Афганский излом

34497218056

Известный в нашей стране итальянский актер Микеле Плачидо, сыгравший роль комиссара Каттани в криминальном сериале «Спрут», снялся также в фильме «Афганский излом». Кроме «Пешаварского вальса», это был один из лучших фильмов о событиях тех лет.

Теймур Абдуллаев

БОЛЬШАЯ ИГРА

Начиная с 19 века, между Российской и Британской империями шла борьба за контроль над Афганистаном, получившая название «Большая игра». Афганистан находится на стыке Южной и Центральной Азии. Это ключевой узел, обеспечивающий стабильность в военном и геополитическом отношении во всем центрально-азиатском регионе. Британцы с 1839 года пытались установить господство в нем, послав туда экспедиционный контингент войск с территории Индии. Все события в регионе продолжались довольно долго, и мы не ставим целью отразить историю последних 150 лет Афганистана.

В наше время, в апреле 1978 года, произошла революция, результатом которой стало провозглашение Народно-Демократической Республики Афганистан. Это привело к гражданской войне с силами исламской оппозиции. Правительство Народно-Демократической Республики Афганистан около 20 раз обращалось к СССР с просьбой о военной помощи. Надо заметить, что СССР очень не хотел военного вмешательства в дела Афганистана. Бывший директор ЦРУ Роберт Гейтс писал в своих мемуарах, что американцы начали помогать моджахедам за шесть месяцев до того, как СССР оказал республике военную помощь. История – неточная наука. Как известно, ее пишут победители. А победителей в этом регионе еще нет, и, по всей видимости, не скоро они появятся. Мы вовсе не были такими злодеями, какими нас хотят представить либеральные историки. На территории Афганистана действительно шла борьба между странами первого и второго миров, между странами Запада и странами социализма. США и Великобритания проводили против нас секретную операцию под кодовым названием «Фарадей», сутью которой было оказание помощи моджахедам. Именно тогда и была основана организация «Мактаб-аль-Хидамат», руководимая Усамой бен Ладеном.

Так или иначе, 12 декабря 1979 года Политбюро приняло решение о вводе войск и оказании интернациональной помощи Афганистану. Эта война длилась десять лет и закончилась выводом войск, последние из которых покинули территорию страны 15 февраля 1989 года. За спиной генерала, руководившего выводом войск из страны, оставалось около 360 человек, пропавших без вести, то есть плененных моджахедами. Сколько их было в реальности, неизвестно. Вероятно, в несколько раз больше. Официальные данные о численности потерь – 15 тысяч погибших. Население небольшого города… Вероятно, данное число тоже было занижено, впрочем, сейчас установить это трудно. Целых десять лет матери и отцы со страхом отправляли своих сыновей в армию. Боялись, что их заберут на войну. Я отношусь к личности Михаила Горбачева без особой симпатии, но огромная его заслуга в том, что он нашел в себе силы прекратить эту вялотекущую войну и вывести войска.

Я сам как раз из того поколения, которому досталась ноша афганской войны. Именно моих ровесников призывали на службу, и кто-то из них попадал в Афганистан. Тогда СССР уже свыше 30 лет существовал в мире. Наше участие в каких-либо конфликтах на планете было локальным: Вьетнам, Ангола, Куба, Никарагуа. Во всех этих странах мы ограничивались материальной и методической помощью (военные советники, инженеры и т. д.). Афганистан был территорией войны, которая досталась моему поколению. Надо сказать, что насильно туда вроде никого не отправляли. Каждый из служивших там подписывал заявление с просьбой направить его на оказание интернациональной помощи Народно-Демократической Республики Афганистан. Не знаю, правда это или нет, но восемнадцатилетних ребят несложно подтолкнуть на написание подобного заявления. Мало кто в этом возрасте понимает, что такое война, какова ценность человеческой жизни. Сколько ребят прошло Афган, я не знаю. Если погибло 15 тысяч человек, то, вероятно, раз в десять больше. То есть 100-150 тысяч человек за десять лет прошли через эту войну. Такое число людей, значит, испытывают так называемые синдромы военного времени. Война не уходит из психики человека окончательно. Даже в 1980-е годы ветераны Великой Отечественной войны признавались, что им снится война.

