9974975285

Есть тексты или видеоматериалы, целью которых является попытка анализа окружающей действительности. Авторы их пропускают информацию через себя и выдают попытку прогноза или объяснения ситуации. На этом поле действуют такие «зубры», как Яков Кедми или Степан Демура, например. Они, кстати, находятся по разные стороны баррикад. Другое дело, что эти попытки прогнозов почти никогда не сбываются… Я же сегодня хочу вам рассказать об одном явлении прошлых лет, о котором я узнал из сторонних источников. Тут никакого анализа нет, просто рассказ о разных людях в одном регионе одной страны.

Теймур Абдуллаев

Гражданское общество – это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся некоммерчески направленных ассоциаций и организаций, не зависящая от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти и бизнеса. Гражданское общество выступает как фильтр требований и поддержки общества к политической системе (Википедия).

Есть оно где-нибудь, это гражданское общество? Есть, причем во многих странах. Это развитые страны в основном христианской цивилизации. Государственное устройство этих стран зиждется на древнеримском праве, системе, подразумевающей, что государство есть результат установленной договоренности между гражданами государства в целях решения всех правовых вопросов согласно заранее принятым общим правилам. Этот принцип лежит в основе любой республики, которая сегодня является самой распространенной формой власти.

Все мы люди, все мы человеки. Даже такая прогрессивная система государственного и судебного устройства, как римская, зачастую дает сбои. Попадаются коррумпированные властители и продажные судьи. В странах, где гражданское общество неразвито, таких властителей терпят годами и десятилетиями. Иное дело там, где каждый гражданин обладает высоким достоинством и не готов терпеть у власти предателей своих интересов. Эти граждане не хотят отдавать годы своей единственной и неповторимой жизни серому безвременью. Они не хотят терпеть несправедливость. Как они борются с ней?

КОМИТЕТ БДИТЕЛЬНОСТИ

Вигиланты (от слова бдительность) – это люди, целью которых является преследование лиц, обвиняемых в преступлениях и не получивших заслуженного наказания. Вигилантами называли себя люди, добровольно бравшие на себя защиту закона и порядка в тех случаях, когда официальные власти бездействовали или были коррумпированы. При этом они вершили самосуд. Иногда вигилантами становились одиночки. Типичный пример вигиланта – Робин Гуд, который со временем, правда, обзавелся собственным отрядом.

Комитетом бдительности назвали народный орган, вершивший самосуд в Калифорнии в середине 19 века во времена золотой лихорадки. Старательство – это такое заманчивое занятие, которое привлекало многих в те годы. Если ты землекоп в штате Юта, то ты можешь изо дня в день махать мотыгой и лопатой, но все, что ты заработаешь, – это артрозы суставов и боли в пояснице. Иное дело, если ты застолбил золотоносный участок; тогда, в случае удачи, поработав от души год или два, ты можешь скопить целое состояние и никогда больше не работать, обеспечив безбедное существование себе и даже своим детям. Великая американская мечта.

Когда разразилась золотая лихорадка, в Калифорнию собрались люди со всей Америки – авантюристы, преступники, кокотки и, конечно же, труженики, мечтавшие о лучшей участи для своих семей. В этой пестрой компании царили суровые нравы, преступность росла, официальная власть с криминалом не справлялась. Центром калифорнийской золотоносной провинции был Сан-Франциско. Население избрало органы самоуправления из своих выдвиженцев. Всего за восемь месяцев эти органы успели полностью разложиться. Многие посты были захвачены бандитами и бывшими каторжанами. Чиновники назначали себе все более высокое жалование, разворовывали казну штата Калифорния, тратя безотчетно крупные суммы денег. Полиция была почти сплошь подкуплена криминалом. Каждую ночь кого-то грабили, убивали. Как у нас в стране в 90-е годы.

Правда, американцы отказались терпеть это безобразие в отличие от нас. Зимой 1851 года пять тысяч жителей Сан-Франциско собрались на центральной площади. «Мэр, палач и законы – это мы», – скандировали они. Народ выбрал первый комитет бдительности в количестве 14 человек. Они избрали присяжных (как видим, все производили в рамках правовой процедуры) и судили двух человек, которых обвиняли в грабеже. Одного повесили, другого освободили. Это было начало конца Дикого Запада, того Дикого Запада, о подвигах ковбоев и ганфайтеров которого мы посмотрели столько вестернов.

Через два дня после этого законный, официальный и коррумпированный судья округа потребовал предать суду 9 человек, членов комитета, которые непосредственно участвовали в этом самосуде. Тогда комитет опубликовал список из 180 человек, подписавших устав вигилантов. Суд не мог, да и не пытался арестовать 180 уважаемых граждан. Число вигилантов выросло до 700 человек. Они арестовали 90 человек, обвинявшихся в грабежах и убийствах, и судили их судом собственноручно избранных присяжных. Троих повесили, одного выпороли, пятнадцать выслали и сорок человек освободили. Как видим, они не увлекались кровожадностью. Почти половина арестованных была оправдана, видимо за недостаточностью улик.

