10844822244

Недавно выставленный на сайте Дагстата доклад об итогах социально-экономического развития нашей республики в I полугодии 2015 года содержит таблицы средних зарплат в различных отраслях экономики и социальной сферы, а также данные о миграции дагестанцев. Анализ представленных цифр позволяет приблизиться к пониманию того, какой капитализм у нас получился спустя 25 лет с начала его строительства.

Эдуард Уразаев

Финансистам – 41,7 тыс. рублей, а текстильщикам и швеям – 1,8

В докладе Дагстата сообщается, что среднемесячная начисленная заработная плата в мае 2015 года составила 19,0 тыс. рублей и увеличилась по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 5,4 %, а в среднем за январь-май 2015 года – 18,1 тысячи и увеличилась на 3,9 %.

Вроде обнадёживающие данные, но на конец года 2014 года она составляла 19,3 тыс. рублей, а если учесть инфляцию, только по официальным данным, за 2014 год в 11,3 % и за 5 месяцев 2015 года около 8 %, то получается грустная картина.

Но в этой средней «температуре по больнице» можно обнаружить «палаты» с разной «температурой». Это видно из большой таблицы данных о среднемесячной начисленной заработной плате (без выплат социального характера) по видам экономической деятельности, которую разместить в газете затруднительно, но прокомментировать можно.

За январь-май 2015 года самую большую зарплату получили работники, занятые в таком виде, как «финансовая деятельность», – 41,7 тыс. рублей. В эту категорию входят сотрудники государственных и коммерческих банков. У них высокие зарплаты по всей стране, да и, наверное, в большинстве зарубежных стран.

На втором месте идёт сгруппированный вид деятельности «государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование» – 35,7 тыс. рублей. Сюда включены военнослужащие, которым недавно существенно повысили зарплаты, чиновники госорганов и сотрудники страховых фондов.

На третье место по уровню зарплат в Дагестане вышли работники, занятые в виде «производство, передача и распределение электроэнергии», – 27,5 тыс. рублей. Они работают на электростанциях, трансформаторных подстанциях, обслуживают электросети.

Четвёртое место занимают те, кто работает в сфере «научные исследования и разработки», – 25,5 тыс. рублей. Это прежде всего сотрудники институтов ДНЦ РАН, которым года три назад установили относительно высокую зарплату.

Немного уступили учёным, получающим зарплату из Москвы, работники сферы «производство кокса и нефтепродуктов» – 23,9 тыс. рублей. Кокс к Дагестану вряд ли имеет отношение, поэтому речь идёт о работниках и специалистах нефтеперерабатывающих заводов. При этом они обошли своих поставщиков, занятых в отрасли «добыча топливно-энергетических полезных ископаемых», у которых средняя начисленная зарплата за первые 5 месяцев 2015 года составила 20,5 тыс. рублей.

На почётном шестом месте оказался вид «транспорт и связь» – 20,6 тыс. рублей. Причём зарплата связистов, указанная отдельно, равнялась 14,9 тыс. рублей, что означает более высокую зарплату у транспортников.

И, наконец, последний вид экономической деятельности, в котором зарплата работников превышала среднюю по республике (18,1 тыс. рублей), – это «деятельность в области здравоохранения» – 18,8 тысячи.

У работников всех остальных отраслей и видов деятельности средняя зарплата за 5 месяцев 2015 года была ниже среднереспубликанской. Наиболее близка к ней она была у работников, занятых в виде «операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг», – 16,7 тыс. руб. (92,1 % от среднереспубликанской).

Недотянули зарплату и в сфере «образование» – 14,8 тыс. рублей (81,8 % от среднереспубликанской), хотя обязаны были это сделать в соответствии с майскими (2012 года) указами президента России.

В ряде отраслей средние зарплаты оказались ниже МРОТ (минимальный размер оплаты труда), составлявший примерно 6 тыс. рублей. Так, по виду деятельности «сельское хозяйство, охота и предоставление услуг в этих областях» работники получали по 5,8 тыс. рублей.

Зарплата в широко распространённой в Дагестане «розничной торговле», по статистике, была чуть более 7 тыс. рублей.

Но «рекордсменом» стала деятельность «текстильное и швейное производство», где средняя зарплата за январь-май 2015 года составляла лишь 1,8 тыс. рублей! Трудно поверить, что люди работают за такую зарплату, хотя социологи говорят, что граждане России готовы получать мало, лишь бы быть при деле или в коллективе.

Власти Дагестана с 2007 года неоднократно начинали кампании по борьбе с так называемыми зарплатами в конвертах, однако добились лишь относительных успехов.

