40578517282

Давайте не будем притворяться и скажем друг другу правду. Убийство четырех человек в ресторане «Гамбит» никого не удивило, но потрясло всех. Потрясло в первую очередь тем, что напомнило: на самом деле мы не так далеко ушли от лихих девяностых. По нашим улицам все еще ходят люди, готовые утопить любую свою проблему в крови. Это нужно знать и понимать, когда оказываешься в публичном месте.

Заур Газиев

Странное место

Трое друзей зашли перекусить и позвали четвертого. Люди воспитанные и непьющие. Четвертый пришел с опозданием и случайно открыл двери не в ту кабинку. Будучи человеком вежливым, он принес свои извинения за беспокойство. В ответ в назидательном тоне услышал, что его прощают, но чтобы он больше так не делал. Тот, кто произнес нравоучение, чувствовал себя хозяином жизни и сказал эту фразу в такой форме, что не воспринять это как вызов было просто невозможно. Позже выяснится: это были люди из охраны Сагида Муртазалиева. После небольшой перепалки вроде разошлись мирно, но один из сидевших в кабинке вызвал подкрепление. Через некоторое время к кафе подъехало четыре автомобиля с вооруженными людьми. И тут понеслось…

Когда старший из муртазалиевских, Мусалав Омаров, со своими людьми вышел на улицу, снова завязалась перепалка. По одной из версий, огонь открыли приехавшие хаджалмахинцы. Первым пострадал Мусалав Омаров. Он упал, и его охранник открыл ответный огонь, но тут же был убит нападавшими. После этого обе стороны начали вести беспорядочную стрельбу, как в ковбойских фильмах. Некоторые источники утверждают, что первым стрелял (и ранил Омарова) некий Расул, который в свое время работал начальником охраны экс-главы УВД Махачкалы Али Ахмедова, своего земляка (они оба из села Хаджалмахи, Левашинского района Дагестана). По мнению очевидцев, Расул был не в себе, а эта перестрелка – далеко не первый подобный случай в его биографии… Узнав о случившемся, глава дагестанского отделения Пенсионного фонда Сагид Муртазалиев выразил соболезнования родным и близким пострадавших 1 мая в перестрелке в Махачкале.

«Деталей я не знаю, так как сейчас не нахожусь в республике. Случился обычный бытовой конфликт. Ребята сидели в кальянной, произошла потасовка. Там были мои близкие. Выражаю соболезнования родным и близким, очень жаль, что все так получилось», – сказал Сагид Муртазалиев. У него накануне родился сын, и случившееся в Махачкале ему уж точно не нужно было. И вообще, сидя в Дубае, как-то не очень хочется вспоминать о Махачкале.

Раненных в перестрелке доставили в Республиканский травматологический центр и тут же выставили охрану на всех этажах. Никто не сомневается, что хаджалмахинская община не оставит тройное убийство своих земляков без возмездия, а фраза «больше так не ошибайся» станет последней из того, что услышат те, кто положил четырех человек. Какие времена – такие и нравы! У четвертого пострадавшего, начальника Левашинского межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела ГИБДД МВД по Дагестану Шамиля Таавова, осталось четверо маленьких детей.

И здесь уже не нужно ни на кого обижаться, но у охранников Сагида Муртузалиева весьма печальная слава. После тройного убийства братьев в Кизляре да еще происшествия в «Гамбите» Сагиду Муртазалиеву очень трудно будет разубедить дагестанцев, что в дагестанском отделении Пенсионного фонда России он устроил приют для убийц и преступников. И в этом плане его инертность на информационном поле служит для него плохую службу. Пикантности этой истории придает еще и то, что Мусалав Омаров – участник знаменитого судебного процесса, по итогам которого был осужден Саид Амиров. Именно Мусалав Омаров, по версии следствия, передал Сагиду Муртузалиеву, что Саид Амиров, по некоторым данным, готовит на него покушение. Вот такая полная событий история. И кто бы мог подумать, что неосторожно сказанное слово будет стоить жизни такому количеству людей! Полагаю, что список жертв не окончателен. А между тем это ведь не война, не идеологическое противостояние, не спор из-за денег – это просто вопрос элементарной вежливости. Если люди в Дагестане готовы убивать друг друга из-за таких вещей, то остается только радоваться, что у нас нет своей армии или, упаси Боже, ядерной кнопки. Расхерячили бы уже весь мир к чертям собачьим!

