Фото_к тексту Теймура_www.культура.рф

После потопа, произошедшего в конце октября, погода все-таки стабилизировалась. На некоторое время. Пока не случился очередной потоп. Вероятно, в связи с возможным ухудшением санитарно-эпидемиологической обстановки каникулы в школах города продлевались дважды. Таких длительных осенних каникул не было никогда. Дети пока радуются, но еще не понимают, что неосвоенную часть школьной программы придется проходить интенсивно.

Теймур Абдуллаев

Я решил выполнить для своей семьи то, что можно назвать культурной программой. Наконец этой осенью завершился ремонт здания, ставшего новым домом для двух городских музеев: историко-краеведческого и историко-этнографического. В нашем городе немало музеев. Кроме двух вышеупомянутых, есть музей изобразительных искусств, музей истории города Махачкалы, музей Боевой славы.

ИСТОКИ

Чем жители одних мест отличаются от других? Жители Пензенской области от жителей Астраханской? Шотландские горцы от дагестанских, к примеру? Лев Николаевич Гумилев считал, что в каждого человека в детстве закладывается информация о наборе этно-культурно-географических ландшафтов, которая оказывает определяющее влияние на формирование личности.

Большинство мест на планете, где цивилизация развивалась более интенсивно, характеризовалось вмещением двух и более типов ландшафтов. Дагестан в этом плане не обделен: у нас в современных границах присутствуют море, горы, реки и степь. Даже слишком много; традиционный этногенез происходил у нас, когда территория Дагестана ограничивалась горами и речными каньонами. Добавление степной территории и моря неизбежно стимулировало толчок в этногенезе. Люди, привыкшие к горам и горным речкам, начали осваивать низинные территории, осваивать нехарактерные им виды добычи ресурсов – рыболовство и морской транспорт. Согласитесь, даже сегодня словосочетание «горец-матрос» звучит забавно, вроде как горе-матрос.

Лично мне близка территория предгорья и моря. А вот в степи я чувствую себя крайне неуютно, особенно если приходится идти по ней пешком. Дорога уходит за горизонт, а места назначения даже еще не видно. Частенько ловил себя на мысли, что в равнинных городах типа Ставрополя, Гомеля мне категорически не хватало моря. Я и у нас в Махачкале не каждый год хожу на море, но, видимо мне уже на генетическом уровне необходимо его видеть, знать, что оно рядом. То есть я тоже являюсь частичкой, пылинкой проходящего в Дагестане этногенеза. Так же, как и все остальные. Это не всегда безболезненный процесс. Люди, сменившие свою среду обитания, еще долго идеализируют свою оставленную родину. Именно поэтому дагестанцы, переселившиеся куда-нибудь в Тульскую область и прекрасно прижившиеся там, долгие годы тоскуют по дому, детям, рассказывают, как там было хорошо и какие там замечательные люди. Поэтому они и стремятся образовывать землячества, помнят свои истоки.

Освоение любого ландшафта велось с помощью определенных орудий и инструментов. Природные условия среды обитания формировали эти орудия и даже тип национальной одежды. Не зря шотландцы носили свои клетчатые юбки, а дагестанцы – черкески.

ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ

Так вот, в один из дней между двумя потопами я решил сводить детей именно в этот музей. Основан он был в 2009 году и располагался поначалу в здании бывшей пушкинской библиотеки, там, где сейчас находится Театр поэзии. Сегодня музею выделили несколько помещений в здании с атлантами (так называют в городе этот особняк). В планах у руководства создать-таки этнографический комплекс «Дагестанский аул». Но это дело будущего, а сегодня музей размещен в нескольких помещениях в вышеуказанном особняке.

Бытовая утварь, посуда, предметы мебели, традиционная одежда, женские ювелирные украшения и оружие – все это отобрано по возможности с привязкой к определенной национальности и периоду времени. Хотя, как сказал мне сотрудник музея, цели достичь хронологического соответствия не было ввиду ограниченности территории и постоянного пополнения коллекции музея. Из современных изделий на стенах висели образцы кайтагской вышивки. Они особенно понравились детям из-за своей необычно светлой цветовой гаммы.

В отдельном помещении воссоздано жилище терских казаков – с иконами, печью, другими характерными предметами быта казаков. В нашем присутствии музей посетила группа детей из селения Кадар Буйнакского района. С удовольствием пройдя по залам и пощелкав своими телефонами, они прошли в другие залы.

Я не ставлю перед собой цели достоверно описать всю экспозицию. Просто я хочу донести до всех мысль, что роль культурных учреждений, таких как музей этнографии, недооценена. Быт прежних времен уже ушел в прошлое. Даже в том же Кадаре, уверен, в каждом доме сейчас налажен комфортный быт, не хуже, чем в крупном городе. Но нашим детям нужны сведения о прошлом – чтобы горская черкеска казалась им близкой и родной, а шотландские килты – забавным, но чуждым элементом одежды. Это нужно для того, чтобы процесс культурной самоидентификации проходил безболезненно и естественным образом.

А где сегодня можно показать детям реальные предметы горского быта: газыри, серебряные накладки на женские ремни? Как объяснить им, для чего они предназначались?

Поэтому я рад, что сегодня открылись оба музея. Каждый махачкалинец обязан сводить в них своих детей хотя бы один раз.