Коллаж

О далеко идущих процессах в российском и постсоветском пространстве

Сегодня ситуация, как минимум, в двух российских мусульманских субъектах и в одной зарубежной мусульманской же стране может служить указателем на некие глубинные процессы, происходящие с нашей страной…

БагаудинУзунаев

Именно «с», потому что завершиться они могут такими последствиями, которые значительно изменят ее политическую конфигурацию и вес.

ГАЗЕТА МОЛОДЕЦ, НО…

Это, во-первых, ситуация в Чечне на фоне разгоревшегося конфликта… или, как говорят некоторые, перепалки между «Новой газетой» во главе с г-ном Муратовым и чеченским муфтиятом во главе с муфтием этой республики Салах-Хаджи Межиевым. Фабула истории читателю известна: по сообщению «Нового дела», в Чечне будто бы производились бессудные казни над лицами, подозреваемыми в нетрадиционных половых отношениях. Речь идет о принятия Высоким религиозным собранием республики резолюции, где содержатся слова о «возмездии к подстрекателям», под коими подразумеваются авторы издания, отстаивающие права сексменьшинств на жизнь и выбор ориентации.

Газета смело указала на эти факты, призвав правоохранительные органы принять соответствующие меры и остановить этот правовой и криминальный произвол. Реакция на призыв превзошла по ожесточенности даже сам повод, вызвавший ее. Г-н Муратов направил обращение к министру Чечни по национальной политике, внешним связям, печати и информации ДжамбулатуУмарову с просьбой дать оценку поведению религиозного сообщества Чечни. Каков был ответ г-на Умарова – вы знаете. Приведу из него лишь один,наиболее яркий абзац. Иного и быть не могло. «Господин Муратов! Я, как должностное лицо, имеющее к СМИ самое непосредственное отношение, понимаю, что побудило Вас обратиться к муфтию Чечни Салаху-Хаджи Межиеву. Тревога по поводу Ваших журналистов. Не волнуйтесь, чеченцы не трогают безоружных людей, даже если они негодяи. Это, увы, подтверждает Ваше незнание наших вековых традиций. Презирать – да, но не…».

Успокоил ли этот ответ господ журналистов «Новой газеты»? Не знаю, но предполагаю, что не очень…

Сегодня этот инцидент находится на стадии подачи иска в суд на газету, о чем официально сообщил советник главы Чечни Рамзана Кадырова по религиозным вопросам Адам Шахидов.

Вполне понимая правозащитные позиции газеты, хотелось бы, однако, понять другое: почему геи, гейство, которые на мусульманском Кавказе однозначно осуждаются, должны зайти в своих правах так далеко, чтобы демонстрировать свою нетрадиционную ориентацию, проводить уличные шествия и манифестации? Кто сможет защитить их от толпы, пусть и безоружной? Такие шествия в условиях Кавказа выглядят как провокация, а те, кто их защищает, невольно становятся провокаторами. Подчеркну еще раз: невольно. Я не думаю, что «Новая газета» стремится раскачать ситуацию на Северном Кавказе – со всеми вытекающими из этого последствиями…

ЧЕЧНЯ – СОДЕРЖАНКА?

О каких же обстоятельствах можно говорить в случае такой раскачки? Вы их и сами прекрасно знаете, их нам постоянно напоминают господа Жириновский, Михеев, Никонов, Шаркунов, Лимонов и т.п. Это выпадение Северного Кавказа из состава Российской Федерации. При этом есть мнение, что он уже стоит на самом пороге этого самого выпадения. Ближе всех остальных субъектов к этому находится якобы Чечня.

Некоторые особо патриотически настроенные эксперты даже говорят о зависимости Кремля от Чечни, а не наоборот. То есть нам предлагаются ситуация, описанная формулой «хвост вертит собакой», а не наоборот… А писатель-депутат Госдумы Шаркунов, вообще описывает ее формулой «плата орде», добавляя, что такое положение унизительно для России и опасно для ее будущего.

Экономически зависимость описывается так: «На этом строится российская империя. И это не только плата за мир. Есть дотационные регионы, которые внутри этой империи находятся просто на содержании. Чечня – один из них…», – Михаил Хазин.

Яснее не скажешь…

Однако сама Чечня устами своего лидера Рамзана Кадырова оценивает свою роль и место в Российской Федерации диаметрально противоположным образом. Недавно, говоря о «Роснефти», с которой у соседней республики идет хозяйственный спор, Кадыров назвал позицию компании «несправедливой в отношении Чечни». Учитывая, что «Роснефть» вкупе с «Газпромом» считаются параллельным бюджетом Российской Федерации, эти слова вполне можно отнести также и к последней. И я больше доверяю словам Кадырова, который знает ситуацию изнутри, чем статьям журналистов и писателей, страдающих недугом имперского превосходства над всеми и вся, о чем не раз писал в своих статьях.

ПРИВЕСТИ В СООТВЕТСТВИЕ?

Примерно так же расценивают ситуацию и либерально настроенные эксперты. Например, Юлия Латынина. «Если вы имеете дело с отморозком (неважно, в качестве противника или в качестве союзника), – начинает она издалека, – то главный в этой истории не тот, у кого больше силы, а тот, кто отмороженней. Это такое правило, которого не было в XIX веке, а сейчас оно есть. Вот, вопрос: кто главный в связке Кремль-Чечня? Ответ: конечно, Чечня. И не потому, что у Кадырова есть армия, а потому что нет тормозов. И, кстати, кто был главный в конфликте Путин-Обама? Конечно, Путин, потому что у Обамы тормозов было больше…»

Это описание я привел для того, чтобы читатель лучше понимал те перемены в мировой политике, которые сегодня, после небольшого, лет в сто перерыва, вновь вступили в свои права. Сегодня снова историю делают личности, хотя весь ее ход был, казалось, направлен на избавление человечества от субъективных черт и наклонностей лиц, прорвавшихся к власти!

