48824318809

Народная мудрость гласит: хорошую речь лучше не затягивать!

Вы не можете запретить людям думать, потому что это невозможно. Вы не можете запретить людям быть людьми, даже если слишком многие ведут себя как животные. Вы не можете отменить здравый смысл и смоделировать для себя свою реальность, которая вам нравится. Вы даже можете заставить других людей подтвердить ваши иллюзии, но правда вылезет именно тогда, когда вы ее не ждете.

Заур Газиев

Кругом голова

Отслеживать политические процессы в Дагестане становится все сложнее и сложнее. Кроме того, что у нас нет никаких моральных ограничителей, люди могут говорить и писать, не заморачиваясь никакими приличиями и здравым смыслом, наша политическая система абсолютно непредсказуема. Мы уже совершенно не понимаем, что происходит или может произойти. Для меня лично уже не имеет значения, какие будут выборы: ПРЯМЫЕ ИЛИ КРИВЫЕ. Главное, чтобы они проходили в обговоренные законом сроки. Чтобы смена власти совершалась в соответствии с законом РФ. Мне осточертел весь это форс-мажор! Политическое руководство, формирующееся посредством дворцовых переворотов, подковерных интриг и переговоров, может быть интересно в исторических романах, но никак не в постиндустриальном обществе, которое пытается выбраться из своих системных проблем. Нужно понимать, что бесконечное игнорирование мнения людей, являющихся законопослушными гражданами, приводит к тому, что в конечном итоге они перестают уважать и закон, и власти, которые игнорируют свои же постановления. И отношение их к месту проживания становится исключительно потребительским. Чувства – взаимны!

Естественно, прямым следствием этого положения вещей является то, что каждый раз, заходя в социальные сети, мы сталкиваемся с рассказами об очередной смене власти в республике. Как я понял, это превратилось чуть ли не в самую популярную народную забаву. И вопрос уже не в ботах, которые раскидывают по социальным сетям материалы об отставке Абдулатипова. В конце концов, это их личные дела. Мерзко то, что все это происходит по причине того, что наш избирательный процесс в каком-то непонятном состоянии. И повод для инсинуаций вполне конкретный.

Если мы часть Российской Федерации, то хотелось бы, чтобы и у нас процедура передачи власти проходила хотя бы по такой же схеме, как и во всех остальных субъектах. Если нас хотят вытащить из феодализма, может быть, имеет смысл это делать цивилизованно, а не посредством инструментов, которыми в информационном обществе пользоваться непринято?!

Я все меньше понимаю логику того, что происходит. Очевидно, что в Москве идет большая игра сторонников и противников Рамазана Абдулатипова. Такое чувство, что это хронический процесс. Кажется, что чаша весов все время склоняется то в одну, то в другую стороны и никак не остановится. Сейчас, например, все говорят, что Рамазану Абдулатипову удалось перетащить в стан своих союзников Сулеймана Керимова, его помощь вроде как возвращается в Дагестан. Лично я буду рад. Но помня, как Керимов поступил с «Анжи», историю с его помощью Дербенту, надежным союзником его называть трудно. Поэтому сильно радоваться проектам бизнесмена пока не имеет смысла. Учитывая, как он непостоянен и обидчив, довести эти прожекты до стадий проектов и их реализации будет просто чудом. Надоест ему игрушка, и он ее выбросит, как было в случае с «Анжи». Во всяком случае, хорошо известно, что за три месяца до отставки Магомедсалама Магомедова Сулейман Керимов начал сворачивать свои проекты в Дагестане, из бюджета республики должны были выплатить риски, связанные с Каспийским заводом листового стекла. Почему это произошло, стало понятно несколькими месяцами спустя…

И не было бы мне до этого всего никакого дела, если бы мы жили в соответствии с какой-то понятной выборной процедурой. Но у нас все непонятно. У нас все запутано и окутано тайной за семью печатями. А вдруг опять кому-то что-то не понравится, начнется опять очередная карусель с назначениями или переназначениями?

Я понимаю, что для Москвы Дагестан – бесконечная головная боль и терра инкогнита в одном флаконе, они не понимают, что с нами делать. Но мы ведь себя знаем!

