155208910255

Итог жизни нашей страны за последние четверть века печален: развал – схождение, причем деструктивное. Наследство Британской империи заключается в том, что как сырьевые придатки ее бывшие колонии прекратили свои функции. Британия осталась на своих островах. Правда, ее влияние на бывших вассалов осталось довольно сильным. Российская империя строилась на других принципах: она никогда не «раздевала» завоеванные ею территории. Зачем она их завоевывала, остается непонятным. Попробуем в этом разобраться.

Теймур Абдуллаев

ИМПЕРИЯ

Факт остается фактом – в августе 1991 года политическое образование под названием СССР прекратило свое существование. Еще несколько месяцев СССР просуществовал номинально. 8 декабря 1991 года главы России, Белоруссии и Украины подписали соглашение о роспуске СССР и создании СНГ втайне от Горбачева. Потом и СНГ тихо сошел на нет. Как сказал Олег Филимонов, участник команды КВН Одессы, «не хочут они эссен Г (essen G – типа кушать г…).

СССР при всех своих недостатках имел один плюс. У него было консолидирующее начало, объединяющая национальная идея, которую мы ищем уже лет 30 для остатков нашей империи и не можем найти. Идея СССР не была нова и выражалась фразой: «Справедливость – для всех». Для бедных и больных, богатых, умных, сирых и убогих. Каждому – по потребностям, от каждого – по способностям.

Российскую империю собирали по кусочкам. Иван Грозный присоединил Казань и Булгары, Тимофей Ермак начал присоединять Сибирь, Семен Дежнев – север и северо-восток материка. При этом такого понятия, как сырьевые ресурсы, тогда еще не существовало. Империя создавалась как межнациональная общность, которая базировалась на таких понятиях, как монархия, православие, соборность (разновидность демократического устройства общества входящих в нее народов). Причем понятие «православие» не заключало в себе поглощения и насильственного охристианивания народов, входящих в империю. Мы, дагестанцы, знаем это по своему опыту. После окончания Кавказской войны Россия не ставила для себя невозможной цели – изменения нашей конфессиональной принадлежности. Максимум, что позволил себе официальный Петербург, – это установление единой формы юстиции на вновь присоединенных территориях.

ЕВРАЗИЙСТВО

В начале 20 века в среде интеллектуальной элиты сложилась концепция евразийства. Ее постулаты базировались на так называемой положительной комплементарности народов, населяющих территорию от Восточной Европы до Камчатки. То есть взаимной приязни, эмпатии. Русские, буряты, татары, якуты и тюркоязычные народы относились друг к другу без какой-либо неприязни.

Такие ученые, как князь Николай Сергеевич Трубецкой, Петр Николаевич Савицкий, Георгий Владимирович Вернадский (сын академика Владимира Ивановича Вернадского, создателя теории о ноосфере), обрисовали концепцию евразийства. Согласно ей, народы, населяющие территорию, находящуюся восточней нулевой изотермы января (то есть границы, отделяющей Западную Европу от Восточной) и доходящей до Охотского моря, являют собой единую целостную суперэтническую общность, которая на сегодняшний исторический момент не имеет противоречий между народами, населяющими эту территорию.

Лев Николаевич Гумилев, один из авторов концепции евразийства, писал: «Лично мне тесные контакты с казахами, татарами, узбеками показали, что дружить с этими народами просто. Надо лишь быть с ними искренними, доброжелательными и уважать своеобразие их обычаев. Ведь сами они свой стиль поведения никому не навязывают».

Все упомянутые выше ученые утверждали одну идею: народы, населяющие Евразию, ближе друг к другу ментально, нежели другие, населяющие окружающие земли. Китай для нас никогда не сможет стать настолько близким, насколько близки другие евразийские народы – Индия, Афроазия (Африка, северней Сахары, Иран и некоторые другие территории), Западная Европа – тоже. Почему-то именно католицизм оказался для православных более чуждым, нежели ислам, который исповедуют на Кавказе, в Поволжье и Центральной Азии. Китай и Индия с их буддизмом тоже являются культурами, которые евразийцы принять не могут.

У Л.Н. Гумилева есть мысли, которые я готов оспорить, но есть и те, с которыми я безоговорочно согласен. В его теории пассионарности бесспорны моменты, в которых говорится, что каждый этнос имеет свой возраст, как и отдельный человек. И глупо ожидать от пожилого человека тех же действий, которых можно ждать от молодого. Как он образно говорил, пожилой человек не захочет приключений с молодыми девицами, путешествуя с ними на байдарках по горной реке. Так же и с народами. Более взрослые в хронологическом отношении народы не будут вести завоевательных войн. Их пассионарность, энергия уже находится на исходе. Евразию населяют как раз этносы с самым разным возрастом существования. Тем не менее их связывает друг с другом определенное родство, сходство в ментальности. Гумилев объясняет это сходными условиями жизни, так называемыми «вмещающими ландшафтами». В этом есть определенная правда, но как тогда мы можем объяснить взаимную эмпатию кавказцев и насельников центральных российских регионов? Мне лично русские в качестве сограждан более симпатичны, нежели азербайджанцы, иранцы или турки, хотя с последними меня связывает конфессиональная общность.

