133325515091

В 90-х и начале 2000-х зрители толпами шли в кинотеатры смотреть фильмы о апокалипсисе, который неизменно наступит в будущем. Свержение привычной реальности происходило в основном благодаря Интернету, потому что никто не знал, что это такое и с чем его едят. Изображение, распадающееся на пиксели, казалось верхом креативности режиссеров и чаще всего вызывало трепетный ужас у аудитории.

Вера Тимофеева

То время ушло в прошлое, как и первые огромные мобильники, стационарные компьютеры и прочие, казалось бы, технические новшества. Уже забылись фильмы «Матрица» и Трон», которые обсуждались всеми кинолюбителями. Поэтому «Трансцендентность» Уолли Пфистера получилась фильмом несвоевременным и очень скучным.

Современное поколение уже не испугать внедрением интернет-технологий в повседневность: мы живем с этим, строим свою жизнь благодаря Сети, с ужасом вспоминая, как мы общались раньше вне соцсетей, не играли в онлайн-игры и писали тексты от руки. Во время просмотра «Трансцендентности» нам кажется, что вся эта неправильность, которую хотят донести до нас создатели фильма, неестественна и притянута за уши: что плохого в усовершенствовании человека, что плохого в подобной эволюции, ведь она неизменно ведет к прогрессу?

Несмотря на неактуальность фильма, у большинства зрителей, наверное, возникает простое желание неплохо провести время за его просмотром. Но и тут возникают сплошные минусы.

Фильм, несомненно, привлекает обманным путем: создатели зазывают нас посредством громких имен, слышится их навязчивое: «Только представьте, в одном фильме вы сможете посмотреть на Джонни Деппа, Киллиана Мерфи, Моргана Фримана, а продюсер здесь – сам Кристофер Нолан, подаривший нам «Бэтмена» и «Начало»!»

Поверьте, все пустое: Мерфи, Фримани, все остальные просто расплываются где-то на горизонте. Если бы их не было в фильме, ничего бы не изменилось. Кажется, что они не несут никакой смысловой нагрузки. А Джонни Депп предстает перед нами в статичном образе, который навевает скуку уже через 10 минут после начала просмотра. Да, он надоел зрителю, застряв в образе развеселого пирата Джека Воробья, но его новый герой – доктор Уилл Кастер – его не реабилитирует. Через вялотекущие полчаса доктор Кастер умирает от пули с полонием, и мы получаем его точную пиксельную копию, которая на вопрос скорбящей жены: «Милый, ты где?», отвечает мрачно: «Везде». А затем пытается поработить мир. Почему интернет-Уилл пытается это сделать, совсем не ясно, ведь никаких предпосылок к этому при его земной жизни не возникало, наоборот, он казался социофобом.

Продюсерство Кристофера Нолана также не оказывает положительного влияния, не спасает даже его прилежный ученик, режиссер ленты Уолли Пфистер. Его фантазии, к сожалению, ограничены повторяющейся картинкой-клише: повсюду провода, датчики, формулы, мониторы с бегущими цифрами и окружающая реальность, распадающаяся на пиксели и каждый раз неизменно и занудно собирающаяся обратно.

Нудный Депп с каменным выражением лица на протяжении всего фильма, нудная картинка, странные герои вокруг – все это развивает депрессию и приводит к попыткам сбежать из темного зала, лишь бы не смотреть на большой экран, где говорящая голова Деппа уныло и монотонно задает странные для супермозга вопросы.

Последний, но, наверное, самый главный обман – замах фильма на гениальность и философичность. Если поначалу все с умным видом дискутируют по поводу создания человеком собственного бога, с экрана на нас сыплются термины, известные лишь сисадминам и программистам, упоминаются нанотехнологии, то к середине фильма вся эта мишура слетает и превращается в попытки доступно донести до каждого, в чем разница между эмоциональным и непредсказуемым человеком и бездушной машиной. Но ничто не сравнится с концовкой фильма, заслужившей дружный фейспалм каждого зрителя: создатели за последние 15 минут скатываются в бездну банальности, очевидно, лишь из добрых побуждений. Надо же, наконец, дать женщинам того, ради кого они пришли – Джонни Деппа! И вот он появляется – вновь из плоти и крови (впрочем, как это произошло, нам не пытаются объяснить), тут и происходит самое странное – погибающий герой Деппа мило обнимает погибающую жену и на последнем издыхании сыплет банальными фразами: «Я тебя люблю! Я не могу без тебя! Просто люди боятся того, чего не понимают». Что ж, скатиться из философии в дешевую мелодраму может не каждый – браво!

А главное – никакой интриги! Чем закончится фильм, становится ясно с первых же его кадров. Поэтому лично я терзаема тремя вопросами: зачем я потратила два часа своей жизни на это скучное зрелище, куда создатели «Трансцендентности» потратили 100 миллионов долларов, почему наши прокатчики продолжают коверкать названия зарубежных фильмов?