Слова, слова…

Слова имеют коварное свойство искажать мысль. Это я понял уже давно. Наверное, поэтому стараюсь делать свои статьи короче. Меня уже который год тревожат мысли: что мы, дагестанцы, можем дать миру, как нам дальше выживать в том времени, в котором оказались? Что мы вообще можем, на что способны, ну, не считая того, что мы можем всех перебороть, перекричать, создать неприятности, взорвать и т.д. Сейчас у меня такое чувство, как будто мы больны каким-то странным недугом, вследствие которого совершенно не руководим собой и уже не в состоянии сделать для себя то, что приведет нашу жизнь в какой-то логический порядок. С другой стороны, зная наших людей, могу утверждать, что это совсем не так. Мы страшно неорганизованные, но мы не тупые! Мы очень способные и талантливые люди! Даже если есть куча людей, которые нас пытаются убедить в обратном. У нас много одаренных и сильных духом людей. Но, пытаясь понять, что происходит, испытываешь ощущение, что мы в центре какого-то заговора. Как это изменить, мы уже не знаем. Наших факелоносцев растасовали по регионам России, как будто у нас в Махачкале ковровые бомбардировки. А ведь мы здесь вполне спокойно живем… Такое чувство, что нас самих пытаются убедить в том, что мы какие-то неполноценные.

Да, мы действительно экономически несостоятельны, но, по большому счету, никто не заинтересован в том, чтобы мы стали преуспевающим регионом. Нефть добывать в Дагестане так и не стали, сельское хозяйство у нас допотопное. Где в нашей стране после распада Союза благоприятная экономическая ситуация? Для нас никто ничего особенного не делал, поэтому обвинять себя тоже как-то не очень хочется. Делали, что получалось. Иногда очень даже неплохо. Есть же у нас «Денеб», с «Чиндирчеро» пытаются что-то сделать…

Да, так уж вышло, что наша экономика рассчитана только на обслуживание тех богатых людей, что у нас правдами и неправдами появились. Но ведь умеем же! Дома строим, отделочные и ремонтные работы освоили, мебель делаем, шьем, чиним…

На самом деле нам нужны порядок и закон, одинаковые для всех. Нам нужны понятные правила игры. Нам нужны честные правила, в которых можно было бы работать и рассчитывать на какие-то перспективы. И это касается всего. Ведь, по сути, люди, не зная, что делать, убегают от нашей реальности как можно дальше. Убегают по-разному – кто за пределы Дагестана, кто в религию. Когда разговариваешь с людьми, не отпускает ощущение, что всех достала та реальность, от которой они не знают, куда деваться. А усиленные меры безопасности, принятые к Олимпиаде, на мой взгляд, это явный перебор. Конечно, нужно заниматься безопасностью, но неужели нельзя это делать, не унижая людей?! Я понимаю, что нужно усилить бдительность, но, с другой стороны, многих террористов поймали спецслужбы, задерживая наши автобусы по 7 – 8 часов на административных границах с Дагестаном? Честно говоря, сомневаюсь. Только еще больше возмутили людей и укрепили нас в ощущении, что мы, дагестанцы, в этой стране на положении бедных родственников. Понятно, что после того количества терактов, которые совершили наши земляки, нас опасаются, но для того чтобы это не повторялось, нужно ликвидировать причины, порождающие терроризм, а не убегать от проблемы, захлопывая перед нами двери.

Честно говоря, глядя на то, как разворачиваются события, с причинами бороться, как мне кажется, никто не особенно не пытается. Сейчас идет подворный осмотр сел, где находили приют террористы. Но что мешало делать это раньше? Может, последствия не были бы сейчас столь плачевными. С такими деньгами, что выделяются на борьбу с терроризмом, очень сомнительно, что этот самый терроризм закончится в ближайшие лет десять. У меня есть ощущение: чтобы осваивать эти средства, терроризм будут разводить специально. И чем ненормальнее ситуация у нас, тем лучше для них. Смогли же навести порядок в Чеченской Республике, не сомневаюсь, что и в Дагестане решили бы этот вопрос, если бы было такое желание. Но этого не происходит. Про то, как у нас идеологически борются с экстремистами, – без комментариев. После таких методов у экстремистов становится сторонников больше, чем противников. Во всяком случае, финансирование идеологических проектов на этот год было закрыто. И никаких надежд на то, что ситуация изменится.

Но это уже совсем другая история…

***

Уважаемые друзья! Еженедельно, по средам и четвергам в 23:00 на канале РГВК выходят мои проекты «Аутодафе» и «Мужской разговор». Всем, кому интересно, буду рад представить телеработы и в режиме реального времени, и в интернет-версии. Добро пожаловать на канал РГВК! Скучно не будет! Мы снова вместе!