В то же время дисбалансы и разрывы в зарплатах между отраслями и видами экономической деятельностью обусловлены сложившимися в стране финансовой, налоговой, бюджетной и экономической системами, и для Дагестана они выступают объективными факторами. Население республики приспосабливается с помощью методов теневой или серой экономики, но, судя по последним неутешительным прогнозам социально-экономического развития и о будущих бюджетах страны и региона, рассчитывать на хотя бы номинальное повышение зарплат не приходится. Выход большинство населения находит в экономии своих расходов, но сколь долго это ухудшение ситуации будет продолжаться и насколько оно будет глубоким? И у всех ли хватит терпения? Уверенных ответов на эти вопросы пока нет.

В штате лишь 1 из 10 жителей

Недавно президент ДГУНХ, профессор-экономист Гамид Бучаев, выступая на одном из совещаний, с удивлением и возмущением говорил о том, что в Дагестане в правовом поле работают лишь около 300 тысяч жителей при населении в 3 млн. человек. Точнее об этом сообщил Дагстат. По данным ведомства, в январе-мае 2015 года численность штатных работников организаций (без учета совместителей), не относящихся к субъектам малого предпринимательства, средняя численность работников которых превышает 15 человек, составила 291,5 тыс. человек. На условиях совместительства и по договорам гражданско-правового характера для работы в этих организациях привлекалось ещё 7,3 тыс. человек (в эквиваленте полной занятости). В сумме – 298,8 тысяч.

В то же время, как показали итоги обследования населения по проблемам занятости, проведённого Росстатом и Дагстатом, численность экономически активного населения в июне 2015 года составила, 1 296,5 тыс. человек. Из них 1 165,2 тыс. человек, или 89,9 % экономически активного населения, были заняты в экономике, а остальные 131,2 тыс. человек (10,1 %) не имели занятия, но активно его искали, что в соответствии с методологией Международной организации труда (МОТ) означает включение их в категорию безработных.

Понятно, что Бучаев исходит из того, что штатные работники являются надёжными налогоплательщиками, а остальные под вопросом. И получается, что лишь 300 тысяч кормят трёхмиллионное население республики.

С другой стороны, из этих же данных следует, что лишь 23,1 % от экономически активного населения имеют постоянную работу, основанную на договорах гражданско-правового характера, а остальные – в неустойчивом экономическом и непрозрачном правовом полях.

Между тем до 2013 года Дагстат много лет сообщал о снижении в Дагестане безработицы по методике МОТ и уменьшении количества граждан, состоящих на учёте в службе занятости. Но в 2014-2015 гг. численность первых стабилизировалась в пределах 130-140 тысяч человек, а доля в экономически активном населении – 9,9-10,9 %. Численность же состоящих на учёте в службе занятости теперь колеблется в пределах 26,6-29,0 тыс. человек, а доля в экономически активном населении – 2,1 %.

Однако результаты этого обследования по Дагестану, как и по другим республикам СКФО, вызывают серьёзные сомнения, например, у профессора МГУ, специалиста по экономической географии Натальи Зубаревич. В частности, то, что данные по безработице в Дагестане приблизились к показателям некоторых областей центральной части России. По её мнению, высказанному на интернет-портале «Кавполит», представленные показатели недостоверны, так как, во-первых, «теневую экономику в принципе измерить очень сложно», во-вторых, «все обследования Росстата выборочны, выборка в этих республиках небольшая», что не обеспечивает должной точности измерений. Напомню также, что сомнения в достоверности многих статданных высказывали и дагестанские эксперты.

Тем не менее статистика позволяет выявить новые тенденции в различных сферах и в данном случае – оценить масштабы и некоторые важные характеристики образовавшегося в нашем регионе капитализма.

Почему отток увеличился?

Материальные и духовные условия проживания людей во многом определяют желание и конкретные шаги по вопросу смены места жительства. В конце 2000-х годов Дагестан стал регионом с большим оттоком населения. А в 2012-2013 годах разница между прибывшими и убывшими (сальдо миграции) подскочила до 20-22 тысячи человек со знаком « – » за один год. В пересчёте сальдо на 10 тыс. человек населения региона получалось, что Дагестан стал регионом с повышенным оттоком населения. Однако статданные по миграции населения за 2014-2015 годы, представленные в таблице, показывают, что уровень оттока колеблется, но уже вокруг среднего относительно других уровня.

Так, за 5 месяцев 2015 года сальдо миграции несколько выше данных за аналогичный период 2014 года. Если темпы сохранятся в течение остальных месяцев, то годовое сальдо может составить порядка 15 тыс. человек.

Из таблицы также видно, что дагестанцы в основном уезжают в другие регионы России, а за рубеж эмиграция направлена в страны СНГ. Из других исследований известно, что большинство стараются переехать в Москву, Санкт-Петербург, Московскую область и Ставропольский край. В другие регионы чаще едут на заработки и потом возвращаются.

Можно с высокой вероятностью предполагать, что отток населения из Дагестана в ближайшие годы будет усиливаться. Что имеет свои позитивные и негативные стороны. Но о них в другой раз.

