Фото_к тексту Теймура

Мне говорили, что силовые подразделения Моссад предпочитают набирать в свои ряды североафриканских сефардов, происходящих родом из областей Магриба, как дерзких и бесстрашных по характеру. Тот, о ком я сейчас пишу, был не из них. Он родился в 1925 году на территории Палестины, в местечке Неве-Цедек, и благополучно почил в своей постели в 2014 году в Тель-Авиве.

Теймур Абдуллаев

Имя этого человека – Майк Харари, его называли израильским Джеймсом Бондом. Судьбы некоторых людей настолько наполнены событиями, что их с лихвой хватило бы на две-три человеческие жизни. В его жизни было столько приключений, что и десять человек не заскучали бы, если бы эти приключения достались им.

Люди его профессии не любят фотографироваться по понятным причинам. На последних фотографиях он не выглядит Джеймсом Бондом; думаю, что одним из важных качеств разведчика должна быть незаметная, незапоминающаяся внешность.

Мы часто принимаем политические и военные события окрашенными в черно-белый цвет, это еще с советских времен у нас такая привычка. Красные – хорошие, белые – плохие. А то, что цветов в Гражданской войне было множество, мы не хотим знать.

Точно так же в те годы Израиль считался плохим. А все арабы на свете – наши друзья, и, соответственно, они хорошие. Плохими были и американцы, и вообще все капиталистические страны. Нам казалось, что с той стороны все капиталисты – заодно.

На самом деле тот же Израиль, как в те годы, так и сегодня, подвергается санкциям со стороны США и Европейского союза. А наши оппоненты на земном шаре послезавтра могут стать нашими ближайшими союзниками. Одна рокировка в отношениях с Турцией чего стоит!

***

Так вот, существуют люди действия, им не до рассуждений о том, кто с кем будет дружить завтра. Таким был и Майк Харари. Он еще в детстве для себя решил, что евреев надо защищать руками евреев. Осознал он это, когда взял в руки дубинку и погнался за арабами, убившими его соседа, который был британским офицером. В те времена Палестина (Израиля еще не существовало) находилась под британским мандатом.

Майк вступил в отряд самообороны в 15-летнем возрасте. Потом смышленого подростка, знавшего 5 языков, разглядели руководители элитного отряда «Пальмах». Его направили в Марсель, где он помогал тайно переправлять в Палестину еврейских переселенцев. Тайно от британских властей, которые стали его за это преследовать. Это к вопросу о единстве всего Запада.

В 1972 году проходила летняя Олимпиада в Мюнхене. Палестинскими террористами была совершена атака на олимпийскую деревню, в результате чего израильская разведка «Моссад» получила полный карт-бланш от своего правительства. Операция была названа «Гнев божий». Многие из террористов, членов «Черного сентября» (организации, которая осуществила мюнхенский теракт), легально жили в различных странах Западной Европы. Это слегка облегчило выполнение боевой задачи Майку Харари и его бойцам. Первую ликвидацию им удалось совершить уже через три недели после событий на Олимпиаде. Был убит некий Ваиль Зуайтер.

***

В течение следующих полутора лет было осуществлено еще 13 убийств. Об этих событиях был снят художественный фильм «Черный сентябрь». В ходе операции пострадали и невинные люди, но цель была достигнута: возмездие в основном настигло террористов. До сих пор, хотя уже прошло 40 лет, авторитет Моссад и «Цесарии» настолько высок, что заставляет трижды задуматься, прежде чем перейти им дорогу. Да и граждане государства Израиль получили подтверждение, что за каждого из них оно вступится всеми силами, а это довольно приятно: я бы хотел чувствовать от Кремля такую же заботу и готовность меня защищать.

В 2007 году Моссад пытался провести операцию, способную привести к заморозке иранской ядерной программы. Майк, этот неугомонный старик, которому к тому времени было около 80 лет, занимался в рамках этой операции подготовкой убийств главных лиц проекта (видимо, ученых и администраторов высшего уровня).

В целом на счету Харари числится 40-50 убийств террористов, угонщиков самолетов и т.п. В единственном в своей жизни интервью он сказал следующее: «Понимаешь, созданный вокруг «Кесарии» и «Кидона» (другой отряд ликвидаторов, которым руководил Майк) имидж хладнокровных убийц совершенно не верен. Там не было киллеров в жестоком смысле этого слова. Мы знали, что перед нами тот, кто убивал евреев, и, если останется в живых, продолжит убивать дальше. Исходя из этого, и выполняли свою миссию».

Не каждый способен выполнять грязную, опасную и жестокую работу. Но этот старик, по-моему, исполнял свой долг так, как сам его понимал. Бог ему судья!