В Советском Союзе жило около 250 миллионов человек, на этом фоне 100 тысяч афганцев – не так уж много! Но все равно война не прошла стороной, она коснулась каждого. АФГАНЦЫ

В параллельном со мной классе учился мальчишка с улицы Краснофлотской – Рамиз Джафаров. Наша школа № 3 не была в числе элитных. Улица Левина, вокзал, прилегающие территории – район самый пролетарский. Соответственно, и дети в большинстве своем происходили из рабочих семей. Близость к школе городского СИЗО, так называемой «десятки» (площади Коминтерна), имеющей определенную репутацию в городе, оказывали на детей какое-то влияние. Рамиз был хулиганистым пацаном и уже тогда имел определенную репутацию на улице. Помню, когда мы проходили медкомиссию в военкомате для получения приписного свидетельства, одна женщина из комиссии сказала про Рамиза: «Легко заполнять его личное дело, родни почти нет». Он рос у своей тетки, а где его родители – я и не знал. Видимо, таких ребят и забирали в первую очередь в Афганистан – некому было их отмазывать. В 1990-е годы ребята, обладающие энергичностью и харизмой, такие как Рамиз, зарабатывали себе легкие деньги. Те, у кого было больше предусмотрительности, сохранили и преумножили эти деньги, став состоятельными бизнесменами. С Рамизом этого не случилось. В положенный срок, в 1980 году, он получил повестку в армию, а в 1981 году погиб в Афганистане, выполняя интернациональный долг. В Махачкале, в парке Афганцев, его имя выбито на памятнике в числе дагестанцев, отдавших жизнь на той войне. Кто-то из учителей или ребят, не помню уже точно, рассказал нам на встрече выпускников, что он попал под обстрел и остался на месте, прикрывая отход двух своих товарищей, казаха и русского. Не знаю, может, эту деталь добавили, чтобы приукрасить рассказ, однако выглядело это символично. Так или нет, но он был парнем, который с детства знал, что такое мужская дружба. Жизнь не предоставила ему возможности узнать другие позитивные ее стороны. Светлая ему память…

Когда я учился в институте, с нами дружил один паренек из Осетии Валера Евлоев. Он тянулся к нам, дагестанцам. Ему нравилось, что мы дружные, что у нас какие-то кавказские обычаи в отношениях проявлялись. Видимо, со стороны это было заметно, я-то ничего особенного в нашем землячестве не видел. Этот Валера был правильным воспитанным парнем, видимо из хорошей семьи, комсомолец, активист, общественник. С удивлением я узнал, что он бросил институт и, оказавшись в армии, попал в ограниченный контингент (так называли тех, кто служил в Афгане). В институт из части пришло благодарственное письмо. Валера был награжден орденом Красного Знамени, к счастью, остался жив. О дальнейшей его судьбе ничего не знаю, но, надеюсь, все у него сложилось хорошо.

Как-то обедал в вокзальном ресторане города, в котором учился в институте. Днем там было абсолютно пустынно. Вдруг подходит какой-то парень и на ломаном русском языке просит разрешения сесть за мой стол. Делать нечего – улыбаюсь, разрешаю. Потом разговорились, познакомились. Даже сейчас помню его имя – Гулям Фарук. Оказался настоящим афганцем по национальности. В те годы он учился в военном инженерном училище в Борисове. Рассказал, что учится в Советском Союзе тайком, по секрету. Кроме отца, никто в семье не знал этого, а знакомым и родственникам они говорили, что он в Германии. Если бы Народно-Демократическая Республика Афганистан не прекратила своего существования, такие как Гулям Фарук, были бы сейчас в правительстве этой республики, но судьба их сложилась иначе. В тот день я отвел его и познакомил со своими земляками, и они мне говорили потом, что Гулям к ним часто заходит, дружит. Что с ним произошло дальше, мне неизвестно. Скорее всего, его постигла судьба беженца. Если он не погиб на родине, то, надеюсь, нашел убежище в России или Европе.

ЭФФЕКТ БАБОЧКИ

Я мог бы вспомнить еще десяток людей, чьи судьбы были изломаны афганскими событиями. Суть в том, что существует так называемый «эффект бабочки». Гибель бабочки в далеком прошлом изменяет мир в очень далеком будущем. Ни один человек, который побывал в роли воина-интернационалиста на афганской земле, не остался таким же, каким был до этой войны. Государство пытается оказывать какую-то помощь ветеранам этой войны, но, конечно, как всегда, этого бывает мало.

