Чистая и светлая, большая-пребольшая, ничем не омраченная, вечная любовь к человечеству… Веет от этих слов какой-то благостью детского мультика, где герой неизменно добр ко всему и всем, что его окружает.

Полина Михеева

Жизнь, конечно, не мультик (хотя иногда и чем-то на него смахивает). Тут персонажей на плохих и хороших поделить не удается. Как ты ни старайся, такое деление в реальном мире подчинено множеству обстоятельств, в зависимости от которых о человеке складывается определенное мнение. Но начинается каждая личность, как ни парадоксально, с последней буквы алфавита – буквы «Я». И если приглядеться, то в огромной массе разных «Я» можно найти много любопытного и удивительного, на что обратишь внимание ты и только ты. И каждый день выходит так, что одни люди нам нравятся, а по отношению к другим возникает негативная реакция по шкале от простого раздражения, до нервного тремора. На первый взгляд, это происходит безотчетно, но на самом деле, мне кажется, мы просто не вдаемся в подробности. Возможно, задумавшись о том, кем мы себя окружаем, а кого отталкиваем, можно лучше узнать себя. Пожалуй, самый интересный вариант развития отношений между людьми, когда вдруг в незнакомце мы обнаруживаем те же черты, что присутствуют в нас самих. Например, лидер по натуре никогда не будет тянуться к другому лидеру: вероятнее всего, возникнет конфликт. Нет, лидер соберет вокруг себя тех, кого способен вдохновлять, кем может управлять или подчинять (тут все зависит от лидера). А еще, как мне кажется, каждый из этих двоих будет уверен, что он куда лучше своего антитоварища. Вот такая вот подсознательная конкуренция!

И пусть оба будут добры, общительны и обходительны, но для того чтобы понравиться друг другу, одному из них надо перестать быть собой.

А что если мы встречаем человека, поведение которого каким-то образом идет вразрез с нашими базовыми представлениями о правильности? Вот меня в детстве учили, что мужчина должен воевать, строить и зарабатывать, пока его вторая половинка, хрупкая и ранимая, хранит семейный очаг. Но вдруг я встречаю мужчину с повадками и манерами женщины или коротко остриженную женщину в брючном костюме и понимаю, что вовсе не симпатизирую обоим. Загвоздка в том, что они просто немного не сошлись с тем образом, который с детства укоренился в моей голове. И не известно, сколько понадобится времени, чтобы за стереотипом разглядеть самого человека. А если этого не произойдет, то сомневаюсь, что неприязнь исчезнет сама собой.

Мне кажется, детство вообще очень сильно влияет на то, кого, став взрослыми, мы станем избегать, а к кому тянуться. Когда-то вам навредили ваши одноклассники, строгий учитель или даже один из очень близких людей – мама или папа. Получается, что, повзрослев, вы, встретив похожего человека, переносите скопившийся негатив на него, пусть ни в чем неповинного, но так неприятно схожего с антигероем вашего детства. А популярное в народе «ты говоришь, как моя мать/отец» – разве не доказательство того, что близких людей нам достаточно в одном экземпляре. Вторая мама – это повод невзлюбить добрую и заботливую девушку, с какими бы намерениями она к вам ни подошла.

Есть еще вопрос, который меня волнует: почему мы неравны в способности нравиться окружающим? Почему кто-то от природы наделен обаянием, способным раскрыть перед ним любую дверь, а на другом люди даже взгляда не останавливают? Со временем я отказалась от идеи того, что это врожденное качество, т.е. либо тебе повезло, либо мучайся в попытках привлечь к себе внимание. Да, согласна, есть категория людей, которые не приложили ни грана усилий, чтобы стать обаятельными, но есть и такие, которые идут под лозунгом «self made man» и из гадкого затюканного утенка превращаются в раскрепощенную и интересную личность. Все дело в силе характера, отвергающего в себе утверждение: «Я никому не могу понравиться». И еще: не стоит путать обаяние с харизмой. Недавно я пришла к выводу, что обаяние – это способность нравиться в первую очередь себе, что, видимо на ментальном уровне передается окружающим (главное, не скатиться в нарциссизм и чрезмерное самолюбование), а харизма, проявляющаяся в яркой и образной речи, умении красиво одеться, в хороших манерах, – куда более опасное оружие. Харизматичный человек не синоним доброго человека – он может быть чудовищем, как многие известные в истории тираны.

И все же, чтобы понравиться кому-то, надо быть немного на него похожим. И не важно, в чем: стиле жизни, образе мыслей или в выборе одежды. Эти точки соприкосновения дают людям возможность продвинуть свое взаимодействие дальше простого знакомства.