Мудрости не учишься у других, к ней приходишь сам, вставая на ноги после каждого удара судьбы

Со времен Макиавелли, человеку, который управляет массами людей, нужно уметь держать баланс. Не давать обещания, которые трудно будет выполнить, а если и давать, то выполнять их вовремя; не идти на поводу у людей, которых ты всегда считал «своими»; отодвигать личное; понимать, когда за твоей спиной происходит что-то нехорошее; ради пользы дела быть мудрым и добрым… Власть – это тяжкая ноша отвечать за людей. Это – как ходить по канату без страховки, потому что люди – такие существа, от которых никогда не знаешь, чего ждать. Только вместо каната – твоя совесть…

Заур Газиев

Иногда бывает так, что ты хочешь поддержать какого-то человека и не знаешь, поймет ли он это правильно, нужно ли ему это, как он воспримет твои шаги навстречу ему… И намерение остается просто намерением, и ты стоишь и смотришь сквозь него, как будто ничего не происходит.

Я – марсианин?

Самый обсуждаемый вопрос уже вторую неделю – это национальный вопрос в Дагестане. Уже в который раз чувствую, что я марсианин… С одной стороны, если речь идет о профессионале и одновременно хорошем человеке, сидящем на должности, какая разница, какой он национальности?! С другой стороны, слышишь: почему они находят профессионалов и хороших людей только в среде одной национальности? С третьей стороны, вообще непонятно: зачем делать то, что заведомо раздражает людей? Причем заранее понимая, какую это вызовет реакцию. Если это делается намеренно, чтобы все увидели, как выглядит ситуация, когда какой-то этнос доминирует и к чему это приводит, то вопросов больше не имею. Но если по недомыслию или из корысти?

Дагестан – это большой кипящий котел; можно поднимать температуру кипения и довести дело до вытекания через край, а можно хотя бы пытаться контролировать этот процесс и не усугублять ситуацию. С Дагестаном нужно быть очень осторожным и деликатным. Неосторожные шаги могут поднимать из дремы такие пласты человеческих душ, что лучше бы они и дальше находились в том состоянии, в котором пребывали. Кто знал, что сидящий неделю без воды Хасавюрт вдруг начнет собирать людей на митинг на площади перед умахановской администрацией? Не зря же говорят: не буди лихо, пока оно тихо. А ведь когда-то здесь собирали толпы на митинг за аварскую власть… Сейчас есть ощущение, что какие-то пласты снова пришли в движение. И плохо то, что уже сейчас мы можем наблюдать активность самых разных людей, многих из которых иначе чем невежественными назвать трудно. И эти люди выносят суждения, делятся своим видением проблемы, даже не подозревая, насколько чудовищно то, что они транслируют.

Сегодня я от души сочувствую тем, кто вынужден слушать и читать то, что пишут подобные «эксперты»: «Сегодня есть Россия и ее присутствие на Кавказе, а завтра все может быть иначе, ибо никто не мог себе представить себе, что Крым, где была пролита кровь миллионов русских солдат, без боя отойдет к Украине. Время принесет еще много сенсаций в плане государственных образований в мире. Кавказ, способный развиваться и двигаться вперед за счет своих ресурсов, включая человеческий, застопорился». Увы, этот текст писал не Збигнев Бжезинский и не Генри Киссенджер! У кого-то есть сомнения, что этот текст не пропитан сепаратистскими иллюзиями? Очень, кстати, опасными. Автор, опубликовавший свое воззвание на Фейсбуке в защиту Сагида Муртазалиева, оказал ему самую медвежью услугу из тех, какие можно было только придумать. Честно говоря, чтобы так подставить человека перед Москвой, надо было очень постараться! С такими друзьями не нужно и врагов. Интернет читают все! В том числе и те, кто выносит в этой стране важные решения. И автору нет дела до проблем, в которых утопает Дагестан. Судя по тексту, для него панацея – объединение Дагестана и Чеченской Республики: «Состояние не мира, не войны сопровождает этот регион достаточно долго, и нынешние кавказские элиты понимают, что так не может продолжаться вечно. Это понимает и президент Чечни Рамзан Кадыров, понимает эту ситуацию и сам Рамазан Абдулатипов, есть понимание этой проблемы и у лидера нового формата Сагида Муртазалиева. Эти люди не встроены в разные масонские ордена… не получают каждый день ордена и медали от Патриарха, но вместе с тем с уважением относятся к чужой вере и культуре. Хотите выжить, будьте вместе – вот принцип, за который должны они ухватиться». Дальнейшие высказывания автора этих строчек убеждают только в одном – дискуссия невозможна. По его мнению, Дагестан поднимут не образование, не экономика, не культура – Дагестану нужен новый царь… и подальше от России. А еще, как представляется автору, Дагестану обязательно нужно создать себе врага в лице России…

