Фото_

«Грех не в темноте, а в нежелании света». Марина Цветаева

Всегда печально, когда на твоих глазах душа покидает пока ещё живой организм. И тонко чувствующий человек такой момент никогда и ни с чем не спутает. Бывает, что смерть не убивает весь организм сразу. Иногда она входит в тело, по капле выдавливая жизнь. Внешних изменений не видно, но полноценной жизни уже нет. Есть некое доживание. И всё, что можно сделать, – попросить прощения и простить самому, пока не пройдена точка невозврата. О чём это я? О нашем среднем образовании, господа, о нём – умирающем без всякой надежды на выздоровление.

Заур Газиев

25 МАЯ ПОСВЯЩАЕТСЯ!

Каждое 25 мая, когда я вижу радостных ребят с расписанными рубашками, то с грустью думаю: как будут жить эти дети с тем, что осталось в их головах после окончания средней школы? И не важно, какие у них оценки и баллы на ЕГЭ. В данном случае интересно, что они вообще вынесут из того, что есть в школьной программе. Понятно, что самые лучшие уроки даёт жизнь, но ведь если одиннадцать лет человека чему-то учили, то должно остаться в голове что-то очень полезное и умное? С другой стороны, многому ли можно научиться у людей, измученных безденежьем, униженных страхом потерять работу, наречённых статусом подневольных бюджетников?! Учитывая, как с нашими бюджетниками поступают на выборах, они же почти крепостные! Скажите мне, пожалуйста, о каком достоинстве может идти речь, если зарплата учителя со стажем в Махачкале составляет около 110 долларов? Кто будет работать на эти деньги? Только тот, кому некуда деваться, или тот, кто действительно стоит именно этих денег.

Я разговариваю с учителем с 30-летним стажем; у неё тысячи выпускников, её обожают ученики. Она при полной нагрузке в школе получает 11 тысяч рублей… Как такое возможно и почему за это не стыдно тем, кто отвечает за образование в нашей стране?!

Согласен, что не всё сводится к деньгам, что учительство – это гражданский подвиг, служение, призвание. Но это же не повод, чтобы относиться к людям как к дешевой рабсиле, чья участь – дожить свой век и освободить место для других, таких же, как они…

Учительство и здравоохранение – самые важные профессии в государстве. Ведь всё в стране начинается с этих людей! И доверять делать эту работу кому попало просто нельзя. А учителя – особенные люди, понимающие, чем они занимаются, понимающие, что их труд – ежедневный поход на экзамен, где у доски нужно доказывать не только свою профессиональную состоятельность, но и человеческий уровень. Сохранить самооценку, понимая, что занимаешься трудом, который даже государство не ценит, практически подвиг. Тут со своими детьми не всегда справляешься, а у учителя сидит в классе три десятка душ, разных по воспитанию и способностям, и он должен держать эту аудиторию и интересом к своему предмету, и уважением к своей личности, и искренней любовью к ним самим.

Я многое не понимаю из того, что происходит в нашей стране. Но самым разламывающим мое сознание явлением является отношение к учителям и врачам. Такое чувство, что нами правят злобные двоечники, ненавидящие образованных людей. Иначе объяснить положение учителей и врачей просто невозможно! Неужели есть кто-то, кто не понимает: учителя – люди, воспитывающие следующее поколение наших сограждан. От них зависит, какой путь выбирают для себя наши дети, по какому пути в следующем поколении пойдет наша страна.

Оглядываясь вокруг и понимая, к чему мы пришли, думаю, что вряд ли найдутся люди, несогласные со мной. Какое уважение к Родине может прививать учитель, получающий нищенскую зарплату?! Понятно, что не хлебом единым… Но ведь и без хлеба никуда не денешься! Представьте себе, что учителям платили бы соответственно их труду, очень нелегкому, самоотверженному и такому важному. Тогда в школу шли бы способные, любящие свою профессию и детей люди. Мужчины, присутствие которых там жизненно необходимо. К вопросу о том, почему в наших средних учебных заведениях катастрофически мало представителей мужского пола: им ведь семью кормить надо, чего не сделаешь на зарплату учителя! Тогда появились бы и гордость за свою профессию, и чувство ответственности за то доверие, которое им оказано, и чувство долга перед государством, оценившим их значимость…

У нашей страны есть ядерное оружие – нас и так никто не тронет. А вот воспитывать грамотное поколение по остаточному принципу в корне неправильно. И это тот процесс, который не догонишь, та работа, которую не переделаешь… Полуобразованные люди, выросшие в презрении к образованию, передают своё отношение и своим детям.

БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ

Быть хорошим учителем – непросто. Это получается только у грамотных, сильных, психологически устойчивых людей. Не могут научить достоинству те, кто привык унижаться и жить со свистом ногайки за спиной. Такие люди передадут только то, чем обладают сами. В учителя должны идти люди, прошедшие тройное сито, чтобы в работе у них было как можно меньше брака. А педагогический брак, между прочим, мы сегодня видим каждый божий день. Подонки, моральные уроды, подлецы всех мастей, говорящие одно, а поступающие совсем по-другому, у нас на каждом шагу. Жить не по лжи стало для нас просто литературным штампом. И к такому положению дел мы пришли не за один день. Скверные учителя истории и литературы, не умеющие донести до учеников главную идею своих предметов, сделали своё чёрное дело. Уважаемый педагогический университет десятилетиями снабжал наши школы продуктом, результат которого очевиден.

Когда сегодня мы видим малограмотных персонажей, навязывающих обществу свои варварские взгляды, я ни на секунду не сомневаюсь в том, какие учителя у них были и чему они их учили. Действительно, учителя бывают разные: сеять разумное, доброе, вечное дано не каждому. Но чем ниже зарплаты педагогов, тем меньше вероятности, что достойные, умные люди придут в эту профессию.

Каков сегодня авторитет учителя? Давайте не будем лукавить – ниже некуда! И не потому, что это плохие люди – просто приоритеты в обществе изменились. У нас в главном почёте люди с деньгами. Любой аферист на дорогой иномарке с перебитыми номерами будет распускать хвост в тот момент, когда человека, приносящего обществу очевидную пользу, задвигают на обочину жизни.

То, что произошло на этой неделе в школе № 34, не инцидент – это горькая правда жизни, в которой мы живём уже давно. Это свидетельство крайне низкого статуса учителя Махачкалы. А случилось следующее: учительница русского языка этой школы сделала замечание ученику восьмого класса за то, что тот сидел не на своем месте. Тот огрызнулся в грубой форме, за что был выдворен из класса. Вместо того чтобы успокоиться, мальчик позвонил своей сестре и матери. А те, даже не разобравшись в ситуации, посчитали возможным наброситься на учительницу с кулаками. Подоспевшие коллеги оттащили женщин от учительницы, которую вызванная скорая помощь госпитализировала с сотрясением мозга…

Для Дагестана всегда было характерно самое уважительное отношение к учителю. Моя приятельница, работавшая по распределению в селе, не раз рассказывала, с каким почетом относились к ней родители учащихся, какой заботой окружали они приехавших к ним молодых специалистов. Даже в кошмарные девяностые я не слышал о случаях, чтобы родственники пришли в школу и избили учителя…

Понятно, что дамы, позволившие себе поднять руку на учительницу, да и сам ученик, наверное, не принадлежат к образованной части нашего общества, но мерзость в том, что раньше необразованные люди с уважением относились к грамотным, а сейчас они их презирают. И я не виню директора школы № 34, о нём очень хорошо отзываются коллеги. Я даже не сомневаюсь, что начальник Управления образования Махачкалы Тагир Мансуров разберётся в инциденте и сумеет защитить учителя. Но проблема ведь шире. Она показывает, какое положение занимают в нашем обществе учителя… А место это неправильное, несправедливое.

На днях разговаривал с одним из директоров махачкалинских школ: «Я каждый раз возвращаюсь из минобровских совещаний с давлением под 200. От нас требуют бороться с коррупцией! Я всё понимаю! Ну пусть хоть кто-нибудь залезет в мою бухгалтерию и посмотрит, откуда я взял деньги на краску для ремонта школьных стен и потолков! Пусть хоть кто-то посидит со мной в кабинете, когда учителя со стажем меня спрашивают, как можно на 8 тысяч рублей жить и выглядеть достойно перед учениками, у которых в руках может оказаться телефон ценой в 10 учительских зарплат. И каждый раз, когда я хочу что-то возразить в министерстве, слышу, что на моё место уже готовы сесть и помахать мне рукой из окна, когда я заберу свои вещи из кабинета. И никому не интересно, какой ценой мы решаем проблемы. Прибавьте к этому и то, что любой родитель может пожаловаться на любого учителя и устроить ему настоящий ад! Заур, у меня большая часть коллектива – пожилые люди. Ещё 4-5 лет – и они уйдут. Кто придёт им на смену? Никто не придет, потому что нет талантливой молодёжи, согласной пахать на 8 тысяч рублей в месяц. А если и есть, то родители или супруги быстро отрезвят их…»

У нас беда. Наше образование в том виде, в котором оно есть, уже исчерпало себя. Имеющиеся методики преподавания сегодня уже не работают. У нынешнего поколения мозги устроены иначе. Ситуацию могли бы исправить талантливые учителя, харизматики, которые своим интересом заразили бы и учеников. Но их всё меньше. Сегодня мы видим, как из-за бездарной государственной политики в сфере образования деградирует очередное поколение молодых людей. И ничего с этим сделать мы не можем. Ничего, кроме как констатировать диагноз и постараться облегчить своим сочувствием процесс умирания нашего среднего образования…