49274511923

О переписывание истории, геноциде армян и правах на Крым

Из крупных событий последних дней больше других выделяется, на наш взгляд, факт одобрения на недавнем сейме Европарламента проекта резолюции по продлению и ужесточению санкций в отношении России…

Багаудин Узунаев

Ратификация этого документа чревата многими негативными последствиями для Евразии, а то и для всего мира… Но сперва о стремительно надвигающемся на нас Дне Победы и попытках «переписывания истории» в дагестанском и мировом масштабах.

Одним росчерком пера

Как известно, Дагестан внес весьма весомый вклад в дело разгрома фашистской Германии, дал Родине не один десяток героев, явил образцы подлинного мужества и стойкости… Этого никто не может отрицать. И этого не «переписать», как выражается верховный главнокомандующий России. Да и что тут перепишешь?! Как зависимый от Советского Союза субъект, Дагестан в лице своих военнослужащих становился в строй, шел туда, куда ему приказывали, и делал то, чего требовали обстоятельства. Однако внутридагестанские разборки по поводу того, кто здесь всех круче и храбрей, все же нашли свое выражение и в этой тематике. Например, кто-то сработал анекдот, как некий вояка-кумык пишет письмо с фронта: мол, отступаем… полным ходом! Если дело и дальше так пойдет, то, Аллах буюрса (Бог даст!), через неделю дома будем…» Вроде бы безобидный такой, безвредный микроукол, но и он сгодится как пятнышко на платье нелюбимого соседа… Но из таких микроуколов складываются и опустошительные набеги на его историческое наследие. Я уже приводил пример, как преподносит Википедия историю Караманской битвы 1605 года: это, мол, был эпизод войны между Казикумухским шамхальством и Русским царством, в котором казикумухцы разгромили русских и на 118 лет отбили у них охоту совать нос в Дагестан… Вот и все. Как говорится, одним росчерком пера: было ваше – стало наше. Это еще один уровень переписывания истории.

Вот еще пример: недавно откровенный идеолог аварского гегемонизма в Дагестане М. Шахбанов/Гапизов выпустил книгу под заголовком, который как минимум ставит в тупик: «Аварский народ и БолмацI: борьба с пантюркизмом за право на существование». Оказывается, аварский народ борется за существование (а мы-то думали, что он тут повелевает всеми)… И с кем же?! С самим пантюркизмом! Да уж, опасный противник у наших братьев-аварцев. Ведь куда ни глянь из нашего Дагестана – везде увидишь тюркский элемент: на севере – татары, башкиры, чуваши и т.д., на юге и вовсе азербайджанцы; на востоке вообще вся Центральная Азия (кроме таджиков), да плюс стомиллионный уйгурский народ; на западе опять же балкарцы, карачаевцы, крымские татары… А на юго-западе – там вообще, как пишут в русских летописях, «чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй» («чудовище тучное, гнусное, огромное, стозевное и лающее»), то бишь Турция, метрополия бывшей Османской империи. (О ней мы еще вспомним). Не говоря уже про Дагестан, где тюркского элемента тоже, хоть отбавляй: кумыки, ногайцы и другие.

Вот в какое окружение попали наши братья-аварцы! Как страшно жить… Ну как тут не затревожиться и не вспомнить про свой болмацI – язык войны и международных отношений. Об этом говорит сам г-н Шахбанов/Гапизов устами исследователя кавказских языков барона П.К. Услара. Аварский язык, утверждает последний в одной из своих работ, «сделался господствующим языком для международных отношений в целом Нагорном Дагестане. К этому присоединяется и характер аварского племени, которое всегда играло первенствующую роль в Дагестане, отвагой и предприимчивостью далеко превосходя соседей…»

В едином строю

Гапизов, насколько я понимаю, призывает всех горцев Дагестана вернуться к этой практике и перейти на болмацI. Зачем? Судя по некоторым признакам, этот господин одержим гигантоманией: сколько я помню его труды, во всех он обнаруживает рвение вывести свой аварский народ на «мировую шахматную доску» (определение Бжезинского), чтобы наряду с другими великими нациями решать судьбы мира. Желание понятное, хотя и в соответствующем контексте. Но хватит ли пороха? Ведь горцев (то есть даргинцев, лакцев, лезгин и т.д.) еще надо убедить в желательности и благотворности для них вновь перейти на болмацI и встать в один строй с аварцами для борьбы с пантюркизмом. Пока что им не удается удержать в этом строю даже андо-цезов, дидойцев и других «авароязычных», которые так и норовят вырваться из него и стать самостоятельными, самобытными народами в семье всех остальных народов Дагестана. Кстати, эти устремления «авароязычных» Гапизов, разумеется, объясняет происками аварофобов: мол, есть некие деструктивные силы, которые исподтишка подначивают эти народы, подогревают у них сепаратистские настроения. (Мысль, что люди просто хотят быть самими собой он, видимо, не допускает…). Логика понятная: все, что отрицает аварский гегемонизм, – это деструктивно и заслуживает осуждения…

Вообще, термин «деструктивный» затаскали уже донельзя. Недавно представители Координационного совета общественных организаций Дагестана принесли в нашу редакцию ответ на оскорбительные, по их мнению, оценки их деятельности небезызвестного советника главы Дагестана, соратника г-на Гапизова г-на Д. Халидова. Последний капитально прошелся по общественникам, но одними нападками на них не ограничился – походя врезал и по тем самым «деструктивным элементам», которые, как он выражается, «присосались» к протестному движению… Присосались… К чему там присасываться, в этом протестном движении? К проблемам, что ли, которые власть им регулярно создает? К бедности? К отсутствию возможностей? К перспективе избиений руками (да и ногами) торпед власти? Как-то нелогично звучит… Зато все становится на свое место, если применить это слово к самому г-ну Халидову. Вот уж кто присосался, так присосался – за уши не оттянешь! К «возможностям» (это его собственное определение!), которые дали ему коридоры власти, куда его запустил нынешний глава Дагестана, так же одного поля ягода, как все уверены, с г-ми Гапизовым и Халидовым.

