7012049654

Воспоминания члена Совета при Президенте России по развитию гражданского общества и правам человека (Москва) Александра Брода об Ильмане Алипулатове-младшем.

…Одну из своих статей Ильман Алипулатов-младший посвятит земляку Тамирлану Казиханову, уроженцу Махачкалы. Молодому журналисту, который погиб при исполнении своих обязанностей в 2005 году в Нальчике.

Вот несколько строк: «Когда мой дедушка, тоже журналист, рассказал мне о нем, я очень заинтересовался, полез в Интернет и стал читать всё, что выдавал мне поисковик. К тому же мне подарили книгу и диск «Тамирлан: на линии огня». Прочитав и посмотрев это, понял, что такого смелого, отважного журналиста я еще не встречал. Произошедшее в октябре 2005 года в Нальчике меня поразило.

Тогда террористы совершили нападение на здание МВД. Тамирлан взял свою камеру и, невзирая на опасность, отправился снимать. Его ранили, но он продолжал снимать, испытывая сильную боль. Он погиб при исполнении служебного долга, смело защищая свой город.

Али Магомедович Казиханов, отец моего героя, сейчас живет в Нальчике и является главным редактором независимой межрегиональной газеты «Северный Кавказ». У него есть взрослый внук Руслан Тамирланович. Очень хотел бы познакомиться с ними и поведать, как я восхищаюсь мужеством их сына и отца.

Я тоже хочу стать военным журналистом, как Тамирлан Казиханов, и даже уже делаю первые шаги в журналистике. В этом мне помогает мой дедушка Ильман Алипулатов. Надеюсь, что стану хорошим журналистом и мой дед будет мной гордиться так же, как и отец Тамирлана гордится им».

Ильман ушел из жизни в прошлом году в возрасте 16 лет. Врачи, родственники, друзья семьи – все вместе боролись с тяжелым недугом мальчика, но спасти его не удалось.

Он оставил статьи в дагестанских газетах «Молодежь Дагестана» и «Орленок». Статьи наивные, в чем-то неумелые, но искренние и чистые. Такие, каким и был сам Ильман. Оставил добрую память у всех, кто знал этого мальчика, который умел восхищаться мужеством и добрыми делами других людей, стремился быть похожими на них.

… Когда-то в школе мы читали о пионерах и комсомольцах-героях. Хотели быть похожими на них, сопереживали тем испытаниям и тяготам, с которыми они столкнулись. Последние годы, когда героики так мало, а пошлости и грязи в избытке, когда смерть стала обыденностью, а прошлое стараются перечеркнуть, возникает запрос на личность, которой хочется подражать. Думаю, короткий, но яркий путь Ильмана еще будет переосмыслен многими.

Вот уже почти десять лет, общаясь с Ильманом Субхановичем Алипулатовым-старшим, легендой дагестанской журналистики, я слышал от него теплые слова о внуке: много читает, хорошо учится, внимателен к людям, особенно пожилым, хочет стать журналистом, часто публикуется, рассудителен не по годам… Несколько раз, беседуя с внуком по телефону, дед передавал мне трубку: хотел, чтобы московский гость сказал мальчику что-нибудь значимое.

Видел я его один раз. Мне показалось, что он и молодой Расул Гамзатов очень похожи внешне. Живые глаза, форма носа, головы… Они были похожи не только внешне. Ведь и в юном Расуле, и в юном Ильмане видели задатки большой творческой личности.

А потом был холмик на его могиле, на который легла бабушка, содрогаясь от слез и причитаний. Рядом вытирали слезы мама и дед…

Как объяснить уход Ильмана, доброго, светлого человека, на взлете, в самом начале жизни? Как и почему случилась эта трагическая несправедливость, которая до сих пор остро переживается родственниками, всеми, кто знал мальчика… Нет объяснений…

Теперь его имя увековечено не только в воспоминаниях учителей, друзей, но и в названии благотворительного фонда, который призван оказывать помощь детям, страдающим онкологическими заболеваниями.

Для меня большая честь быть приглашенным в попечительский совет фонда. Приятно и важно, что руководство Дагестана намерено осуществить первые пожертвования. Думаю, не останутся в стороне и люди бизнеса.

А быть может, его уход – это проверка для всех нас. Чего мы все стоим, как откликаемся на беду, боль близких и не близких людей.

Ильман Алипулатов-младший мог бы стать большим журналистом, большим поэтом или большим ученым. Но уйдя шестнадцатилетним, он все равно займет достойное место среди прекрасных сынов Дагестана, один из которых, Расул Гамзатов, когда-то написал:

Люди, я прошу вас, ради бога,

Не стесняйтесь доброты своей!

Будем достойны памяти Ильмана. Будем делать добро. А он умел делать добро и дарить надежду.