Коллаж

Небеса как фактор земного и человеческого

В предыдущем материале ваш автор, объясняя причины некоторых событий в нашей стране, использовал слова «небо», «небеса», под которыми, конечно, подразумевался бог, некая метафизическая сила…

Багаудин Узунаев

И вот на днях небеса вновь напомнили о себе, но теперь не в переносном, а в прямом смысле: 25 декабря, в день католического Рождества, с небес в Черное море упал лайнер Ту-154 МО РФ с 92 пассажирами на борту. Все они погибли. Всем вечная память…

КУДА НИ КИНЬ…

Катастрофа Ту-154 МО РФ, в которой погибло 92 россиянина разных возрастов и профессий, заставила вспомнить про небеса, про бога не только вашего автора. Я могу привести как минимум три примера, где для объяснения трагедии привлекается фактор бога. Они столь же различны, сколь различны лица, использовавшие его. Каждый из них олицетворяет определенную социальную группу, социальные настроения. Это Божена Рынска, «светский обозреватель и журналист, а также известный скандальный блогер», писатели Проханов и Веллер. Сначала о Рынске.

Она олицетворяет собой позицию либеральной богемы, слоя, который за словом в карман не лезет, лепит правду-матку, как она ее понимает, на дух не переносит патриотизм, считая его замаскированным шовинизмом… Нападки на нее в связи с ее высказыванием я увидел раньше, чем само это высказывание. Судя по ним, можно было предположить, что она совершила какие-то страшное кощунство, как пишут, «глумление» над погибшими в катастрофе. Но когда я прочитал сам пост, то увидел, что проступок Рынски несколько преувеличен. Во-первых, она «глумится» (если вообще «глумится») не над всеми погибшими в авиакатастрофе, а над сотрудниками канала НТВ, да и то – лишь на первый взгляд. Ведь она не называет имен, ее слова касаются исключительно юридического лица – телеканала НТВ (который, кстати, презирают все приличные люди России.) Во-вторых, она объясняет свое отношение к нему. Оказывается, в свое время этот рупор задних мыслей власти чуть не довел ее своей травлей до самоубийства, используя все свои грязные приемы и технологии… Согласен, было бы лучше, если она нашла бы в себе силы сдержаться в такой момент, предвидя, какой гвалт поднимут против нее патриот-шовинисты всех мастей. Но Божена не сдержалась. Предположив, что это месть небес, она завершила свой пост словами: «Осиновый кол в могилу всех пропагандонов!». Что тут сказать… Допекли! Вот и вырвалось… Но даже из этих строк видно, что она имеет в виду не погибших энтэвэшников, а тех, кто жив, здравствует и продолжает свое сомнительное ремесло. Результат был предсказуем и не заставил себя ждать: уже полным ходом идет сбор подписей под петицией за ее выдворение из России; соседи, проявляя несанкционированный патриотизм, обсыпают ее оскорблениями, портят имущество и т. п. А сколько звучит инвектив и инсинуаций в ее адрес – не сосчитаешь! Словом, еще чуть-чуть – и в России появится еще один изгой, если вообще не изгнанник… И такова будет участь всех представителей этого сегмента российского общества, которые осмелятся вякать что-то противоречащее общему воинственному тренду, заданному режимом.

Про бога, говоря об этой катастрофе, вспомнил и Проханов, известный писатель, редактор газеты «Завтра», православный до мозга костей, почти визионер и чуть ли не провидец… Он, конечно, посмотрел на дело шире, с классовых позиций, под углом зрения обделенного слоя россиян. Проханов считает, что падение лайнера, какова ни была его реальная причина, явление не случайное, а знаковое. Не знак ли это, не сигнал ли от небес, рассуждает он, что мы делаем что-то не то, живем не по правде, не по справедливости… Правильно ли это, нормально ли, что одни у нас пьют вискарь ценой в тысячу долларов за бутылку, а другие, гоняясь за дешевизной, травятся дешевым «Боярышником» и гибнут десятками, сотнями, тысячами в затрапезных больницах и лечебницах; что одни, как вице-премьер Шувалов, возят своих породистых собачек (вельш-корги) на новеньком Боинге, а другие безотказно и в любое время, исполняя свой гражданский и военный долг, летят в самолете, которые уже исчерпал свой летный ресурс и, как говорится, на ладан дышит; что одних сажают за украденный мешок картошки, а другого, положившего в свой карман пятую часть акций «Роснефти», носят на руках…

Слушая Проханова, я вспоминал проповедь от 1274 года митрополита Кирилла (тезки нашего нынешнего патриархза), «знаменитого миротворца князей и друга отечества». Приведу ее ради любопытства, чтобы вы убедились, как мало изменилось мировоззрение православного человека за 600 с лишком лет. «Доныне, – говорил он собранию епископов во Владимире, – уставы церковные были омрачены облаком еллинской (греческой) мудрости – ныне же предлагаются ясно, и неведение да не будет извинением. Уклоняяся от истинных правил христианства, какое мы видели следствие? Не рассеял ли нас Бог по лицу земли? Не взяты ли грады наши? Не истреблены ли князи острием меча? Не отведены ли в плен семейства? Не опустошены ли церкви? Не томимся ли ежедневно от ига безбожных и нечестивых врагов? Се казнь за нарушение уставов церкви!» Как видим, позиция этого среза нашего общества также достаточно критична в отношении курса режима на создание узкого слоя сверхбогатых с последующим превращением его в свою социальную базу. Проханов и его единомышленники хотели бы более справедливого распределения богатств России, хотя бы природных. С этой социальной группой режим не считаться не может, так как за нею стоит РПЦ, ВПК и ряд силовых структур. Именно под давлением экономистов этого лагеря (Глазьева, Хазина и др.) власть была вынуждена пойти на изменение действовавшей до недавнего времени системы недропользования.

