагестан же… Дагестан надеется на блогеров, и занимается «посадками». Что ж, дело нужное. Лишь бы этот процесс не перерос в масштабные межклановые разборки и войны. Отчего он, увы, не гарантирован.

 

Коллаж: Кремль Москвы и Казани, вид Петербурга. На этом фоне Путин, Миннеханов, Назарбаев, Эрдоган…