 

общие итоги Миграции по РД

 

Январь-май 2015 года

Справочно

январь-май 2014 года

человек

на 10 тыс.
человек населения

человек

на 10 тыс.
человек населения

Миграция — всего

 

 

 

 

Прибывшие

16348

132,0

17050

138,8

Выбывшие

22572

182,2

22413

182,5

миграционный прирост (+), снижение (-)

-6224

-50,2

-5363

-43,7

в том числе: в пределах России

 

 

 

 

Прибывшие

15998

129,1

16723

136,1

Выбывшие

22519

181,8

22371

182,1

миграционный прирост (+), снижение (-)

-6521

-52,7

-5648

-46,0

международная миграция

 

 

 

 

Прибывшие

350

2,8

327

2,7

Выбывшие

53

0,4

42

0,4

миграционный прирост (+), снижение (-)

297

2,4

285

2,3

в том числе: с государствами-участниками СНГ

 

 

 

 

Прибывшие

325

2,6

308

2,5

Выбывшие

39

0,3

30

0,3

миграционный прирост (+), снижение (-)

286

2,3

278

2,2

со странами дальнего зарубежья

 

 

 

 

Прибывшие

25

0,2

19

0,2

Выбывшие

14

0,1

12

0,1

миграционный прирост (+), снижение (-)

11

0,1

7

0,1

 

Республиканская власть все-таки добилась отставки Яралиева

Последние недели в Дагестане ознаменовались рядом громких задержаний. Таких громких, что дух захватывает. Если бы пару лет назад кто-то сказал, что такое возможно, то никто бы не поверил. Имена задержанных в плане родовитости составляли, как бы выразился покойный Магомед Хачилаев, «генофонд» Страны гор…

Багаудин Узунаев

И вот стало известно, что наш «генофонд» понес новые потери: выдавлен в отставку бывший прокурор Дагестана и бывший теперь уже мэр Дербента Имам Яралиев. Как поэту мне больше всего нравится в этом человеке его отчество – Муза… мудинович… Как служитель муз я не могу остаться равнодушным к его носителю. Как журналист ценю его принципиальность и твердость в отстаивании интересов своего маленького, но гордого народа…

Огласите весь список!

Конечно, к оценке Магомеда Хачилаева можно относиться по-разному, однако вспоминать о нем время от времени приходится. Тем более что фигуры, которые ветром вертолетных лопастей смело с политического олимпа Дагестана, действительно знаковые. Судите сами: Даниял Шихсаидов – отпрыск рода, который лакомился филейными частями власти еще с советских времен, – известен склонностью к рукоприкладству, в чем идет по стопам отца (посмотрим, что еще вменят последнему, это может произойти в любую минуту…); Сагид Муртазалиев – борец, – этим все сказано… Можно добавить, что в свое время, защищая свои честь и достоинство, прикончил в одном из московских ресторанов некоего чеченца, что не помешало ему стать другом чеченца номер один современности Рамзана Кадырова!.. по завершении спортивной карьеры влился в ряды своих коллег по цеху, заполнивших коридоры дагестанской власти; Андрей Виноградов – креатура этого борца; человек с глазами агнца, он подозревается, цитирую, «в финансировании бандгрупп, создании преступного сообщества, а также в причастности к убийствам» (это его охранники в недавнем прошлом разом оборвали пять молодых жизней…); Багаутдин Аджаматов – родственник знаменитого кумыкского поэта Аткая, автор легковесной монографии о Султан-Муте, который занятия историографией, как подозревают следственные органы, удачно совмещал с реализацией разветвленных коррупционных схем… Задержание этих лиц может служить и знаком того, что процесс будет продолжен, ведь список нашего «генофонда» обширней и не исчерпывается этими фигурами…

Век воли не видать?

Вот мы бегло коснулись жертв второй волны задержаний. Помнится, совсем недавно была и первая. Ее ударом смыло фигуру вообще всероссийского, если не «мирового» масштаба, – Саида Амирова (я имею в виду слухи о его тесных связях с масонскими ложами); бок о бок с ним сегодня на скамье подсудимых сидит целый ряд лиц, коими Дагестан также недавно гордился и похвалялся. Об их делах написано много, но я хотел бы обратить ваше внимание на один довод, вновь и вновь озвучиваемый Саидом Амировым перед судом. Видно, он кажется ему неопровержимым аргументом в пользу его невиновности: «На меня было 15 покушений, – эмоционально повторяет каждый раз бывший мэр, – и теперь я оказался террорист!» Почему я на этом акцентирую внимание?! Сфера мотиваций преступлений, самоличных признаний и оправданий – одна из интереснейших в юриспруденции. Случаи, когда преступник сразу же признал бы свою вину, в ней крайне редки. Мне известен один такой, и тот весьма курьезный. Речь идет о деле «Об ожерелье» для Марии-Антуанетты. Дело это длинное и запутанное. Приведу лишь финал. «Все участники интриги, вернее те из них, которых удалось поймать, – пишет автор, –