Традиционные историографы расценивают Куликовскую битву как столкновение русских с басурманами, хотя это абсолютная неправда. На стороне Дмитрия Донского выступал хан Тохтамыш, чингизид по происхождению, а хан Мамай, их противник, заключил военный союз с литовским князем, естественно христианином (не помню, как его звали). Этот князь, в силу обстоятельств, на несколько дней опоздал к началу битвы, исход которой в этом случае мог бы быть иным. И через несколько лет этот самый Мамай был убит в Крыму каким-то из своих прежних врагов.

Ученые, сторонники евразийской концепции, считали, что самое главное – не попасть к немцам на галеры (немцы, в данном случае собирательный образ всех германо-романцев, всей Западной Европы). Князь Трубецкой говорил еще: «Надо искать не столько врагов – их и так много, а надо искать друзей, это самая главная ценность в жизни. И союзников надо нам искать искренних. Так вот, тюрки и монголы могут быть искренними друзьями, а англичане, французы и немцы, я убежден, могут быть только хитроумными эксплуататорами».

В этом плане союз с казахами, киргизами и узбеками может оказаться плодотворным во всех смыслах. То, что наш ВВП сейчас, в сегодняшней политической ситуации, обратил внимание на евразийских соседей, мне кажется очень правильным. Как правильным будет и осторожное, очень осторожное, сотрудничество с таким потенциально агрессивным и опасным соседом, как Китай.

МОНОЦЕНТРИЗМ

Есть такое ложное понятие, как «европоцентризм». Под это понятие подпадают и США. То есть они как бы считаются центрами мира. Все, что в них происходит, – правильно и достойно повторения и тиражирования, а в остальных частях мира – нет. Надо как бы копировать всем остальным то, что делают европейцы. Европа, точнее Британия, была неофициальным центром мира до Второй мировой войны. После разгрома нацистов и Гитлера мировым лидером стали США. Они до сих пор держат поводья власти в своих руках. Но США – это калиф на час, если посчитать часом 60-80 лет. А в масштабах человеческой истории 100 лет – это мгновение. И время это скоро покажет.

Евразийцы, в основном ученые российского происхождения, занимавшие в свое время лучшие кафедры старинных европейских университетов, утверждали, что не может быть одного центра в мире, культурного, экономического или политического. Это ошибка, за которую сторонники моноцентризма будут платить глубоким разочарованием. Западный мир – центр, это бесспорно; Китай – центр, это бесспорно; Иерусалим – центр, это бесспорно; Москва, Алматы, Бишкек – центры, это бесспорно. Улан-Батор – центр, хотя и бывший, определивший на столетия ход истории на крупнейшем материке цивилизованного мира тех лет, и это тоже бесспорно.

Чингисхан в свое время сцементировал наш материк своими завоеваниями. Они не были деструктивными, разрушающими. Он дал всем народам свой закон, который назвал Яса. В нем главное место занимали статьи о взаимопомощи в походе и битве и запрещении обмана доверившегося. Нарушившего их казнили, а сохранившего верность своему хану, противнику Чингиза, щадили и принимали в свое войско. Хорошим считались верность и храбрость, а плохим – трусость и предательство. Если вы помните, похожие обычаи были и в войсках древних римлян. Там был обычай «децимации». Если кто-то струсил в бою и, бросив оружие, бежал с поля битвы, то казни подвергались десять его соратников, взвод.

ВЕРНУТЬ СЕБЯ

Все вышесказанное я привел для того, чтобы объяснить тот факт, что наша сегодняшняя судьба лежит внутри нашей территории. Те из нас, кто получил здесь достойное образование и сбежал на Запад в поисках дешевого батона колбасы, сделали свой выбор. Ветер им в спину, как говорится. Территория бывшей Российской империи огромна и богата невероятно. Ее надо осваивать. Когда произносят слово «импортозамещение», мне хочется отвернуться от оратора. 15 лет назад, к примеру Когалым, в Западной Сибири, был одним из самых быстрорастущих городов страны, а цены на жилье в нем приближались к московским. Мы должны превратить всю Евразию в Когалым, в этом нет ничего сложного, нужна просто политическая воля официального Кремля. Петр Аркадьевич Столыпин, последний премьер-министр и последний крупный реформатор Российской империи, занимался освоением Сибири и переселением туда энергичных и деловых крестьян. Этот опыт нужно продолжать, потому что преступно не использовать земли, пригодные для сельскохозяйственных целей. Преступно не развивать промышленный потенциал территории, которая способна быть единым промышленным поясом, подобным уральскому. Это вам любой даргинец скажет!

На мой взгляд, лучшая объединяющая общенациональная идея заключается именно в укреплении концепции евразийства.