Я неоднократно писал о тех, кто населяет одну с нами, людьми, среду обитания. О животных, домашних и бродячих. Город – это не популяция одного вида, человека, город можно назвать биоценозом, местом обитания различных животных, растений, одноклеточных, бактерий, грибов. Взаимодействие этих организмов – явление, существующее объективно, вне зависимости от наших желаний.

Теймур Абдуллаев

Итак, произошла трагедия, о которой мы уже все знаем. Вечером 19 февраля на Редукторном поселке, в районе кинотеатра «Пирамида», было обнаружено тело девятилетней девочки со следами укусов хищных животных. Нет предела горю родителей. Искренние им соболезнования!

Эта трагедия произошла не вдруг, не как гром среди ясного неба. Некоторое время назад, 9 февраля, в одной из социальных сетей состоялась дискуссия по поводу возросшего числа бродячих собак, причем именно в Редукторном поселке. Ужасное совпадение. В споре сошлись две стороны: зоозащитники и сторонники так называемых догхантеров. Я стараюсь не участвовать в подобных дискуссиях, потому что истина не бывает двухцветной, черно-белой. Палитра жизни сложнее. Но, каюсь, я больше придерживался точки зрения первых, а не вторых (да и сейчас тоже остаюсь при том же мнении).

По результатам этой трагедии в администрации города были приняты организационные меры: в понедельник, 20 февраля, произошло аппаратное совещание, на котором было обсуждено это трагическое происшествие. Проводится служебная проверка, на период которой отстранен от работы начальник УЖКХ Махачкалы, уволен его заместитель, курирующий данный вопрос. Все полномочия по данному подразделению мэрии возложены на заместителя главы муниципалитета Камиля Изиева. Муса Мусаев поручил принять срочные меры по недопущению повторения воскресной трагедии. Это касается отлова бродячих животных на улицах и дворах муниципалитета и доставки их в специализированный приют для бездомных животных. Было отмечено, что властями уже определено место, на котором будет возведен спецприемник. По факту гибели ребенка Следственным комитетом России по Дагестану возбуждено уголовное дело по статье 293 («Халатность, повлекшая по неосторожности смерть человека»).

За пару недель до этого было отмечено, что догхантеры (Охотники на собак. – Прим. автора) появились в Махачкале и Ленинкенте. В Ленинкенте был проведен массовый отстрел бродячих собак. В связи с теперешними событиями, думаю, это примет массовый характер. Надо признать, что у населения немало оружия на руках и многие не откажут себе в сомнительном удовольствии опробовать его на животных.

Когда я был ребенком, в нашем дворе постоянно жили бездомные собаки, которые имели свои клички и которых мы старались прятать во время визитов гицелей (Ловцов бродячих животных. – Прим. автора). Это, что ни говори, имело определенное гуманистическое воспитательное воздействие на детей. Характерно, что дворняжки тех лет были мелкими и пугливыми, они не нападали на людей ни в коем случае. Наиболее дерзких в ходе естественного отбора просто уничтожали, выжить могли только те, которые людей боялись и которые знали, что к человеку можно подойти, только униженно виляя хвостом.

Нынешнее поколение бродячих собак почему-то крупнее, они похожи на волкодавов и, видимо, совсем не пугливые.

Был опубликован скрин отчета о выигравших тендер на отлов (а не отстрел) бродячих собак. Сумма тендера – 2 млн 900 тыс. рублей; для всего Дагестана, как мне кажется, это сумма ничтожная. Ведь сюда должны входить такие статьи, как расходы на транспорт, ГСМ, орудия лова, зарплата исполнителям. Не знаю, реально ли сделать за эти деньги хоть что-то.

Как борются с бродячими животными в других странах? Опыт западных стран примерно одинаков:

– разработка законодательства в данной области;

– осуществление государственного контроля;

– обучение и просвещение граждан;

– организация стерилизации животных;

– организация приютов и многое другое.

Надо сказать, что Германия является первой страной, в конституции которой закреплено гуманное отношение к животным. Опыт этой страны показывает, что решить проблему бездомных животных за один-два года невозможно, для этого необходимо 7-9 лет. Конечно, это так, если вести речь о максимально гуманном, цивилизованном решении проблемы.

В Махачкале, к сожалению, ситуацию довели до человеческой трагедии. Есть опасность, что догхантеры решат ее по-своему – с максимальной жестокостью. Беда нашего города в том, что мы ждем с решением проблемы до последнего, а потом начинаем проявлять рвение, и носит это, к сожалению, не постоянный, а кампанейский характер. Так было со всеми проблемами, с которыми столица сталкивалась в последнее время: очистили КОР – отрапортовали об этом и успокоились. А сейчас он, возможно, хуже прежнего. Побороли эпидемию кишечных болезней этой осенью, а что творится сегодня с питьевой водой – опять не знаем. И так далее…

Если бы для бездомных животных удалось построить приют, то в нем с удовольствием стали бы работать волонтеры, которых у нас, к счастью, хватает.

В любом случае эту проблему придется решать в ближайшее время, не забывая при этом, что, кроме бездомных собак, есть крысы, мыши и другие разносчики антисанитарии и болезней.