NPK

Новость о том, что партия «Народ против коррупции» снимается с выборов, стала распространяться в Интернете ещё в пятницу в 4 утра. Вероятно, в пресс-службе партии рассчитывали, что к утру их информация уже будет висеть на всех дагестанских новостных порталах. Причиной капитуляции называлось давление, которое оказывалось на эту партию с целью снятия её с дистанции. По этому поводу была организована пресс-конференция в еженедельнике «Новое дело».

Заур Газиев

ПРОЩАНИЕ…

Пресс-конференция поставила точку под всем подковёрным византийством, что развернулось вокруг НПК. Печально, но это случилось, несмотря на то, что ещё 30 июня представители НПК заявляли, что у них достаточно рычагов, чтобы противостоять давлению. Выходит, что они себя несколько переоценили…

И вот спустя три недели мы читаем: «Мы, представители и кандидаты партии «Народ против коррупции», столкнулись с повсеместным проявлением административного давления, которое, по нашему мнению, возможно только по согласованию с главой РД, что он неоднократно демонстрировал, в том числе и в своих публичных выступлениях. Эти несправедливые методы борьбы дошли и до силовых факторов», — заявляют члены НПК. Решение сняться с выборов кандидаты от партии, по их словам, приняли «во избежание дальнейшего конфликта».

Но вот в чём выражалось это давление, так и осталось для меня непонятным. Хотя эта часть истории была бы чрезвычайно интересна. Во всяком случае, на сайте прокуратуры РД не висит информация о поступившем к ним заявлении от НПК. Да и в Центризбиркоме Дагестана ничего о давлении на НПКашников не слышали. Остаётся открытым вопрос о том, почему люди не стали юридически оформлять свои обвинения и куда вдруг подевалась вся их решимость. Очень интересно!

У меня нет к НПК недоверия. В отличие от «Единой России», у многих представителей этой партии репутация порядочных людей. Просто, если граждане решили идти на выборы – им нужно понимать, что борьба предстоит серьёзная, и здесь возможно всё: от слива прослушек и чёрного пиара до шантажа и подкупа. Это выборы! И тот, кто ввязывается в этот процесс, должен понимать, что это такое. Здесь вам будут выкручивать руки и топить вас в помоях. Здесь никто никого не пожалеет. С чего это товарищи из НПК посчитали, что им везде будут стелить красную дорожку? Борьба с коррупцией — дело благородное и нужное, но место у кормушки, даже такое условное, как парламент Дагестана, ещё нужно отвоёвывать, и никто не собирается уступать им своё место. Тем более что мы имеем дело уже со вторым поколением бандитов и их отпрысками. Совесть у них, как впрочем, и тех, кто принял их кандидатуры в избирательный список, убита на генетическом уровне. Напрасно надеяться на то, что будут какие-то общие правила. Достаточно посмотреть в список от партии «Единая России» и увидеть, что одним из первых номеров идёт колоритный персонаж, у которого к неполным тридцати годам на совести уже два убийства. Это к слову о том, что нам обещали обновлённый парламент…

И никому нет дела, что такие кандидатуры дискредитируют даже уже не республиканское руководство, а скорее государственную систему, в которой мы живём, и добавляют козыри исламистам и прочим господам, которые предлагают молодому поколению дагестанцев иную альтернативу. И это совсем не прозападный либерализм…

Я слышал версию, что НПК — это не самодеятельность, за ними стоят влиятельные силы, которым было важно показать наличие в Дагестане движения, которое может доставлять проблемы властям и претендовать на какой-то кусок республиканского пирога. Если учесть, что НПК вплотную был связан с ДУМДом, нет сомнений в том, что на выборы за них голосовать пришло бы огромное количество людей. Продумдовские имамы очень постарались бы поддержать своих кандидатов. А это не «Единая Россия», где без вбросов и бюджетников вы даже минимум не наберёте. Особенно в связи с последними законами, которые понапринимала Дума. Нет сомнений, что и в самом ДУМДе понимают свою силу, но проблема в том, что много лет опекаемые государством они не могут теперь спорить со своим коспонсором. И хотя от коспонсора в последнее время прилетело несколько проблем, типа приказа прислать своего имама в котровскую мечеть, история совместной борьбы с салафитами слишком велика, чтобы играть самостоятельную партию. И, вероятно, в ДУМДе поняли, что несколько мест в НС РД не стоят конфликта с главой республики. Ну а главе республики оппозиционно настроенные борцы с коррупцией не из его лагеря вовсе не нужны. Если бы НПК не снялся сам – его бы снимали по подписям. И без вариантов. Хотя бы потому, что даже мягкие и лояльные клерикалы в представительном органе власти не нужны. В общем, тема протухла сама собой. И вопрос уже состоял в том, что-либо они выпадут из гонки сами, либо их снимут. Если бы у НПК были какие-то планы на будущее, то второй вариант для них был бы предпочтительнее. Народ бы увидел, что власть победила людей, которые против коррупции. Но в Белом доме сидят люди умные, и такой подарок дарить НПК никто не собирался. В общем, получилось то, что получилось…

