7125624517

Победителей не судят. Историю пишут победители. Такая вот забавная отрасль человеческого знания эта история. Есть страны и отдельные этносы, которые считают себя обязанными выполнять историческую миссию, возложенную, как они думают, на них Всевышним.

Теймур Абдуллаев

Следуя своей планиде, евреи мстят за обиды, нанесенные когда-либо кем-либо этому многострадальному народу («Мне отмщение и аз воздам» – это из Пятой книги Моисея. «Око за око и зуб за зуб» – тоже из Ветхого Завета). Россияне стараются всех освободить и подсказать дорогу к светлому будущему, хотя, положа руку на сердце, следует сказать, что дорогу эту они сами не особо знают. Британцы, наоборот, желают всех, кого можно, поработить, неся на своих плечах бремя белого человека, считая, видимо, что только англосаксы знают, как обустроить нашу землю. По-моему, только там, где говорят на суахили, люди живут беспечно и спокойно, не неся никакой миссии. Акуна матата!

Мировым жандармом прошлых лет была именно Россия, эстафетную палочку из ее ослабевших рук лишь недавно с благодарностью приняла Америка. Великий российский полководец, генералиссимус Александр Васильевич Суворов поучаствовал в освобождении многих народов в своей жизни. Ему довелось повоевать в Польше, Австрии, на Дунае – против турок. Благо, что эпоха ему досталась неспокойная. Российские войска веком позже освобождали жителей Балкан от неугомонных турок.

ЧЕРНЫЕ ЛЕБЕДИ

Брокер и по совместительству философ ливанского происхождения Ниссим Талеб выделяет в особую категорию происшествия или события, которые меняют ход истории, но которые никто не мог предсказать и которых никто не мог ожидать. Подобным событиям он дал особое название – «Черные лебеди». Лебеди черного цвета, оказывается, являются эндемиками Австралии, и до открытия этого материка остальное человечество их и не видело. Считалось, что лебеди бывают только белого цвета, пока первопроходцы не привезли образцы черных.

Поэтому Талеб и дал такое название категории непредсказуемых событий. Работая брокером на фондовой бирже, он заметил, что чаще всего колебания курсов акций происходят вопреки каким-либо закономерностям. Попытки аналитиков или биржевых инженеров предсказать будущие котировки ценных бумаг чаще всего оказываются тщетными.

Террористические атаки на небоскребы Торгового центра в Нью-Йорке, произошедшие 11 сентября 2001 года, были, по классификации Талеба, типичными «Черными лебедями». Это событие было неожиданным для всего человечества. При этом в эфире оказались записи крушения небоскребов чуть ли не онлайн.

11 сентября стало переломной датой в новейшей истории планеты. Один обозреватель сказал в те дни следующую фразу: «Трагедия в Нью-Йорке, как бы это кощунственно ни звучало, была выгодна всем, кроме пострадавших в ней, разумеется». Для «Аль-Кайды» это была непрошенная и неожиданная реклама. С этой минуты террористическая организация стала образованием, не считаться с которым не могла уже ни одна мировая сила. Для России атака сослужила пользу в том смысле, что в это время наши федералы проводили контртеррористическую операцию в Чечне, за что мировое сообщество без устали клевало наше правительство. Теперь мы имели моральное право на их нападки отвечать, что мы боремся на своей территории с мировым терроризмом. И мировое сообщество действительно прекратило нас критиковать за Чечню. США использовало ситуацию с уничтожением башен-близнецов максимально прагматично. Правительство Штатов не стало размениваться по мелочам. Американцы назначили в качестве виноватого «Аль-Кайду», хотя, думаю, это до сих пор бесспорно не доказано. Базы «Аль-Кайды» находились якобы в Афганистане. Интервенция в эту страну не принесла плодов в плане снижения террористических угроз со стороны исламистских сил. Во главе был поставлен марионеточный президент, до того времени обретавшийся в США. Все, как обычно, ничего не меняется, даже неудобно за их сценаристов: Вьетнам, Корея, Афганистан, потом настала очередь Ирака. Надуманный предлог о каких-то мифических средствах массового уничтожения, якобы имевшихся у Саддама Хусейна. Но хватит, пожалуй, о нашем основном контрагенте, поговорим о делах наших скорбных.

МАЛЕНЬКАЯ ПОБЕДОНОСНАЯ ВОЙНА

Официальная военная доктрина Красной Армии выражалась фразой: «Воевать малой кровью и на чужой территории». Это получилось только один раз – в боях с японской армией на озере Хасан и реке Халхин-Гол. Финскую кампанию зимы 1940 года мы чудом не проиграли, и победа наша была сродни поражению по результатам воинских потерь в живой силе и технике. О репутационных потерях и говорить не приходится. Финны стали одними из наших самых последовательных врагов и участвовали в Великой Отечественной войне на стороне фашистов. Во многом из-за их позиции стала возможной блокада Ленинграда. Война с фашистской Германией вообще оказалась самой страшной и кровавой в истории нашей страны, хотя и планировалась как «маленькая победоносная». В локальных конфликтах всегда идеологи страны-агрессора «назначают» виноватых, потом освобождают народ от этих виноватых и устанавливают новый порядок.