Афганский излом

13921818679

Известный в нашей стране итальянский актер Микеле Плачидо, сыгравший роль комиссара Каттани в криминальном сериале «Спрут», снялся также в фильме «Афганский излом». Кроме «Пешаварского вальса», это был один из лучших фильмов о событиях тех лет.

Теймур Абдуллаев

БОЛЬШАЯ ИГРА

Начиная с 19 века, между Российской и Британской империями шла борьба за контроль над Афганистаном, получившая название «Большая игра». Афганистан находится на стыке Южной и Центральной Азии. Это ключевой узел, обеспечивающий стабильность в военном и геополитическом отношении во всем центрально-азиатском регионе. Британцы с 1839 года пытались установить господство в нем, послав туда экспедиционный контингент войск с территории Индии. Все события в регионе продолжались довольно долго, и мы не ставим целью отразить историю последних 150 лет Афганистана.

В наше время, в апреле 1978 года, произошла революция, результатом которой стало провозглашение Народно-Демократической Республики Афганистан. Это привело к гражданской войне с силами исламской оппозиции. Правительство Народно-Демократической Республики Афганистан около 20 раз обращалось к СССР с просьбой о военной помощи. Надо заметить, что СССР очень не хотел военного вмешательства в дела Афганистана. Бывший директор ЦРУ Роберт Гейтс писал в своих мемуарах, что американцы начали помогать моджахедам за шесть месяцев до того, как СССР оказал республике военную помощь. История – неточная наука. Как известно, ее пишут победители. А победителей в этом регионе еще нет, и, по всей видимости, не скоро они появятся. Мы вовсе не были такими злодеями, какими нас хотят представить либеральные историки. На территории Афганистана действительно шла борьба между странами первого и второго миров, между странами Запада и странами социализма. США и Великобритания проводили против нас секретную операцию под кодовым названием «Фарадей», сутью которой было оказание помощи моджахедам. Именно тогда и была основана организация «Мактаб-аль-Хидамат», руководимая Усамой бен Ладеном.

Так или иначе, 12 декабря 1979 года Политбюро приняло решение о вводе войск и оказании интернациональной помощи Афганистану. Эта война длилась десять лет и закончилась выводом войск, последние из которых покинули территорию страны 15 февраля 1989 года. За спиной генерала, руководившего выводом войск из страны, оставалось около 360 человек, пропавших без вести, то есть плененных моджахедами. Сколько их было в реальности, неизвестно. Вероятно, в несколько раз больше. Официальные данные о численности потерь – 15 тысяч погибших. Население небольшого города… Вероятно, данное число тоже было занижено, впрочем, сейчас установить это трудно. Целых десять лет матери и отцы со страхом отправляли своих сыновей в армию. Боялись, что их заберут на войну. Я отношусь к личности Михаила Горбачева без особой симпатии, но огромная его заслуга в том, что он нашел в себе силы прекратить эту вялотекущую войну и вывести войска.

Я сам как раз из того поколения, которому досталась ноша афганской войны. Именно моих ровесников призывали на службу, и кто-то из них попадал в Афганистан. Тогда СССР уже свыше 30 лет существовал в мире. Наше участие в каких-либо конфликтах на планете было локальным: Вьетнам, Ангола, Куба, Никарагуа. Во всех этих странах мы ограничивались материальной и методической помощью (военные советники, инженеры и т. д.). Афганистан был территорией войны, которая досталась моему поколению. Надо сказать, что насильно туда вроде никого не отправляли. Каждый из служивших там подписывал заявление с просьбой направить его на оказание интернациональной помощи Народно-Демократической Республики Афганистан. Не знаю, правда это или нет, но восемнадцатилетних ребят несложно подтолкнуть на написание подобного заявления. Мало кто в этом возрасте понимает, что такое война, какова ценность человеческой жизни. Сколько ребят прошло Афган, я не знаю. Если погибло 15 тысяч человек, то, вероятно, раз в десять больше. То есть 100-150 тысяч человек за десять лет прошли через эту войну. Такое число людей, значит, испытывают так называемые синдромы военного времени. Война не уходит из психики человека окончательно. Даже в 1980-е годы ветераны Великой Отечественной войны признавались, что им снится война.

