Эпизоотия – это широкое распространение инфекционного заболевания среди одного или нескольких видов животных. Иначе говоря, эпизоотия – это эпидемия среди животных. В человеке соседствует высшая ментальность, сознание, и животное составляющее, представленное, в частности, подсознанием на уровне инстинктов, врожденных и приобретенных.

Теймур Абдуллаев

Мы – существа общественные, наши социальные взаимоотношения прописаны в негласном кодексе поведения, который складывается веками; у каждого социума свой  поведенческий кодекс. В этом зачастую и состоят различия между этносами. Велика роль в сохранении правильного кода тех, кто профессионально занимается воспитанием, в педагогах, но основная ответственность лежит на людях старшего поколения, которые своим личным примером должны являть образец поведения для молодых.

В 1989 году я шел вместе со своим приятелем к нему в гости (это было в Альбурикенте). Поднявшись до площади, на которой находился телефон-автомат, мы увидели, что в будке стоят две девчушки лет 10-12 и явно играют с аппаратом. Мой приятель что-то строго сказал им по-кумыкски, после чего они повесили трубку на место и убежали.

Я его спросил: «Твоя дочь?» На что он мне ответил, что даже не знает их…

Так было заведено: взрослый имел право и даже должен был сделать замечание детям, если они вели себя неправильно; все – и дети, и их родители – воспринимали это правильно. В те годы, если сельский учитель пожалуется на ученика его отцу, то в ответ, как правило, ему предлагали: «Дай по шее прямо на уроке, а я дома добавлю».

Мы были сплоченным социумом, в котором каждый чувствовал ответственность не только за своих родных и близких, но и за каждого члена общества. Этим мы, кстати, выгодно отличались от большинства других регионов России, где чужой мальчик, которому ты сделаешь замечание, мог тебя просто послать по известному адресу.

Буквально через пару лет ситуация поменялась в корне. Те же телефоны-автоматы во всем городе просто разорили, а потом так и не восстановили; они не один год стояли без трубок, с раскуроченными коробками – как памятники «ветру перемен»…

В те годы молодежь любила сидеть на городских скамейках, но делала это довольно своеобразно: или садились на спинки скамеек, а ноги ставили на сиденья, или сидели на на корточках. Забавное и одновременно душераздирающее зрелище. Все эти явления – одного порядка, они по маленькому пазлу складывались в общую картину.

На днях был в школе на родительском собрании. Там классная руководительница высказала одну здравую мысль. Нынешние дети школьного возраста рождены у того поколения 90-х, чьи родители вынуждены были искать пропитание, занимаясь бизнесом или отхожими промыслами, и просто физически не могли заниматься воспитанием собственных детей. И вот сегодняшние школьники в корне отличаются от детей времен СССР. Их родители недополучили в свое время правильных навыков существования в общежитии и, соответственно, не могут дать своим детям того, о чем они в силу обстоятельств сами знать не могут.

На днях в одной социальной сети появился видеофайл. Сюжет такой: мальчик, которого родители послали вынести мусор, бросил пакеты прямо на тротуар. Взрослый мужчина сделал ему замечание. Ребенок вместо того, чтобы извиниться и исправить ситуацию, побежал и пожаловался отцу. Отец вместо того, чтобы дать по шее своему сыну, пошел разбираться с этим мужчиной. Никакого чувства вины за сына он явно не испытывал, никакого уважения к другому человеку – тоже. Наоборот, в «лучших» блатных традициях начал говорить, чтобы у себя дома разбирался, а тротуар общий, и не его дело делать кому-то выговоры…

Это предел. Не экстремизм, не коррупция, не казнокрадство являются первопричинами разрушения нашего общества. Эти три головы дракона растут из туловища общества, в котором правильные нравственные императивы подменены волчьими понятиями: каждый сам за себя; тебя не трогают – не лезь в чужие дела; сдохни сегодня ты, а я уж хоть на один день дольше тебя проживу и так далее. Если мы вкладываем подобное в головы своих детей, то будет лучше, если нас как социум рассеют среди других народов и поскорее ассимилируют. Иначе завтра наши дети, войдя в силу, просто уничтожат друг друга. Ведь волчьи законы предполагают право силы, своей личной или силы своей стаи. Это не эпидемия, это эпизоотия.

Есть, правда, светлые пятна в этой картине. Как-то иду с еще одним своим приятелем, очень религиозным человеком, по городу. В одном месте видим: сидят на корточках двое ребят лет двадцати и курят. Приятель развернулся, подходит к ним и говорит: «А вы знаете, что сигареты плохо влияют на здоровье и воспроизводящую функцию мужчины?»

Надо отдать должное, ребята вскочили, выбросили свои сигареты, извинились…

Пока у нас еще есть такие дети, есть и надежда, что все как-то выправится…