Читал написанное и думал, где эти люди получали образование, кто их воспитывал, с чего они взяли, что именно они способны сделать для Дагестана хоть что-то доброе? Мои размышления так и остались вопросами. И еще, кто сказал что лидер, кричащий «Аллаху Акбар», – это человек, который принесет нам счастье? Преуспевающий мир сегодня не живет по религиозным законам! Экономикой управляют грамотные экономисты. Не лидеры, не герои, не храбрые бойцы, а именно грамотные профессионалы. Материальные блага создаются профессионалами, и к религии это не имеет никакого отношения. У нас в Дагестане за последнее время построили много мечетей, но стало ли больше честных и справедливых людей? Весь мир в шоке от наших земляков, которые резали головы священникам в Сирии! Вот чего стало больше, так это ненависти, насилия, зависти, черной энергии. Честно говоря, после прочтения подобных опусов так хочется вернуть Дагестан хоть ненадолго в двадцатые годы и показать людям, что собой представляла наша республика в те времена, а что сейчас, спустя семьдесят лет атеистического режима и двадцать лет «левашинского клана».

Мы и наши враги

На мой взгляд, наши враги очевидны – это невежество, непрофессионализм, агрессия негативизм, нежелание меняться, негативная солидарность; прибавить к этому еще семь смертных грехов – вот они наши враги! Даже не сомневаюсь, что люди, которые исходят ненавистью на просторах Интернета под личиной правильных мусульман, лет сорок назад были бы убежденными большевиками и сталинистами. Они бы без угрызений совести просили повысить квоту на расстрел врагов народа, писали бы доносы, отправляли в тюрьмы и лагеря. Ничего в этом мире не меняется. Кто-то работает на своих фермах до седьмого пота, выращивая капусту, картошку, фрукты, овощи, строя большие дома, а кто-то хочет их раскулачить. Наши враги не в России или в Америке – наши враги внутри нас. Кто мешал людям давать качественное образование своим детям и отправлять их на учебу в хорошие вузы? Но они предпочитали тратить деньги на хорошие дома, на шубы женам, на машины. И в том, что их дети, кроме как на драки и конфликты, ни на что полезное не способны, никто, кроме них самих, не виноват! Когда взрослые люди начинают придумывать себе врагов, то это, мягко говоря, не очень разумно.

Как прочитать будущее по двум интервью, вышедшим в последние дни? Саид Амиров подбросил дров в костер интереса к своей персоне, еще раз напомнив нам: как жил он в своих иллюзиях, созданных посредством лизоблюдов, так и продолжает жить в них. Глядя на убогий вид Махачкалы, я не вижу смысла комментировать сказанное им. Каждый раз, видя тротуары, где двум людям разойтись проблемно, вырубленные скверы, уничтоженную школу № 2 (а ведь мы проглотили, не подавившись, откровенное хамство и столь же откровенный цинизм!), появление частного родильного дома вместо городской поликлиники, гигантские дома, посаженные на изношенные городские сети, я рад избавлению города от Амирова. Тюрьмы и смерти я ему не желал и не желаю, но моего мнения об этом никто и не спрашивал. Кстати, об интервью… Я сам лично несколько раз беседовал с Саидом Джапаровичем и могу однозначно утверждать, что это интервью писал кто-то другой, а не он сам. Наверняка мысли свои передал кому-то. Но текст однозначно не его.

Что касается странной строчки в интервью Рамазана Абдулатипова об уходе, то за ней может стоять все что угодно: и очередной дворцовый переворот, и самоотречение, и просто минута слабости… Делать прогнозы в данном случае – гадать на кофейной гуще, некий способ увидеть желаемое в обозримом будущем. Можно, в принципе, попытаться и духов вызвать или иголкой наугад тыкать в газету, а потом по буквам собрать текст… Главное – не относиться к этому слишком серьезно. Если в Кремле поменялась концепция развития юга России или там разглядели какие-то негативные процессы, зарождающиеся или уже протекающие в Дагестане, то перемены не заставят себя долго ждать. И здесь ни у кого спрашивать не будут. Сам Рамазан Гаджимурадович узнает об этом из каких-нибудь кремлевских утечек. И нет смысла даже пытаться угадывать. Сейчас понятно, что у новой команды уже нет того, что было в феврале нынешнего года. Разочарование просто читается в глазах президента, но ничего не поделаешь – нужно тащить этот тяжелый беспокойный воз дальше. Дорогу осилит идущий!