Тупой, еще тупее…

И в этом самом месте встает вопрос: кого в нашей республике нанимают в охрану? Кто дает разрешение на ношение или хранение оружия? Ведь, как ни крути, вы даете человеку возможность убивать! И человек, когда берет в руки оружие, должен понимать, что это предмет, отнимающий человеческую жизнь. Это проблемы, которые непременно нужно ставить перед обществом. Второй вопрос касается ответственности за тех, кого ты берешь к себе на работу, кому даешь в руки оружие и тем самым даешь возможность убивать! Очень сложная тема. Откуда Сагид Муртазалиев, сидя в Дубае, может знать, что придет в голову человеку, являющемуся его охранником и находящемуся в Махачкале или Кизляре? Бывает, что и от своих детей не знаешь, чего ожидать, что уж говорить о других взрослых людях, с которыми тебя связывает только совместное проведение восьмичасового рабочего дня! Если они что-то натворят, как потом это объяснять или комментировать? А отмолчаться не получится – информационное общество отличается тем, что новости разлетаются мгновенно и их невозможно контролировать. Это уже всем известно: если у вас есть свои информационные ресурсы, то вы можете создавать такие информационные штормы, что ваша жертва и не поймет, кто их запускает. Но, с другой стороны, у Сагида Муртазалиева в Дагестане столько врагов, желающих навредить ему хоть как-то, что ничего удивительного в том, что история с «Гамбитом» была раскачана идеально. Там и к гадалке ходить не нужно: люди, на чье место он настроился, уже наверняка довели ее до самых высоких кабинетов в Кремле, и опция «помощь друга», даже чеченского, уже не поможет. «Гамбит» станет еще одним препятствием к заветному призу – мэрии Махачкалы.

Но сейчас речь даже не об этом, а вообще о классе охранников, которых в Махачкале развелось невероятное количество. Надо сказать, что работать охранником – заветная мечта всех, кто не хотел учиться и не смог себя реализовать ни в чем полезном. Нынешней недообразованной молодежи кажется чуть ли не пределом желаний кататься при каком-то полукриминальном авторитете. Ходить в форме, ездить в машине с крякалкой. Ему западло было учиться и сдавать экзамены; он физически здоров, и у него в голове девственно пусто. Но у него нет таких связей, как у богатых бездельников, чтобы купить должность и просиживать на какой-то шабашной работенке. И вот такому экземпляру выпадает счастье устроиться туда, где он может побыть хоть недолго властелином мира. В результате мы видим кортеж, который мчится по улицам Махачкалы и разбивает зеркала зазевавшихся водителей. При этом главы республики в этом кортеже нет. Маленькие, обиженные жизнью, недалекие люди, вываливают все свои обиды на тех, кто ничем не может им ответить. Этим дебилам и в голову не приходит, что каждое разбитое зеркало – это еще один враг для их шефа. Цена на зеркало может быть разная, но недовольное, оскорбленное, обиженное население обойдется любому правителю несравнимо дороже. Не говоря уже о реакции общества, огромный кусок жизни которого проходит в свободном от цензуры виртуальном пространстве. И здесь можно только выразить сочувствие пресс-службе главы нашей республики и всем тем, кто вкладывался в его имидж. Огромная часть их работы просто пошла прахом!

И опять же вопрос к тем, кто нанимает людей для охраны. Боюсь, что земляческого принципа сегодня будет уже недостаточно. Человек должен иметь хотя бы зачатки аналитического мышления. У человека должно хватить ума не упиваться той маленькой властью, которая появилась вдруг и ненадолго.

Вернусь к вопросу о праве ношения оружия. Если эта процедура не будет поставлена под строжайший контроль, у нас будет много «Гамбитов». Хотелось бы знать имена всех, кто имел отношение к тому, чтобы у участников инцидента вдруг появилось оружие. Люди, которые вручают непонятным субъектам оружие, должны понимать: им это обойдется гораздо дороже тех денег, что они получили за свою услугу – разрешение на его ношение.

И последнее – об уровне напряженности в нашем обществе. Не прошла просто так истерия федеральных каналов, не прошли просто так годы милицейского и бандитского беспредела – все периоды отложились в сознании нашего народа. Ютюб заполнен видеозаписями сцен убийств и насилия в Дагестане. Это проблема. Проблема системная. И решение ее подобно сложным шахматным гамбитам; но, как и в шахматах, количество гамбитов здесь ограничено…