Далее комитет выбрал честных людей на посты мэра, прокурора и судебного исполнителя. После этого они приняли решение о самороспуске. На несколько лет страха, которого они нагнали на преступников, хватило, но в 1856 году после нескольких хладнокровных убийств жители снова созвали комитет бдительности. Бывший каторжанин, а в тот, 1856 год, попечитель школ графства (!) застрелил редактора газеты, написавшего о его преступном прошлом, а потом укрылся в полицейском участке, который «крышевали» его друзья. В тот же день произошло другое убийство. Был застрелен безоружный человек на глазах у прохожих, а официальный суд присяжных, выслушав адвоката, счел, что это была самозащита. Президентом вновь созданного комитета стал некий Уильям Колмен. Восемь тысяч человек записались во вновь созданный комитет; каждый из них дал клятву подчиняться распоряжениям комитета. Их разбили по ротам, по 100 человек, выбрали командиров, образовали кассу для приобретения ружей и пороха. Это была уже внушительная армия, имеющая даже несколько пушек. Штаб их назвали «Форт рогожных мешков».

Армия вигилантов отправилась к городской тюрьме и потребовала выдать им обоих убийц, что и было сделано. Народ выбрал 12 присяжных из вигилантов. Убийцам было позволено выбрать адвоката из числа вигилантов. Оба были осуждены и повешены. В последующие дни, недели и месяцы происходила своеобразная «зачистка» города от преступников. Повесили 10 убийц, были высланы из штата жулики и комбинаторы. Сам президент США, Пирс, косвенно одобрил действия вигилантов, не позволив их распустить приказом сверху. Движение вигилантов распространилось по всем Соединенным Штатам.

По своей сути движение вигилантов находится за гранью закона, и очень часто подобные организации творят настоящие преступления. Вигилантами можно назвать и такие организации, как «Ку-клукс-клан», «Эскадроны смерти» в Центральной Америке, африканскую «Парни Бакасси» и «Ирландскую республиканскую армию».

Но комитет бдительности, существовавший в Сан-Франциско, о котором я рассказал, стоит в этом ряду отдельно. С расстояния в полтораста лет эта история, утратившая аберрацию приближения, выглядит как единственно верный вариант развития событий в те времена и в том месте.

РОССИЙСКИЕ ВИГИЛАНТЫ

Россия всегда была неудобной страной для развития гражданского общества. Свободных в своем волеизъявлении людей у нас всегда не хватало. Огромные расстояния. Крайняя разобщённость людей. Обычаи и традиции, заменяющие законы, сделали нашу страну такой, какой мы её знаем. Петр I, обучаясь в Голландии ремеслу корабельного плотника, жил в семье одного из мастеров. Общение у них было почти равноправным. В своей стране он никогда не позволял простолюдину быть равным себе. Традиция эта сохранилась и в наши дни. Мы бессловесны и терпеливы перед произволом властей. Кого можно причислить к вигилантам в нашей истории? Разина, Пугачева, литературного персонажа Дубровского? Конец у них был предсказуем и печален. Государственная машина их в конце концов перемалывала.

В наши дни вигилантами можно назвать участников чисто московского движения «Стопхам», которые борются с нерадивыми автолюбителями и которых можно уподобить этаким современным «тимуровцам» на дорогах, помогающих сотрудникам ГИБДД. Снимают, правда, фильмы о вигилантах – такие как «Ворошиловский стрелок». Бледно и неубедительно.

Сегодня ходят стойкие слухи о повышении пенсионного возраста для граждан. Народ безмолвствует. Народ не верит в свою силу, значит, нет у него той силы, которая была у жителей Сан-Франциско еще в середине 19 века.

В Дагестане народ чуточку активней. Я помню два жутких случая изнасилования и убийства детей, за которые виновных казнили, а родственников изгнали. В Южном Дагестане и Буйнакске. Случаи, о которых тяжело вспоминать и думать. Сегодня подобная история всплыла в селении Кубачи. По информации из Интернета, общественность селения взбудоражена и настаивает на выселении преступников и их родственников. Кубачи – селение ремесленников и художников. Они никогда не отличались кровожадностью, во всяком случае, я не помню ни одного факта, в котором бы фигурировал кубачинец-маргинал. То, что они не отнеслись безучастно к этому преступлению, уже свидетельствует об их гражданской активности.

Позитивное явление вигиланты или негативное? В условиях, когда официальная власть бездействует, скорее всего, позитивное. Но власть для того и облечена особыми полномочиями, чтобы не доходило до судов Линча. Я лично хочу, чтобы власть всегда справлялась со своими обязанностями, хочу, чтобы никому не пришлось пережить того черного дня, когда придется творить правосудие своими руками.

 

Подпись под фото: Лозунг говорит сам за себя