ЦЕНА ХОДА

Пока мы не знаем, какую цену запросило НПК за снятие с выборов. Если они это сделали бесплатно, то это совсем необдуманно с их стороны, а если за деньги, то к борьбе с коррупцией они не имеют отношение. Сплошной цугцванг…

А что было бы, если исламисты, хоть и лояльные государству, прошли бы в органы власти? Несомненно, это стоило бы главе его должности, и он это понимает лучше других. Но с приходом религиозников во власть началась бы другая история Дагестана…

Каковы последствия того, что думдовские кандидаты решили пойти в политику? Их нельзя назвать неожиданными – в противовес этому дагестанские салафиты позвали на помощь своего защитника и покровителя Максима Шевченко. А он, как известно, даже в аптеку за шампунем без салафитского сопровождения не выходит. Во всяком случае, воспринимать его в отрыве от них невозможно. У огромной части дагестанцев Шевченко ассоциируется с идущими вслед за лесным братством. И хотя продумдовская партия сошла с дистанции, Шевченко делать этого не собирается. Опять же его право. Но люди, идущие на выборы, должны понимать, чьи интересы отстаивает Максим Леонардович. Другим следствием появления НПК в Дагестане стало то, что все увидели, насколько для властей Дагестана неудобны кандидаты от неизвестных партий, это проблема похуже грибка стопы. Но эта история показала, что у ДУМДа есть силы для следующих рывков во власть, и когда они в следующий раз это сделают, они обязательно будут готовы ко всем нюансам, с которыми столкнулись в этот раз. Они однозначно поняли, что они – сила. И это начало истории, развитие которой мы ещё увидим.

Ещё один предвыборный анекдот – это партия «Родина». Забить партийные ряды дагпотребсоюзовцами – это даже не дурной тон, это какой-то сюрреализм. Партия, даже в нашей сплошь бутофорской партийной системе, это не клуб по интересам, это движение, которое должно хотя бы по форме быть привлекательным для самых разных социальных слоёв. Я вообще никак не разделяю идеологических установок «Родины», но даже мне как-то обидно за такой безграмотный список. Господа всё ещё живут в девяностых, где на выборы шли либо заготовители, либо бандиты. Заготовители были однозначно лучше бандитов. Но это время кончилось 15 лет назад! Человек, собирающий деньги на рынке, – не уровень для политической партии даже по тем ушедшим временам. Однако сейчас уже десятые годы XXI века! Сейчас есть Интернет, есть социальные сети и гражданское общество. Видя, как изгаляются в сети над губернатором, сказавшим, что Иван Грозный не довёз своего сына до Петербурга, я беспокоюсь о том, как бы люди, вбухавшие свои деньги в «Родину», не стали таким же посмешищем. Ребята, нельзя так откровенно подставляться! Как, впрочем, нельзя и говорить, что тебя обижают и пытаются вытолкнуть с дистанции, не приводя при этом какие-либо конкретные факты. И если учесть, что хедлайнер «Родины», мягко говоря, не святой и входит в открытый конфликт с властями республики, то можно ждать сливов и подробного рассказа об этапах пути этого замечательного человека. В противном случае получается как с НПК. Кстати, прочитал комменты после информации о том, что НПК снялась с выборов, и увидел массу оскорблений. Отвратительно. Мне кажется, что всегда можно высказать своё отношение, не оскорбляя людей.

Но уход НПК это по большому счёту плохо. Они были интересны избирателям. Люди могли прийти на выборы как для того, чтобы проголосовать за, так и для того, чтобы проголосовать против них. В этом мутном болоте под названием дагестанские выборы подобные возмутители спокойствия просто необходимы. У нас могли случиться выборы, на которых был бы хоть какой-то выбор, а не то, что мы имеем сейчас: выбор между ужасным и отвратительным.

И здесь нужно сказать себе правду – проблема не в НПК или «Родине». Главный камень на шее избирательной компании – это избирательные списки «Единой России». В этих списках нет никого, за кого бы хотелось проголосовать. Такого царства серостей и неинтересных людей я не видел давно. Судя по всему, существующее положение вещей ничто не может поломать. Вероятность появления НПК или «Родины» была бы равна нулю, если бы «Единая Россия» представляла собой нечто, хоть чем-то интересное и привлекательное для граждан. Но … «страшно далеки они от народа». И судя по списку «Единой России» – ничего не изменится. Посмотрим, сколько выборов будет длиться этот ужасный ужас. А пока, всё что я могу – констатировать абсолютный цугцванг.