Турция вспомнила про Крым

Теперь о том событии, которое легко укладывается в контекст всех наших предыдущих рассуждений: о резкой отповеди, данной президентом Турции Эрдоганом президенту России Путину в связи с признанием последним «геноцида» армян в Первую мировую войну. Реакция Турции была быстрой и очень жесткой: «Мы отвергаем и осуждаем определение «геноцид», которое, вопреки всем нашим предупреждениям и обращениям, президент России Владимир Путин дал событиям 1915 года, — цитирует Reuters Эрдогана. — Пусть Путин сначала объяснит действия России в Крыму и на востоке Украины, прежде чем говорить о геноциде армян! С учетом массовых преступлений, ссылок, которые Россия осуществляла на Кавказе, в Средней Азии и в Восточной Европе в прошлом веке, мы полагаем, что она лучше знает, что такое геноцид и какова его правовая формулировка…»

В самом деле, тут глава нашего государства проявил то ли неосторожность. Даже Барак Обама не решился использовать этот термин, заменив его обтекаемым «массовое истребление людей», что устраивает Турцию, которая к тому же считает, что она, не являясь правопреемницей Османской империи, не должна нести ответственность за данное преступление…

Но это политическая составляющая инцидента. Есть и историческая. Нашлись русские ученые, которые деликатно поправили Путина, разъяснив ему, что срок владения территорией Крыма Россией недостаточен, чтобы считать его «исконной русской землей», как он твердит с разных трибун. Впрочем, лучше прибегнуть к цитате: «Что же до формального числа лет владения Крымом, – читаем в материале доктора исторических наук Андрея Зубова, – то Османская империя владела Крымом три века, а Российская – 134 года. РСФСР, продолжателем которой объявила себя РФ, владела Крымом с 1920 по 1954 год, 34 года, а Украинская ССР и нынешняя Украина – 60 лет (с 1954 по 2014 год)…»

Геноцид от Советов

Говоря о Крыме, невозможно умолчать о событиях, которые, по-видимому, и имел в виду Эрдоган, указывая на правовой и практический опыт России в делах геноцида. «В Крыму во все времена шло ползучее истребление коренного населения… Но при советской власти преступления против крымско-татарского и всех иных народов полуострова, включая русских, выросло в разы, – продолжает историк. – Захватив в ноябре 1920 года Крым, большевики устроили резню не ушедших с генералом Врангелем белогвардейцев и сочувствовавших белым гражданских лиц. Тогда погибло около 60 000 человек. Спровоцированный большевиками голод 1921-1922 годов стоил жизни еще 80 000 человек, в значительной части – крымских татар. Коллективизация привела к гибели и насильственной депортации еще нескольких десятков тысяч людей всех национальностей. В августе 1941 года из Крыма было насильственно выселено 63 000 немцев, в январе-феврале 1942 года – 700 итальянцев, отдаленных потомков средневековых генуэзцев. В мае-августе 1944 года из Крыма были выселены все крымские татары (191 000), греки (15 040), болгары (12 242), армяне (9600), турки и персы (3650). Многие погибли в пути и умерли из-за тяжелых условий жизни на новом месте. Население Крыма сократилось в 3 раза. В 1939 году на полуострове жило 1,126 млн. человек, а в сентябре 1944 года – 379 000.

Потом Крым стал снова заселяться. В опустевшие дома вселяли ветеранов войны, демобилизовавшихся офицеров Советской армии, НКВД, политработников. Состав населения Крыма драматически изменился. Все его этнические группы, сложившиеся исторически, исчезли. Только в 1980-е началось возвращение выживших изгнанников, их детей и внуков. Но их земли и дома были заселены другими людьми. Между заселенцами и возвращенцами возникали жестокие конфликты. И вот теперь – «Крым наш». Из-за него идет война в Украине, а Россия стремительно превращается в страну-изгоя. Есть ли выход? Да: отказ от претензий на владение этой землей и возвращения к воле людей, живущих здесь, которая и должна определять ее судьбу».

Теперь я вновь возвращаюсь к документу, с которого начал эту статью, – к резолюции Европарламента от 5 мая т.г. В ней – вопреки всем надеждам и ожиданиям – выставлены для отмены санкций такие условия, на которые Путин никогда не пойдет. «… депутаты Европарламента подчеркнули, – гласит резолюция, – что движение в этом направлении может быть возможным только после того, как Москва полностью и безоговорочно реализует соглашение о прекращении огня и вернет Крым Украине…»

Как видим, «трусливая» Европа заговорила с Путиным более твердым языком… Что этому способствовало? Может быть, жесткие заявления Эрдогана? Ведь, если кто и может предъявлять сегодня права на Крым, то это Турция. И в Европе об этом прекрасно знают.

 

Коллаж: Европарламент… Эрдоган… Путин в Армении, на годовщине геноцида армян… толпы турок, протестующих… эпизоды из Первой мировой войны…