ФЕДОТ, ДА НЕ ТОТ!

«Думаю, – послушаем мнение Глазьева, – не одного меня, а подавляющее большинство россиян не устраивает система, при которой недра, являющиеся государственной собственностью, то есть принадлежащие всему обществу, служат средством обогащения узкого круга лиц. Как известно, эксплуатация природных ресурсов нашей страны (а их ценность, по оценкам Российской академии наук, составляет не менее 30 триллионов долларов) приносит сверхприбыль – доход, получаемый не за счет деятельности предприятий, а за счет уникальных свойств самих месторождений полезных ископаемых. Этот доход, образующийся вне зависимости от деятельности предприятий, называется природной рентой…»

При Путине эта рента была рассчитана и введена и стала поступать в российский бюджет. Однако в силу обороноориентированности населению и промышленности от нее мало что перепало – все ушло на создание новейших вооружений (как это нам удалось, видно на примере «дымохода» «Адмирал Кузнецов»), а также на создание пояса безопасности для самого режима в виде многочисленных спецслужб, получивших общее название силовиков. Теперь режим вооружен до зубов и закрыт в такой защитный панцирь, что абсолютно недосягаем для несистемных проявлений общественного недовольства. Но даже в этом наглухо закрытом, зашторенном, заколоченном со всех сторон средневековом замке, как видно по некоторым признакам, режим не чувствует себя спокойно. Причина его страхов, конечно, не народ и не общество – с ними он легко справится, благо силушку собрал огромную. Беспокоит его внешний враг, который тоже не дремлет и, судя по последним заявлениям Трампа, собирается резко нарастить свой ядерный потенциал. А с экономикой у него и так все в порядке. Чего не скажешь про нас.

Однако вопрос экономического положения общества и народа власти придется решать, что и предлагает лагерь патриотов прохановского толка. Иначе за него это сделают другие. Уже есть политики, которые поднимают вопрос о справедливом перераспределении доходов от недропользования. И это не Путин, и даже не Навальный. А это – Ходорковский! В экономической части его программы, с которой он собирается идти на президентские выборы 2018 года, прямо заявлено: «В экономической сфере мы выступаем за демонополизацию экономики и распределение природной ренты на персональные пенсионные счета граждан». Как в Саудовской Аравии. Что противопоставит режим такой программе, чем побьет карту недавнего «узника совести» – я не знаю. Разве что будем раздувать этнический момент, твердить: мол, еврей, жид и по этой причине является абсолютным врагом всех православных России. И знаете, этот аргумент всегда срабатывает, как будто у русского народа есть ген, ответственный за антисемитизм, который бодрствует денно и нощно…

Теперь я перехожу к анализу позиции писателя Веллера, также привлекшего бога для объяснения случившего 25 декабря. Он тоже не является поклонником путинского режима, но его критика носит, как говорят, конструктивный характер, он осторожен в оценках, но всегда компетентен в проблеме, которую анализирует.

«Теракт это или нет, – излагает он свою позицию, – легче от этого не станет. Людей от этого не вернешь. Потому что если это некая, скажем, техническая катастрофа, то в чем-то это, может быть, еще страшнее, потому что это напоминает некое вызывающее суеверие, нежелание «парня наверху», чтобы Россия продолжала всю эту историю с Сирией. То есть это такой весьма суровый указующий знак. Это те знамения, которых в древности все, от египтян до римлян, сильно пугались и соображали, что же говорят боги, как это надо понимать, и если они не хотят, их повелениям лучше следовать…»

Действительно, знамениям и знакам в древности придавали большое значение. И следовали им. И только самые дерзкие решались идти против судьбы. В истории есть немало любопытных эпизодов, подтверждающих это. Вот один из них. 28 сентября 1066 года вождь викингов и герцог Нормандии Вильгельм I Завоеватель высадился на английский берег с целью захвата этого острова. Сходя на берег с корабля, Вильгельм споткнулся и упал. Воины охнули от испуга, увидев в этом плохой знак. Но тот быстро вскочил на ноги и успокоил их: «Чему вы удивляетесь?! Я просто обнял эту землю своими руками и клянусь – она будет ваша!»

Наконец, Веллер, а в его лице вот этот возрастной, разумный, миролюбиво настроенный слой нашего общества выражает сомнение в целесообразности нашего участия в сирийской войне.

«Чего ради? На фига нам эта Сирия? Сколько уже людей погибло… Ну хорошо, будет там база. Что мы будем делать с этой базой? Прошли те времена, когда территория и количество людей были равнозначны экономической и военной мощи. Сейчас все держится на технологиях, на мозговом потенциале, на уровне научно-технического развития…»

И все это вроде бы понимают, в том числе и самый главный человек в России, а воз, как говорится, и ныне там…