Фото_Много шума из ничего

«Когда из инструментов в руках только молоток – все проблемы кажутся гвоздями» Френсис Фукуяма

Поздравление министра по делам молодёжи с Днём святого Валентина стало поводом, по которому социальные сети в очередной раз затряслись от возмущения. Что страшного или оскорбительного в том, что человек кого-то поздравляет с Днём влюблённых, я так и не понял. Но мы должны признать, что есть люди, для которых даже упоминание о том, что кто-то из сограждан признаёт праздники, отмечаемые в западном мире, является чем-то оскорбительным. И вот эта нетерпимость и является одной из предпосылок гражданских конфликтов.

Заур Газиев

После знаменитого «Фестиваля красок» у нас не было случая, чтобы люди так откровенно демонстрировать своё неуважительное отношение к своим светским согражданам. Ещё удивительней, что эта волна ненависти и нетерпимости раскручивалась очень даже активно. И явно из одного центра. Я попытался найти источник на Фейсбуке – наткнулся на бот. Если это делается не под своим именем, если идёт активная рассылка и провоцируются массовые перепосты, то, значит, у этой истории есть свой заказчик. И здесь нужно поздравить Арсена Руслановича: если его заказали, значит, он чего-то да стоит в этой жизни. Ничтожных людей так не мочат. Для министра, который пребывает в должности неполный год, это успех. Однако у этого успеха есть и свои вполне конкретные причины – человек просто работал. Самоотверженно, искренно, честно. Бывало и такое, когда людей в поездки отправлял, оплачивая им дорогу из собственных средств. А бывало и такое, когда всем министерством отказывались от зарплаты, чтобы отправить кого-то на форум. Такое отношение к делу я в Дагестане видел нечасто. Знаю лично господина Гаджиева и то, как он относится к окружающим, в частности к своим работникам. Поэтому могу сказать, что вполне понятно, почему вдруг появились люди, которые сами от своего имени поддержали Арсена Гаджиева, несмотря на потоки некрасивых и откровенно вымышленных обвинений. И это были не родственники или личные друзья и знакомые, а те, кто не понаслышке знают этого человека и поэтому понимают, насколько некрасиво всё то, что высказывалось в его адрес. И если в первый день мочилова мракобесы наступали, то на второй день их атака захлебнулась. И для меня это отрадный факт.

***

Дагестан – дом для очень разных людей. И здесь всегда были очень разные люди. Горцы – индивидуалисты. У каждого всегда было своё собственное мнение, и тем ценнее становилась достигнутая между ними договорённость. Более того, это разнообразие и создавало тот причудливый ковёр, который всегда представляла собой Страна гор. Я так и не понял, с каких это пор поздравить представителя другой религии или иных взглядов, пожелать людям чего-то хорошего стало поводом обвинять человека во всех грехах. Мы столкнулись с ситуацией, когда воинствующее мракобесие повторяет, по сути, то же самое, что делали воинствующие атеисты. Однако атеисты сейчас не устраивают терактов, а люди, так агрессивно отстаивающие свою искаженную картину реальности, способны на кровавые действия. «Нет принуждения в исламе», – уже как будто не работает. Я полагаю, что правоохранительные органы должны были обратить внимание на охрану этого министра. У нас не так много во власти людей, готовых отстаивать светский принцип устройства нашего государства. Пока мы видим только тех, кто откровенно подыгрывает гражданам, демонстрирующим нетерпимую религиозность и пытающимся её при каждом удобном случае навязывать окружающим. Я понимаю, что кто-то стремится превратить Дагестан в Афганистан, знаю, для чего это делается, но я не понимаю людей, которые добровольно играют роль пехоты, готовой кричать «распни его» только за то, что человек поздравил людей, празднующих 14 февраля. Не может быть цивилизованным общество, где сограждане не хотят принимать разнообразия и толерантного отношения к своим соотечественникам. Мир сложнее и разнообразнее, чем был когда-либо, и очень не хотелось бы, чтобы малограмотные, ограниченные в своём понимании жизни люди выносили приговор тем, кто стоит на другом уровне эволюционной спирали.

***

Чисто теоретически человек может деградировать сколь угодно долго. Но, несмотря ни на что, сегодня мы можем констатировать: ситуация, при которой Дагестан мог стать клерикальным государством, уже в прошлом. Мы всегда будем консервативным, традиционным обществом. Для нас всегда будут важны правила приличия и моральная гигиена человека, но лезть в личное пространство других у нас не будут. Дагестанцы слишком прагматичны и образованы для этого, мы привыкли к удобствам и определённому качеству жизни. Какое-никакое образование всё-таки удерживает нас в русле западной цивилизации.