Очередные события из категории «Черных лебедей» появились оттуда, откуда их не ждали. Наше живое участие в украинских событиях разом отбросило нас в глазах мирового сообщества назад, в доельцинские времена, превратило в страну-изгоя.

АВИАЦИОННЫЕ КАТАСТРОФЫ

Когда произошла трагедия с малазийским боингом, сбитым над территорией, где велись боевые действия, стороны начали очередные баталии на информационном поле. Главная вина, по моему мнению, лежит на тех, кто допускает прокладку авиационных маршрутов над зоной боев. Неужели не понятно, что это просто опасно. Нас обвиняют в том, что эта трагедия произошла по нашей вине, с участием нашего оружия, с участием наших военных специалистов. Ни доказать, ни опровергнуть этого полностью никто не может. Когда-нибудь истина, наверное, выяснится, но срок давности может оказаться слишком большим.

Сегодня на дворе такие времена, что скучать не приходится. Когда в Интернете появились сведения о том, что Российские вооруженные силы замечены на территории Сирии, мало кто усомнился в их подлинности. Прошло немного времени, и сведения эти подтвердились. Российские военно-космические силы начали бомбардировки инфраструктуры и коммуникаций ИГИЛ. Всех сегодня интересует вопрос, какими рамками может ограничиться эта военная активность. Ограничится ли военная помощь Сирии воздушной операцией. или предстоят действия сухопутных сил. Факт ракетного обстрела Сирии с акватории Каспийского моря говорит о том, что весь арсенал, применяемый нами, может и не ограничиться воздушными ударами.

В сложившейся обстановке катастрофа нашего самолета А321, произошедшая 31 октября, видится очередным «Черным лебедем». Версий, конечно, возникает немало. Может быть, это техническая катастрофа, а может быть, террористический акт. Некоторые уже договорились до того, что случившееся – дело рук наших спецслужб. При всем недоверии народа к ним надо сказать, что это совершеннейший абсурд. Для того чтобы принять решение, спланировать и реализовать подобное злодеяние, надо, чтобы у нас на Лубянке оказался целый отдел, управление совершенно безумных людей. В это мне не верится.

Значит, существует вероятность и других версий. Те же компетентные органы рассматривают, наверное, арабский след или западный след. Это можно заключить из того, что прекращены рейсы в Египет, а те борта, которые туда сейчас летают, совершают фактически эвакуацию российских граждан, находящихся в Египте. А таковых на сегодняшний день, оказывается, от 45 до 70 тысяч человек.

Ни один из существующих сегодня ПЗРК нашего или натовского производства не дотягивает до высоты 7 километров, на которой находился российский аэробус. Версия с обычными боевиками тем самым как бы отпадает. Если в самолет была подложена бомба, то это уже сложная спланированная специальная диверсия. ИГИЛовцы до сих пор действовали иначе, скорее всего, тут можно говорить о почерке организаций типа «Аль-Кайды». Но какой смысл в таком теракте, если за него никто не берет ответственности?

Насколько я не верю в то, что это могло быть делом рук наших собственных служб, настолько же не верю в то, что можно расследовать подобное преступление и определить виновных в нем с абсолютной достоверностью. Если версия террористического акта будет признана основной, то тогда просто возникнет следующий вопрос: кого назначить виноватым? Несчастные 224 жертвы этой катастрофы могут послужить причиной каких-то дальнейших резких действий со стороны нашего руководства. Это будет самым неправильным поминовением их душ.

У меня есть ощущение, что мы в очередной раз хотим выполнить свою историческую миссию по освобождению кого-то от чего-то, при этом не особо вникая в особенности региона, где мы оказались со своими бронированными кулаками. В России проживает около 20 миллионов мусульман, подавляющее большинство из них – сунниты. Я сам, признаться, не очень понимаю, в чем отличие между суннитами и шиитами, но понимаю одно: поддерживая шиитов в Сирии, мы можем вызвать недоумение и непонимание суннитского большинства внутри нашей собственной страны. Во внешней политике руководство нашей страны, начиная с петровских времен, всегда вело себя как слон в посудной лавке. Но внутри страны стоило бы быть во сто крат аккуратней. Мы же все помним череду межнациональных конфликтов, способствовавших развалу СССР. А в данном случае межконфессиональные трения по своим последствиям могут оказаться страшнее, нежели межнациональные.