31174917391

Кто защитит тех, кто должен защищать нас?

«Это было где-то около половины четвертого дня. Я как раз стояла на балконе и развешивала белье. В какой-то момент из-за угла появился наш участковый. Я узнала его сразу, да и как не узнать: он, как всегда, в своей аккуратной форме, с папочкой обходил район, здоровался, спрашивал, как дела, как обстановка в округе. Все его знали, относились к нему с уважением. Он прошел мимо нашего дома. У третьего подъезда встретил местного жителя, они разговорились. Я все это время стояла на балконе. Через минут пять они пошли в сторону 10-го дома. Не прошло и десяти минут, как прибежал мой сын и взволнованно выпалил: «Мама, там во дворе нашего участкового убили!»

Мурад Абдуллаев

Это рассказ свидетельницы событий, которые происходили за минуты до убийства участкового, майора полиции Гираметдина Гамидова. 44-летнего участкового неизвестные застрелили в упор у входа в первый подъезд 9-этажного жилого дома на проспекте Шамиля, 10. «Район у нас на самом деле только с виду спокойный, – рассказывает Муслимат Мусаева, жительница одного из соседних домов. – Мы с семьей живем здесь почти два года. Однажды к нам постучался участковый Гираметдин, вежливо представившись, вошел в квартиру, мы разговорились. Спрашивал, как нам тут живется, есть ли проблемы. Как сейчас, помню его фразу: «Не самый лучший район города вы выбрали. Здесь очень опасно, лучше бы переехали туда, где поспокойнее!»

Вы знаете, его слова потом много раз подтверждались: несколько спецопераций в нашем квартале – это стандартное положение дел. Действительно, жить стало страшно!»

Кстати, в этом микрорайоне это уже третий случай убийства участкового, поэтому, говорят местные жители, после очередного назначения новые участковые оставались на своей работе недолго – они попросту забирали документы и уходили отсюда от греха подальше.

Свидетели убийства участкового Гамидова 6 ноября сообщили, что, предположительно, за минут 10 – 15 до убийства во дворе дома стояли двое мужчин и о чем-то взволнованно говорили; у одного из них (цитируем: «бородатый, но без усов») было оружие. Но странно, что лиц этих двоих никто точно не запомнил. А тем временем из неофициальных источников нам стало известно, что убийцы Гираметдина Гамидова скрылись с места преступления на автомобиле «Лада Калина». Учитывая, как часто в Дагестане убивают участковых и как редко дела о таких убийствах раскрываются, шансы на то, что преступники будут задержаны, невысоки. В народе снова поднялась волна «пассивных протестов»: конечно, никто не выходит на площадь митинговать, но в окрестных дворах люди твердят, что правоохранительная система не может защитить себя. Тогда что говорить о защите гражданского населения?

На участковых объявили охоту! Но кто их защитит?

А ведь они тоже просто выполняют свою работу. Они тоже чьи-то сыновья, мужья, отцы, просто близкие и родные. В Дагестане идет отстрел участковых, и никто не может ничего с этим поделать. В этот же день, тоже на проспекте Шамиля, был обстрелян автомобиль, в котором ехал сотрудник полиции. От полученных ранений он впоследствии скончался. За три дня до этого, 3 ноября, примерно в половине девятого вечера на улице Бейбулатова в Махачкале неустановленное лицо произвело выстрелы из пистолета в участкового уполномоченного, 36-летнего капитана полиции, после чего нападавший скрылся с места происшествия. С полученными огнестрельными ранениями пострадавший был доставлен в больницу.

Статистика неумолима: пик убийств сотрудников полиции (в первую очередь жертвами становятся участковые) пришелся на июнь этого года. В ночь на 1 июня неизвестные боевики расстреляли из автомата участкового полицейского во дворе девятиэтажки в Буйнакске. Он скончался по пути в больницу. Рано утром 6 июня в поселке Шамилькала Унцукульского района под автомобилем полицейского сработало СВУ. Полицейский погиб, его пассажир был контужен. 8 июня около 22:40 в селе Ортал-Стал Сулейман-Стальского района рядом с кафе под днищем автомобиля полицейского сработало СВУ. В результате сотрудник правоохранительных органов получил тяжелое ранение (ему оторвало ногу), к счастью, мужчина выжил. 11 июня в селении Новолак Новолакского района двое неизвестных (по некоторым данным, это были боевики местной бандгруппы) неожиданно обстреляли полицейских. В результате трое сотрудников правоохранительных органов погибли. Оба нападавших были уничтожены. Продолжать можно бесконечно, список длинный…

Мнение специалиста

Ситуацию в Дагестане комментирует Владимир Васильев, председатель Комитета по безопасности ГД: «Ситуация в Дагестане вызывает особое внимание и тревогу одновременно. Та печальная статистика, которую мы сейчас имеем в этом регионе, не может не настораживать. Сегодня в республике необходим не столько силовой вариант борьбы с противоправными действиями, сколько возможность организовать диалог между противоборствующими сторонами. В Дагестане силовые структуры проводят операции против тех, кто взял в руки оружие. И это порождает новых боевиков, ведь на каждое действие возникает свое противодействие. Тем более что в Дагестане есть довольно большая прослойка населения, которая убежденно считает себя борцами против коррупции и социальной несправедливости. И количество борцов не сокращается, подпитка идет из различных социальных групп, которых идеологически завлекают в свои ряды представители радикального ислама и стоящие за ними лидеры незаконных вооруженных формирований. Так сложилось в Дагестане, что происходящие процессы регулируются насилием с двух сторон. Это тупиковая ситуация, которую надо решать путем диалога, вплоть до создания специального института примирения».