Но вернемся к нашим описаниям. Очень уважаемый мной эксперт Станислав Белковский тоже прокомментировал ситуацию с конфликтом «Новой газеты» и духовенством Чечни. И он в своем описании вышел на очень серьезную тему – тему неизбежного отпадения Северного Кавказа от России. Отправной точкой для подобных далеко идущих выводов он взял такой небесспорный факт, что «Чечня де-факто давно уже не является ни составной частью, ни политической, ни правовой системы РФ. Она абсолютно независимое государство».

Более того, Белковский, не скрываясь, ратует за то, «чтобы привести формальное состояние Чечни в соответствие с фактическим…»

***

Но еще важнее для нас его обоснование необходимости этого. «В любом случае, я думаю, – пишет эксперт, – что Чечня, Дагестан, Ингушетия в обозримой исторической перспективе покинут состав РФ. Хотим мы того или нет. Они покинут еще и потому, что помимо правовой логики, политической существует еще историческая логика, которая объясняет нам, что эти регионы были присоединены, эти территориирегионамистали уже в составе Советского Союза, были присоединены к России, к российской империи как необходимая перемычка между империей и Закавказьем. С целью поддержания контроля над Закавказьем. Сейчас, когда Закавказье необратимо отпало от российской империи или, по крайней мере, отпало в долгосрочной перспективе, кто там знает, никто не знает, что будет через сто лет, естественно. На протяженный отрезок истории эта собака сбежала от нас. А раз собака от нас сбежала (надеюсь, что слово «собака» в данном случае будет воспринято как метафора, а не как попытка кого-то обидеть), то не нужен и поводок, который удерживает давно сбежавшую собаку…».

На мой взгляд, это очень убедительная, очень меткая метафора, и она указывает не только на глубокую наблюдательность автора, но и очень смахивает на своих сестриц, которые рано или поздно, так или иначе, воплощаются в жизнь. Ведь «собака», под которой Белковский подразумевает Грузию, действительно «отпала» от России, сбежала из «тюрьмы народов», как называют недоброжелатели России нашу империю.

«Неужели мы стоим на пороге второго этапа ее распада?» – приходит мысль в связи с рассуждениями Белковского.

ОТКАЗ ОТ КИРИЛЛИЦЫ

Но ситуация с Чечней не единственный признак тех глубинных процессов, с упоминания которых я начал свою статью. Нечто похожее происходит и в Татарстане, и в Казахстане (последний вообще считался образцовой неотъемлемой частью «русского мира»). «Наконец-то мы испугались, – говорит эксперт, имея в виду события в Чечне. – Наконец мы поняли, что все это не детский лепет. А почему не поняли этого раньше, когда убили Немцова? Это вопрос, который мы должны адресовать себе самим. Когда можно серьезно начать воспринимать такие вещи. Тем не менее, я бы сейчас сказал, что больше угрозы от конфликта с Татарстаном, где федеральный центр повел наступление на финансовую систему этой республики. И тем самым поставил под сомнение вообще права этой республики распоряжаться самой собой, которые были так дороги Казани на протяжении многих лет. И Татарстан гораздо более уязвимое звено в цепи российского федерализма, чем исламские регионы Северного Кавказа…».

Но пока он не проявил эту свою уязвимость, что, наверное, следует списать на сдержанный темперамент татар. Они стерпели даже запрет федерального центра вернуться к более естественному для татарского языка, как и вообще для всех тюркских языков, латинскому алфавиту, смирившись с могучей волей Кремля, пытающегося удержать распадающуюся на глазах империю.

***

Наконец, скажем несколько слов про Казахстан, где принято решение отказаться от кириллицы и перейти к латинице. Об этом сообщает газета «Егемен Казахстан» («Независимый Казахстан»): «Есть глубокая логика перехода на латинскую письменность, – говорится в тексте. – Это связано с современными технологиями, средой и коммуникациями, также с особенностями процессов в обучении и науке 21-го века. Со школьной скамьи наши дети изучают английский язык и учат латинские буквы, поэтому для молодого поколения не должно возникнуть никаких трудностей и преград. До конца 2017 года с помощью ученых и обсуждения в обществе необходимо принять новый стандарт графики алфавита».

Россия устами одного своего издания не преминула напомнить, что «перевод на латиницу письменности всех тюркоязычных народов, живших на пространстве Российской Империи, является давней пантюркистской идеей…» Но пойдет ли Россия на большее, чем газетная критика желания верного Казахстана сделать первый шаг по выходу из-под спуда «русского мира»? На этот счет есть разные мнения, в том числе и такое: «Что будет? Будет полная тишина и замалчивание. Кремль и сам не пикнет, и зомбоящику прикажет заткнуться. И не будет никаких обсуждений и темы «А чо там у казахов?» И не будет «фашиста Назарбаева», а будет «старый друг, ведущий страну по своему оригинальному пути». Почему? Потому что Казахстан – могучая современная страна, идущая по пути резких экономических преобразований. Потому что у Казахстана, хоть и постсоветская, но армия…».

Так ли все будет – мы еще увидим…