***

Ещё одна тема – это комментарий ДУМД Дагестана к фильму «Матильда». На мой взгляд, им не нужно было влезать в склоку между разными и совсем не однозначными сторонами. Для не очень посвящённых краткая история предыдущих серий. Всё началось с того, что вдруг неожиданно возникла знаменитая прокурор Крыма Наталья Поклонская, возмущённая якобы оскорбляющим чувства верующих рассказом о романе Николая II и балерины Матильды Кшесинской в фильме Алексея Учителя. С точки зрения процедуры она поступила правильно. Поклонская обязана была проверить целевое расходование государственных денег, выделенных на этот фильм из Фонда кино, по тому ли сценарию снимается фильм, на который были выделены государственные деньги. Может, фильм был снят по совершенно другому сценарию, на который деньги из Фонда кино не выделялись? В ее заявлении слово СЦЕНАРИЙ – ключевое. Она была явно в курсе того, что Алексей Учитель мухлевал с этим. И тут понеслось. Выяснилось, что деньги на фильм отдавались как безвозвратный кредит. Кипрские оффшоры, сумки с наличными долларами, часы в подарок главе президентской администрации за 400 тысяч долларов. Чем больше подробностей, тем больше понимания: российское кино – это такая же помойка, как и вся наша насквозь коррумпированная система.

***

Только одна цитата: «Как только мы получили деньги, Винокур (Владимир Винокур – руководитель фонда, через который финансировался фильм) говорит: «По нашим правилам надо отблагодарить. Денег у Кожина немерено, что ему нести деньги!» Бывший винокуровский директор Михаил Шейнин присылает Винокуру фото нескольких часов для подарка Кожину, Винокур мне на своем телефоне, на большом экране, показывает: «Вот, как ты думаешь, какие?» Цена часов от 250 до 400 тыс. долларов. Я ему говорю: «Ты же знаешь его давным-давно, сам выбирай». В итоге часы купили самые дорогие, за те самые деньги для проекта о Кшесинской. На моих глазах он понес их Кожину через дорогу. Это, наверное, его 10-е или 20-е часы. Это был подарок за помощь в организации проекта «Матильда». Он также утверждает, что Винокуру деньги эти нужны были для личных целей. В ноябре 2011 года пришли в Фонд Винокура первые $10 млн на фильм «Матильда», и уже в январе 2012 года он полностью погасил свой личный кредит в банке ВТБ. Деньгами «Матильды»… По словам людей, знающих мир российского кино, отмывание денег там является традиционной практикой. Однако на проекте фильма о Кшесинской были превышены все разумные пределы. Из них также был выдан аванс Алексею Учителю – три миллиона на его фирму «Рок» и миллион долларов наличными. Он вынес их из кабинета Винокура на Славянской площади. Однако, вместо того чтобы начать снимать, он отвергал один сценарий за другим и снимал проект с «Первым каналом». В итоге Фонд Владимира Винокура составил досудебную претензию к Алексею Учителю. Сначала хотели убрать Учителя из проекта, согласились с этим и Кожин, и Винокур. У Винокура был выход на самого Путина, казалось бы, куда еще выше, проблем не будет. Однако люди не учли, что Учитель в тот момент снимал кино о Гергиеве и сблизился с ним. А Гергиев ближе к Путину, чем даже Ролдугин. Было и такое: министр финансов Кудрин стоял на прием к Гергиеву. Гергиев принял его около пяти утра, потому что любит работать до семи утра… В общем, Учитель пожаловался Гергиеву, что проект может быть продан американцам. И, не вдаваясь в подробности, Гергиев позвонил Путину или просто припугнул, что он позвонит. Тогда уже Кожин говорит: «Беру свои слова обратно, возвращайте Учителя. Американцы отбирают проект, а вы же знаете, как Путин не любит американцев».

***

Это только выдержки из этой истории. И вот на фоне всего этого карнавала со своим комментарием выступает ДУМД… Это, конечно, их личное дело, но вот какой смысл делать то, на фоне чего ты потом будешь глупо выглядеть. Они всё же не в том статусе, чтобы лезть в такие дрязги. Там и без них хватает такого, от чего волосы дыбом встают.