17677661371

О некоторых принципах современного менеджмента

Недавно мне в руки попалась книга «Законы Паркинсона», в которой автор дает, с моей точки зрения, очень точную характеристику сути чиновничества вообще и современного – в частности.

Лев Цэров

Так вот, один из этих законов гласит, что количество чиновников всегда обратно пропорционально работе, которую они выполняют. Значит, чем больше чиновников, тем меньше от них пользы. В принципе этот закон применим не только к чиновничеству, но и ко всем другим социальным категориям населения. По закону социальной лености, если работу, которую могут сделать двое, начнут выполнять трое, а что еще хуже – четверо и больше, то быстрее они эту работу не сделают, более того, делать ее будут дольше и намного хуже. Вы спросите – почему? Да потому, что каждый будет считать, что делать ее должен кто-то другой, а не он. Все будут кивать друг на друга, а работа будет выполняться спустя рукава.

Не знаю, как у вас, но у меня сложилось убеждение, что наиболее ярко этот закон проявляется в административно-бюрократической системе. Во многом это происходит благодаря тому, что, безусловно, важная управленческая работа не имеет каких-либо четких критериев успешности. В том смысле, что успешность того или иного управленца у нас почти никогда не оценивается по факту – сделал или не сделал, если сделал, то насколько эффективно.

Во времена Петра Великого его соратники или, как сегодня принято говорить, менеджеры, создали современную армию, флот, верфи, промышленность, построили города и выиграли Северную войну, расширили территорию государства, кстати, и на южном направлении, присоединив прикаспийские территории. Фактически Россия за очень короткие исторические сроки была обновлена или, как сейчас модно обозначать, модернизирована. И во многом благодаря тому, что сподвижники царя хорошо работали, а не искали причин для отписок. При этом они тоже воровали, но работу свою делали. Если вспомнить сталинские времена, то и тогда государственная машина работала так, как часы, а в том случае, когда этого не происходило, руководитель отвечал своей головой, причем зачастую в буквальном смысле этого слова.

Сейчас, конечно, не те времена, головы сегодня снимать немодно, в лучшем случае провинившийся управленец теряет кресло, а чаще всего меняет его на какое-нибудь другое, менее престижное, но вполне комфортабельное. Видимо, поэтому эти «кадры» не спешат выполнять свои прямые профессиональные обязанности, прекрасно понимая, что далеко их не пошлют или не сошлют.

***

Наша республика не является исключением из вышеотмеченного закона Паркинсона. Как правило, наши чиновники вместо того, чтобы выполнять свои прямые обязанности, бодро рапортуют о своих мнимых «достижениях» и кивают на груз прошлых лет, а также огромные объемы работы, выполнение которой требует не только привлечения новых материальных средств, но и создания новых чиновничьих структур на основе «реорганизации» и «реструктуризации» старых.

Одним из последних ноу-хау в этой области стало предложение главы Дагестана о создании на территории республики четырех постпредств, которые возглавят его доверенные лица. Их задача – докладывать президенту о том, что происходит во вверенных им округах и качественно усилить борьбу с терроризмом. Как всегда это бывает в подобных случаях, звучит все вроде бы убедительно.

Но давайте проведем элементарный анализ и порассуждаем на эту тему.

Как мы знаем, вся территория России разделена на несколько федеральных округов. Это целые штаты, ресурсы, инфраструктура. И все это – бюджет страны. Основная задача создания округов заключалась в том, чтобы улучшить управляемость страной. Но на примере нашего СКФО никак не скажешь, что задача эта выполнена, проблемы, как были, так и остались. К тому же добавились новые – специфика взаимоотношений глав республик и краев с постпредами. Совершенно очевидно, что при всем подчеркнутом уважении к статусу постпредов они никак серьезно не влияют на внутриреспубликанские вопросы, да и на кадровую политику. Складывается ощущение, что они живут своей жизнью, а республики – своей.

Но это огромная Россия, и, может быть, создание этих округов все же оправдано, может быть, нужно усилить их полномочия и т.д. И тут есть над чем подумать.

Но «маленький» Дагестан, который, хотя и является самой большой республикой на российском Северном Кавказе, все-таки не настолько велик, чтобы с ним не могли управиться президент, премьер-министр с 6 вице-премьерами, министрами и их замами, председатель Народного Собрания со своими замами и депутатами, главы администраций районов, районных центров, городов и сел, депутаты местных собраний, а еще филиалы республиканского ФСБ, райотделы полиций, не говоря уже о целом сонме чиновников всех этих и не упомянутых в статье ведомств и структур.

***

Так неужели все эти люди не могут управлять максимум 3-миллионным населением Дагестана, не могут справиться с теми задачами, которые ставятся руководством страны перед республиканской властью? И неужели среди них нет людей, которые могут информировать президента республики о реальном положении в районах? А где гарантия, что 4 постпреда выполнят всю ту огромную работу, с которой не справляется большая чиновничья, депутатская и правоохранительная армия? Такой гарантии нет, но зато есть все основания, зная особенности дагестанской жизни, что будут созданы структуры с помощниками, охранниками, шоферами, секретаршами и сотрудниками, возглавят которые представители определенных дагестанских кланов. Эффективность этой структуры вряд ли будет превышать эффективность уже существующих. Единственный плюс видится в том, что будут созданы новые рабочие места.

Если следовать закону Паркинсона, улучшить управляемость республикой можно не увеличением чиновничьих штатов, а, наоборот, их сокращением, упрощением системы управления, усилением персональной ответственности и подбором профессионалов, не страдающих хотя бы чрезмерной жаждой стяжательства.

А если ему не следовать, то нужно создавать новые структуры, наделять их неясными абстрактными полномочиями и сетовать на кадровый голод, козни врагов и недостаток культуры.

Р.S. Во времена имамата тогдашний его руководитель имам Шамиль пытался ввести похожую структуру (мудирства, в которые входило несколько наибств) – аналог современного района, но очень быстро отказался от этой практики, убедившись в ее громоздкости и неэффективности.