В Советском Союзе жило около 250 миллионов человек, на этом фоне 100 тысяч афганцев – не так уж много! Но все равно война не прошла стороной, она коснулась каждого. АФГАНЦЫ

В параллельном со мной классе учился мальчишка с улицы Краснофлотской – Рамиз Джафаров. Наша школа № 3 не была в числе элитных. Улица Левина, вокзал, прилегающие территории – район самый пролетарский. Соответственно, и дети в большинстве своем происходили из рабочих семей. Близость к школе городского СИЗО, так называемой «десятки» (площади Коминтерна), имеющей определенную репутацию в городе, оказывали на детей какое-то влияние. Рамиз был хулиганистым пацаном и уже тогда имел определенную репутацию на улице. Помню, когда мы проходили медкомиссию в военкомате для получения приписного свидетельства, одна женщина из комиссии сказала про Рамиза: «Легко заполнять его личное дело, родни почти нет». Он рос у своей тетки, а где его родители – я и не знал. Видимо, таких ребят и забирали в первую очередь в Афганистан – некому было их отмазывать. В 1990-е годы ребята, обладающие энергичностью и харизмой, такие как Рамиз, зарабатывали себе легкие деньги. Те, у кого было больше предусмотрительности, сохранили и преумножили эти деньги, став состоятельными бизнесменами. С Рамизом этого не случилось. В положенный срок, в 1980 году, он получил повестку в армию, а в 1981 году погиб в Афганистане, выполняя интернациональный долг. В Махачкале, в парке Афганцев, его имя выбито на памятнике в числе дагестанцев, отдавших жизнь на той войне. Кто-то из учителей или ребят, не помню уже точно, рассказал нам на встрече выпускников, что он попал под обстрел и остался на месте, прикрывая отход двух своих товарищей, казаха и русского. Не знаю, может, эту деталь добавили, чтобы приукрасить рассказ, однако выглядело это символично. Так или нет, но он был парнем, который с детства знал, что такое мужская дружба. Жизнь не предоставила ему возможности узнать другие позитивные ее стороны. Светлая ему память…

Когда я учился в институте, с нами дружил один паренек из Осетии Валера Евлоев. Он тянулся к нам, дагестанцам. Ему нравилось, что мы дружные, что у нас какие-то кавказские обычаи в отношениях проявлялись. Видимо, со стороны это было заметно, я-то ничего особенного в нашем землячестве не видел. Этот Валера был правильным воспитанным парнем, видимо из хорошей семьи, комсомолец, активист, общественник. С удивлением я узнал, что он бросил институт и, оказавшись в армии, попал в ограниченный контингент (так называли тех, кто служил в Афгане). В институт из части пришло благодарственное письмо. Валера был награжден орденом Красного Знамени, к счастью, остался жив. О дальнейшей его судьбе ничего не знаю, но, надеюсь, все у него сложилось хорошо.

Как-то обедал в вокзальном ресторане города, в котором учился в институте. Днем там было абсолютно пустынно. Вдруг подходит какой-то парень и на ломаном русском языке просит разрешения сесть за мой стол. Делать нечего – улыбаюсь, разрешаю. Потом разговорились, познакомились. Даже сейчас помню его имя – Гулям Фарук. Оказался настоящим афганцем по национальности. В те годы он учился в военном инженерном училище в Борисове. Рассказал, что учится в Советском Союзе тайком, по секрету. Кроме отца, никто в семье не знал этого, а знакомым и родственникам они говорили, что он в Германии. Если бы Народно-Демократическая Республика Афганистан не прекратила своего существования, такие как Гулям Фарук, были бы сейчас в правительстве этой республики, но судьба их сложилась иначе. В тот день я отвел его и познакомил со своими земляками, и они мне говорили потом, что Гулям к ним часто заходит, дружит. Что с ним произошло дальше, мне неизвестно. Скорее всего, его постигла судьба беженца. Если он не погиб на родине, то, надеюсь, нашел убежище в России или Европе.

ЭФФЕКТ БАБОЧКИ

Я мог бы вспомнить еще десяток людей, чьи судьбы были изломаны афганскими событиями. Суть в том, что существует так называемый «эффект бабочки». Гибель бабочки в далеком прошлом изменяет мир в очень далеком будущем. Ни один человек, который побывал в роли воина-интернационалиста на афганской земле, не остался таким же, каким был до этой войны. Государство пытается оказывать какую-то помощь ветеранам этой войны, но, конечно, как всегда, этого бывает мало.

Нет Комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *